Версия для печати 1554 Материалы по теме
Китай установил мировой экономический рекорд

китай
Китай вышел на первое место в мире по темпам экономического роста. Об этом сообщила вчера газета «Жэньминь жибао»: в течение последних пяти лет темпы роста экономики КНР превысили мировые более чем на 8%. Независимые эксперты отмечают, что экономическое чудо Китая обусловлено наличием дешевой рабочей силы, а также эффективной политикой привлечения внешних инвестиций. Россия могла бы повторить успех Китая, если бы развивала научно-технический потенциал страны. Однако власти выбрали более простой путь – опору на экспорт сырья. Подражание китайским долгосрочным программам в виде приоритетных нацпроектов, по мнению экспертов, оказалось безуспешным.

По итогам последних пяти лет Китай вышел на первое место в мире по темпам экономического роста. Об этом вчера стало известно из редакционной статьи печатного органа ЦК Компартии Китая – газеты «Жэньминь жибао». Период с 2006 года по 2010 год приходится в Китае на 11-ю пятилетку. «Хотя 2010 год еще не закончился, но уже очевидно, что в 11-й пятилетке китайская экономика совершила новый скачок, – сообщается в «Жэньминь жибао». – В 2006–2009 годах за четыре года среднегодовой рост ВВП составил 11,4%, что на 1,6 процентных пункта превышает показатель 10-й пятилетки, который составлял 9,8%». За указанный период, как уточняет газета, темпы экономического развития КНР превысили аналогичный показатель роста мировой экономики более чем на 8%.

Особую гордость у китайских специалистов вызывает тот факт, что высокие темпы роста ВВП удалось поддержать, несмотря даже на негативное влияние мирового финансового кризиса и на серьезные стихийные бедствия. За первые шесть месяцев текущего года темпы роста китайской экономики составили 11,1%, что на 3,7% выше показателя за аналогичный период 2009 года. В марте 2010 года на очередной сессии Всекитайского собрания народных представителей премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао объявил о намерении правительства обеспечить рост ВВП страны в текущем году на уровне не менее 8%. Но уже в конце августа руководитель Государственного статистического управления КНР Ма Цзяньтан заявил, что в 2010 году данный показатель может достичь 10%.

Большинство независимых экспертов отмечают, что, с одной стороны, наращивание Китаем экономической мощи положительно для России. «Это выльется в рост доли КНР как потребителя российских энергоресурсов и в увеличение объема китайских инвестиций в экономику РФ, в первую очередь в перерабатывающие отрасли и энергетику», – говорит глава филиала международного холдинга AsstrA в Китае Олег Кравченко. Руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований компании Brunswick Rail Дмитрий Бовыкин подтверждает этот тезис данными по грузовым железнодорожным перевозкам России. Из-за роста экономики Китая произошли существенные изменения в структуре и направлении ж/д-перевозок. «Даже в кризисном, 2009 году перевозки на восток выросли по некоторым направлениям на 40% за счет роста потребления китайской экономикой российского угля, стали, минеральных удобрений и нефти», – сообщает Бовыкин.

Однако, с другой стороны, рост китайского спроса на российское сырье еще больше усугубит национальную болезнь России – зависимость от экспорта природных ресурсов. Чем выгоднее стране экспортировать свое сырье, тем меньше возможностей и, самое главное, желания у высшего руководства диверсифицировать экономику. Большинство экспертов отмечают, что кризис дал возможность многим странам вылечиться от своих хронических экономических болезней. Китай вовремя воспользовался этой возможностью, а Россия – нет. Причем, по словам экономистов, проблема России состоит в том, что она теперь не сможет пойти даже по уже проторенной китайцами дороге. Потому что упущены и время, и технологические возможности.

Первая составляющая успеха китайской экономики заключается в главном национальном преимуществе Поднебесной на фоне остальных стран. Речь идет о наличии в Китае такого «нескончаемого ресурса», как люди. Огромный объем населения, готового, по описанию экспертов, «работать за миску риса», обеспечил Поднебесную очень дешевой рабочей силой. Но Китай на этом не остановился. И вторая составляющая успеха его экономики, по словам гендиректора компании «ФинЭкспертиза» Агвана Микаеляна, заключается в том, что «Китай открыл возможности для иностранных инвесторов и убедил своих зарубежных партнеров, что производить в Китае значительно дешевле, чем где бы то ни было».

Россия же, напротив, постоянно сталкивается с нехваткой рабочей силы. Да и производство в РФ, как правило, неконкурентоспособно по своим затратам. Наконец, властям так и не удалось привлечь инвестиции в отечественную экономику. «Основные факторы роста в Китае относятся к поздней индустриализации. Мы этот этап прошли. И поэтому воспользоваться наличием дешевой рабочей силы и огромными возможностями по заимствованию техники мы уже не можем», – добавляет научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.

Эксперты утверждают, что теоретически Россия могла бы пойти в свое время по близкому к китайскому пути, но для этого необходимо было развивать высокотехнологичное производство. «Россия до определенного момента отличалась большим количеством профессиональных инженерно-технических кадров. Но когда проводились первые постперестроечные реформы, их авторы не учли именно научно-технический потенциал страны. Надо было открыть страну для инвестиций и здесь размещать инновационные производства, где эти инженеры были бы востребованы, – замечает Микаелян. – Но мы, как известно, выбрали свой путь. Из трех основных мировых конкурентных преимуществ – дешевое производство (то, чем и воспользовался Китай), технологии и сырьевые природные ресурсы – мы пошли по самому простому, третьему пути».

Между тем некоторые эксперты замечают, что сейчас российские власти, может быть, негласно, но все-таки подражают китайскому пути. По крайней мере в том, что касается подобия долгосрочным стратегическим программам развития.

Так, Кравченко указывает на приоритетные национальные проекты РФ, которые «являются своего рода аналогом китайских долгосрочных программ развития». Однако, продолжает Кравченко, при таком подражании «важно, чтобы общая экономическая политика следовала в русле реализации этих проектов и чтобы какие-нибудь макроэкономические факторы вроде низкого уровня инфляции не служили самоцелью в ущерб инвестициям в развитие инфраструктуры, образования, модернизации производства». Кроме того, необходимы реальная заинтересованность государственных чиновников в успешной реализации нацпроектов и согласованность действий всех участников процесса.

Российские власти в данном случае грешат тем, что слепо перенимают лишь «оболочку», а наполнение остается уже вне их внимания и компетенции. И, видимо, именно поэтому реализация приоритетных нацпроектов РФ снова и снова дает сбои и далека от заявленного в самом начале идеала.

В принципе, резюмирует Кравченко, «той же коррупции хватает и в Китае, несмотря на суровое наказание. Вот только чиновники там понимают, что работа на благо страны и разумные аппетиты в конечном счете и выгоднее, и безопаснее им самим».

Поделиться