25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 7221 Материалы по теме
Северо-Запад: опыт управления качеством медицинской помощи

Карачевцева
Санкт-Петербург имеет успешный опыт реализации механизмов защиты прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, и этим опытом он активно делится с российскими регионами. Сегодня субъекты Северо-Западного федерального округа проводят совместную работу по внедрению единых подходов к организации экспертизы и управлению качеством медицинской помощи и ведущую роль в данном процессе играет ТФОМС Санкт-Петербурга. Марина Аркадьевна КАРАЧЕВЦЕВА, начальник Управления организации контроля качества медицинской помощи ТФОМС Санкт-Петербурга

В Санкт-Петербурге начиная с 2007 года проводятся работы по созданию единой системы управления качеством медицинской помощи (далее — КМП). Данный процесс включает в себя в том числе: совершенствование нормативной документации по вопросам КМП, создание служб КМП в учреждениях здравоохранения и страховых медицинских организациях, внедрение единой информационно-аналитической технологии экспертизы КМП, а также создание механизмов стимулирования деятельности по экспертизе и управлению КМП. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования  Санкт-Петербурга — активный участник этого процесса. Три года существования единой системы КМП уже дают возможность признать ее эффективной. С момента внедрения единой информационно-аналитической технологии уменьшилось число врачебных ошибок, заметно сократилось количество обращений граждан по поводу неудовлетворительного качества лечения и т. д.

В 2008 году участники совещания исполнительных директоров территориальных фондов ОМС регионов СЗФО приняли решение о целесо­образности распространения в субъектах округа опыта Санкт-Петербурга в части решения социально значимых задач по созданию и развитию единой системы управления КМП. Аналогичное решение было принято по итогам совещания в представительстве Президента РФ в СЗФО с руководителями органов исполнительной власти регионов. Для выполнения таких масштабных работ потребовался механизм их координации на межрегиональном уровне. Для этого ТФОМС Санкт-Петербурга заключил соглашения о сотрудничестве в области защиты прав граждан, обеспечения доступности и контроля качества медицинской помощи с территориальными фондами ОМС всех субъектов Северо-Западного округа. Кроме того, при поддержке Федерального фонда ОМС и органов исполнительной власти субъектов СЗФО был создан Межрегиональный координационный совет, в который вошли исполнительные директора территориальных фондов. Председателем совета является представитель Федерального фонда ОМС в Северо-Западном федеральном округе, исполнительный директор Территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга В. М. Колабутин.

После того как были сформированы необходимые условия для организации совместных работ, территориальные фонды ОМС приступили к внедрению единых подходов к экспертизе и управлению КМП в регионах. Стоит заметить, что для регулирования, координирования и прогнозирования результатов совместной работы Межрегиональный координационный совет утверждает ежегодные планы совместных мероприятий ТФОМС регионов по приоритетному направлению сотрудничества «Обеспечение контроля качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам при реализации Территориальных программ ОМС».

К основным задачам, решение которых направлено на внедрение в Северо-Западном федеральном округе согласованных подходов к управлению КМП, отнесены:

  • совершенствование нормативного регулирования деятельности по экспертизе и управлению КМП с учетом опыта Санкт-Петербурга;
  • подготовка экспертов и организаторов экспертизы КМП по единым программам обучения, формирование территориальных регистров экспертов КМП;
  • создание в страховых медицинских организациях служб КМП;
  • внедрение единой информа­ционно-аналитической технологии экспертизы КМП в работу служб КМП страховых медицинских организаций и медицинских учреждений;
  • формирование единого регистра внештатных экспертов КМП в СЗФО.

Стоит отметить, что указанные направления были выбраны с учетом того, что в субъектах СЗФО процесс создания и внедрения единой системы управления КМП к  началу совместных работ находился на разных стадиях. Так, например, ни в одном субъекте, кроме Санкт-Петербурга, не было документов, регулирующих создание единой системы управления КМП. Документы, определяющие порядок экспертизы КМП в условиях ОМС были утверждены только в шести регионах. В страховых медицинских организациях не было служб КМП (за исключением Санкт-Петербурга), а территориальные регистры экспертов КМП были сформированы лишь в пяти регионах. Кроме того, имелось незначительное количество экспертов КМП, подготовленных по единым программам и владеющих единым методом экспертизы КМП, и т. д.

Межрегиональный координационный совет

За два года существования Межрегионального координационного совета в субъектах СЗФО проведена серьезная работа. Так, к 2010 году на основе опыта Санкт-Петербурга еще в четырех регионах СЗФО (Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Ленинградская области) были утверждены документы, определяющие основные принципы и направления создания единой системы управления КМП. Во всех 11 регионах приняты нормативные документы, регулирующие порядок проведения экспертизы КМП при осуществлении ОМС; положения о регистре внештатных экспертов КМП утверждены в девяти регионах округа. В Мурманской области регистр экспертов КМП утверждается Росздравнадзором по согласованию с заинтересованными сторонами. В Ленинградской области формирование регистра экспертов КМП отнесено к компетенции Комитета по здравоохранению Ленинградской области. В 10 регионах утверждены Положения о службе КМП в страховых медицинских организациях (за исключением Ленинградской области).

