Версия для печати 4372 Материалы по теме
Необходимо законодательно разграничить платные и бесплатные медуслуги

стародубов
Владимир Иванович СТАРОДУБОВ, директор Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения Минздравсоцразвития России, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН, заслуженный врач России (с 2004 по 2008 гг. — заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ).

— Владимир Иванович, с 2011 года вступает в силу Закон № 83-ФЗ о совершенствовании правового положения бюджетных учреждений. По замыслу его создателей, он даст больше финансовой самостоятельности бюджетным учреждениям, в том числе медицинским. Платные медицинские услуги оказываются населению уже давно.Что нового привнесет этот закон? Есть ли вопросы, которые останутся нерешенными?

— Я считаю, что Закон № 83-ФЗ, который вступит в силу с 1 января 2011 года, в целом имеет позитивное значение и узаконивает то, что и так происходит фактически. Его большой плюс в том, что он расширяет возможности руководителей учреждений не только получать доходы, но и более самостоятельно их тратить, стимулируя медицинских работников повышать качество оказываемой помощи. Формы организации оплаты труда действительно должны быть более гибкими и удовлетворять интересам пациента и медицинского работника.

Однако главная проблема остается неразрешенной: она заключается в том, что в нашем законодательстве нет четкого разграничения, какую медицинскую помощь человек может получать бесплатно, а какую платно. Существует статья 41 Конституции РФ, которую никто не отменял. Там не написано, что в автономных учреждениях можно получить медицинскую помощь платно, а в казенных — бесплатно (ст. 41 Конституции РФ: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». — Прим. ред.)

Программа госгарантий у нас включает практически всю медицинскую помощь —   это мы перенесли из социализма, когда роль государства основывалась на патерналистской модели (Патернализм — во внутригосударственных отношениях — политика государства в отношении своих граждан, патернализм можно обозначить как опеку отца (государственной власти) над детьми (гражданами) при удовлетворении потребностей граждан. — Прим. ред.). В этой связи возникает коллизия между Конституцией РФ и Законом № 83-ФЗ, при этом Конституция — основной закон государства. Сегодня де факто в медицинских учреждениях оказываются платные медицинские услуги, их объем довольно значителен — десятки миллиардов рублей. Если мы расширяем возможности предоставления платных медицинских услуг в первую очередь в автономных учреждениях, то с точки зрения Конституции это не совсем корректно.

Кроме того, по сути закон решает вопрос с позиции учреждений: они получают государственный заказ на определенные виды медицинской помощи. Однако, если посмотреть с позиции пациента, возникает вопрос: в этот заказ войдут все виды медпомощи, которые в соответствии с территориальной программой утверждены в данном субъекте РФ, или только их часть? То есть этот вопрос тоже остается нерешенным. Вот то основное, что будет тормозить дальнейшее развитие и платных медицинских услуг, и защиты прав граждан с точки зрения получения бесплатной медицинской помощи.

Поэтому в законодательстве необходимо прописать, что подразумевать под бесплатной медицинской помощью. Нужен закон о государственных гарантиях по получению гражданами бесплатной медицинской помощи, в котором должны быть определены разграничения: что относится к бесплатной помощи, а что можно получить в рамках  добровольного медицинского страхования или в качестве платных услуг. Возможно,  эту задачу поможет решить проект федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан РФ»: статья 79 этого проекта посвящена порядку и условиям оказания платных медицинских услуг.

Поделиться