Во всех регионах сегодня формируются службы КМП в страховых медицинских организациях. Основная задача этих служб состоит в организации, проведении экспертизы КМП и медико-экономической экспертизы, подготовке предложений и проектов решений по улучшению организации и качества медицинской помощи застрахованным гражданам, осуществлении взаимодействия со службами КМП учреждений здравоохранения. По данным первого полугодия текущего года службы КМП имеют 88 % страховых медицинских организаций (СМО), осуществляющих обязательное медицинское страхование в СЗФО (см. табл. 1).

Таблица 1. Сведения о формировании служб КМП в регионах

Регионы

Общее количество СМО

СМО, в которых созданы службы КМП

количество

%

Республика Карелия

4

1

25

Республика Коми

2

2

100

Ненецкий автономный округ

2

2

100

Архангельская область

3

3

100

Вологодская область

2

2

100

Калининградская область

5

5

100

Ленинградская область

8*

8*

100*


4

3

75

Мурманская область

3

3

100

Новгородская область

4

3

75

Псковская область

1

1

100

Санкт-Петербург

11

11

100

Всего

41

36

88

* Обозначены СМО, одновременно осуществляющие ОМС граждан Ленинградской области и Санкт-Петербурга, которые не дублируются при расчетах.

Единые технологии экспертизы

Одним из основных направлений совместной деятельности регионов Северо-Западного федерального округа является внедрение единой информационно-аналитической технологии экспертизы КМП в целях создания условий для эффективного взаимодействия по вопросам контроля и управления КМП, в частности организации межрегиональных экспертиз КМП. Для этого была выбрана Автоматизированная технология экспертизы КМП (АТЭ КМП), разработанная специалистами Санкт-Петербурга. Данный метод включает основные понятия и формализованный язык экспертизы КМП; количественные показатели КМП; комплекс правил, методических приемов организации, проведения экспертизы КМП в отдельном случае и в совокупности случаев; модифицированные методы статистического управления качеством процессов, а также программные средства, обеспечивающие возможность формирования экспертных протоколов и проведения статистического анализа экспертных данных. Экспертизу  проводят специалисты, включенные в территориальный регистр экспертов КМП — врачи, отвечающие необходимым квалификационным требованиям, имеющие подготовку по экспертизе КМП. Результаты экспертизы КМП являются информационной основой для принятия управленческих решений, направленных на улучшение качества медицинской помощи: обеспечение условий для правильного следования медицинским технологиям, уменьшение риска для пациентов вследствие медицинской помощи, оптимизация использования ресурсов здравоохранения и ОМС, повышение удовлетворенности потребителей медицинской помощи.

В рамках создания единой системы управления КМП в Санкт-Петербурге единая информационно-аналитическая технология экспертизы КМП внедрена в работу служб КМП учреждений и организаций систем здравоохранения и ОМС. Автоматизированными рабочими местами экспертов и организаторов экспертизы КМП оборудованы службы КМП около 300 учреждений здравоохранения и 10 страховых медицинских организаций, что обеспечивает их полноценный информационный обмен и взаимодействие. В субъектах СЗФО (за исключением Республики Карелия, Ненецкого автономного округа, Калининградской области) наряду с применением других методик экспертизы (экспертный анализ, оценка уровня качества диагностики и лечения) осуществляется внедрение единой информационно-аналитической технологии экспертизы КМП. Из общего количества страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование граждан в СЗФО, 49 % при проведении экспертизы КМП применяют в том числе АТЭ КМП. В целях организации совместной деятельности по экспертизе и управлению КМП в регионах округа осуществляется обучение экспертов и организаторов экспертизы КМП по единым с Санкт-Петербургом программам1. В Санкт-Петербурге подготовлено более одной тыс. врачей по экспертизе КМП, около 300 врачей прошли подготовку по организации экспертизы КМП. В других регионах обучение по основам экспертизы КМП прошли 292 специалиста, дополнительную подготовку по организации экспертизы КМП — 122 специалиста (см. табл. 2). В 2008 году количество таких специалистов составляло 77 и 20 соответственно.

Таблица 2. Подготовка экспертов и организаторов экспертизы КМП по единым программам обучения (по итогам I полугодия 2010 года)**

Регион

Основы

экспертизы КМП

Организация

экспертизы КМП

Республика Карелия

20


Республика Коми

44

9

Ненецкий автономный округ

Архангельская область

101

67

Вологодская область

44

27

Калининградская область



Ленинградская область

6

3

Мурманская область

21

9

Новгородская область

26

3

Псковская область

30

4

Всего

292

122

** Без учета данных по Санкт-Петербургу.

Единый регистр экспертов

Одной из ключевых задач, совместно решенных ТФОМС регионов СЗФО, явилось формирование Единого регистра внештатных экспертов КМП СЗФО. Положение о Едином регистре, утвержденное Межрегиональным координационным советом, определяет порядок формирования Единого регистра, структуру базы данных, порядок информационного взаимодействия регионов, форму заявки на включение экспертов КМП в Единый регистр. В соответствии с установленным порядком в Единый регистр вносятся сведения об экспертах КМП, включенных в территориальные регистры внештатных экспертов КМП, на основании официальных заявок ТФОМС регионов, поступающих в адрес ТФОМС Санкт-Петербурга. Эксперты КМП, включенные в Единый регистр, могут привлекаться для проведения межрегиональных тематических экспертиз КМП; экспертиз КМП по жалобам застрахованных граждан; экспертиз КМП при межтерриториальных расчетах.

Территориальный фонд ОМС Санкт-Петербурга разработал программный комплекс, обеспечивающий ввод, хранение, актуализацию, обработку сведений об экспертах КМП, включенных в Единый регистр, а также сведений о нормативных документах, регулирующих деятельность по экспертизе КМП в регионах СЗФО. Пользователям Единого регистра обеспечен доступ к базе данных на интернет-портале ТФОМС Санкт-Петерубрга. В базу данных Единого регистра включены реквизиты документов, регулирующих в регионах порядок проведения экспертизы КМП; порядок формирования территориального регистра экспертов КМП; метод экспертизы КМП, а также все сведения о внештатных экспертах КМП: идентификационный номер эксперта в территориальном регистре; год выдачи диплома о высшем медицинском образовании; наименование врачебной специальности; квалификационная категория; ученая степень; сведения о прохождении обучения по экспертизе КМП и о методе экспертизы КМП, которым владеет эксперт КМП, и т. д.

По итогам I полугодия 2010 года в формировании Единого регистра приняли участие девять регионов (за исключением Калининградской и Ленинградской областей). В настоящее время в Единый регистр в установленном порядке включено 390 экспертов КМП, из которых 69 % составляют эксперты КМП из Санкт-Петербурга (см. табл. 3).

Таблица 3. Сведения о количестве экспертов КМП, включенных в Единый регистр

Регион

Количество экспертов

%

Республика Карелия

6

1,5

Республика Коми

5

1,3

Ненецкий автономный округ

2

0,5

Архангельская область

29

7,4

Вологодская область

25

6,4

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

4

1

Новгородская область

29

7,4

Псковская область

21

5,4

Санкт-Петербург

269

69

Всего

390

100

В структуре экспертов КМП Единого регистра преобладают врачи высшей квалификационной категории (57,7 %) и врачи, имеющие ученую степень доктора или кандидата медицинских наук (29,7 %). В Едином регистре представлены врачи всех основных клинических специальностей. Из экспертов КМП, включенных в Единый регистр, 371 врач (95 %) владеет методом АТЭ КМП. Единый регистр обеспечивает для субъектов СЗФО возможность выполнять совместные работы по изучению КМП и получать информацию, необходимую для принятия управленческих решений по улучшению качества медицинской помощи. В настоящее время разработан документ, регулирующий порядок проведения межрегиональных тематических экспертиз КМП, в соответствии с которым впервые в масштабах округа будут получены данные о качестве оказания помощи отдельным категориям пациентов — застрахованных граждан и приняты управленческие решения.

Механизм стимулирования

Важное направление совместной деятельности регионов СЗФО — разработка механизмов стимулирования деятельности страховых медицинских организаций по экспертизе и участию в управлении КМП. В Санкт-Петербурге разработана и утверждена методика интегрированной оценки деятельности служб КМП и определения рейтинга страховых медицинских организаций на основе отчетных данных, представленных в Паспорте службы КМП страховых медицинских организаций. Сведения о рейтинге страховых медицинских организаций ежеквартально размещаются на сайте ТФОМС Санкт-Петербурга и в газете «Социальная политика», что обеспечивает их доступность для граждан и страхователей. В СЗФО механизмы интегрированной оценки деятельности страховых медицинских организаций по защите прав граждан, контролю объемов и качества медицинской помощи помимо Санкт-Петербурга внедрены в Республике Коми и в Архангельской области.

В заключение хотелось бы сказать о том, что в результате создания Межрегионального координационного совета и организации совместной деятельности ТФОМС в регионах СЗФО осуществляется:

  • внедрение согласованных методологических подходов к созданию систем управления КМП;
  • создание общего информационного пространства системы управления КМП на основе применения единой информационно-аналитической технологии экспертизы;
  • создание условий для эффективного взаимодействия при организации экспертизы КМП в ходе межтерриториальных расчетов, по жалобам граждан, тематических экспертиз;
  • повышение роли территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций в управлении КМП.
Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно