В Санкт-Петербурге начиная с 2007 года проводятся работы по созданию единой системы управления качеством медицинской помощи (далее — КМП). Данный процесс включает в себя в том числе: совершенствование нормативной документации по вопросам КМП, создание служб КМП в учреждениях здравоохранения и страховых медицинских организациях, внедрение единой информационно-аналитической технологии экспертизы КМП, а также создание механизмов стимулирования деятельности по экспертизе и управлению КМП. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга — активный участник этого процесса. Три года существования единой системы КМП уже дают возможность признать ее эффективной. С момента внедрения единой информационно-аналитической технологии уменьшилось число врачебных ошибок, заметно сократилось количество обращений граждан по поводу неудовлетворительного качества лечения и т. д.
В 2008 году участники совещания исполнительных директоров территориальных фондов ОМС регионов СЗФО приняли решение о целесообразности распространения в субъектах округа опыта Санкт-Петербурга в части решения социально значимых задач по созданию и развитию единой системы управления КМП. Аналогичное решение было принято по итогам совещания в представительстве Президента РФ в СЗФО с руководителями органов исполнительной власти регионов. Для выполнения таких масштабных работ потребовался механизм их координации на межрегиональном уровне. Для этого ТФОМС Санкт-Петербурга заключил соглашения о сотрудничестве в области защиты прав граждан, обеспечения доступности и контроля качества медицинской помощи с территориальными фондами ОМС всех субъектов Северо-Западного округа. Кроме того, при поддержке Федерального фонда ОМС и органов исполнительной власти субъектов СЗФО был создан Межрегиональный координационный совет, в который вошли исполнительные директора территориальных фондов. Председателем совета является представитель Федерального фонда ОМС в Северо-Западном федеральном округе, исполнительный директор Территориального фонда ОМС Санкт-Петербурга В. М. Колабутин.
После того как были сформированы необходимые условия для организации совместных работ, территориальные фонды ОМС приступили к внедрению единых подходов к экспертизе и управлению КМП в регионах. Стоит заметить, что для регулирования, координирования и прогнозирования результатов совместной работы Межрегиональный координационный совет утверждает ежегодные планы совместных мероприятий ТФОМС регионов по приоритетному направлению сотрудничества «Обеспечение контроля качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам при реализации Территориальных программ ОМС».
К основным задачам, решение которых направлено на внедрение в Северо-Западном федеральном округе согласованных подходов к управлению КМП, отнесены:
- совершенствование нормативного регулирования деятельности по экспертизе и управлению КМП с учетом опыта Санкт-Петербурга;
- подготовка экспертов и организаторов экспертизы КМП по единым программам обучения, формирование территориальных регистров экспертов КМП;
- создание в страховых медицинских организациях служб КМП;
- внедрение единой информационно-аналитической технологии экспертизы КМП в работу служб КМП страховых медицинских организаций и медицинских учреждений;
- формирование единого регистра внештатных экспертов КМП в СЗФО.
Стоит отметить, что указанные направления были выбраны с учетом того, что в субъектах СЗФО процесс создания и внедрения единой системы управления КМП к началу совместных работ находился на разных стадиях. Так, например, ни в одном субъекте, кроме Санкт-Петербурга, не было документов, регулирующих создание единой системы управления КМП. Документы, определяющие порядок экспертизы КМП в условиях ОМС были утверждены только в шести регионах. В страховых медицинских организациях не было служб КМП (за исключением Санкт-Петербурга), а территориальные регистры экспертов КМП были сформированы лишь в пяти регионах. Кроме того, имелось незначительное количество экспертов КМП, подготовленных по единым программам и владеющих единым методом экспертизы КМП, и т. д.
Межрегиональный координационный совет
За два года существования Межрегионального координационного совета в субъектах СЗФО проведена серьезная работа. Так, к 2010 году на основе опыта Санкт-Петербурга еще в четырех регионах СЗФО (Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Ленинградская области) были утверждены документы, определяющие основные принципы и направления создания единой системы управления КМП. Во всех 11 регионах приняты нормативные документы, регулирующие порядок проведения экспертизы КМП при осуществлении ОМС; положения о регистре внештатных экспертов КМП утверждены в девяти регионах округа. В Мурманской области регистр экспертов КМП утверждается Росздравнадзором по согласованию с заинтересованными сторонами. В Ленинградской области формирование регистра экспертов КМП отнесено к компетенции Комитета по здравоохранению Ленинградской области. В 10 регионах утверждены Положения о службе КМП в страховых медицинских организациях (за исключением Ленинградской области).
Во всех регионах сегодня формируются службы КМП в страховых медицинских организациях. Основная задача этих служб состоит в организации, проведении экспертизы КМП и медико-экономической экспертизы, подготовке предложений и проектов решений по улучшению организации и качества медицинской помощи застрахованным гражданам, осуществлении взаимодействия со службами КМП учреждений здравоохранения. По данным первого полугодия текущего года службы КМП имеют 88 % страховых медицинских организаций (СМО), осуществляющих обязательное медицинское страхование в СЗФО (см. табл. 1).
Таблица 1. Сведения о формировании служб КМП в регионах
Регионы |
Общее количество СМО |
СМО, в которых созданы службы КМП | |
количество |
% | ||
Республика Карелия |
4 |
1 |
25 |
Республика Коми |
2 |
2 |
100 |
Ненецкий автономный округ |
2 |
2 |
100 |
Архангельская область |
3 |
3 |
100 |
Вологодская область |
2 |
2 |
100 |
Калининградская область |
5 |
5 |
100 |
Ленинградская область |
8* |
8* |
100* |
|
4 |
3 |
75 |
Мурманская область |
3 |
3 |
100 |
Новгородская область |
4 |
3 |
75 |
Псковская область |
1 |
1 |
100 |
Санкт-Петербург |
11 |
11 |
100 |
Всего |
41 |
36 |
88 |
* Обозначены СМО, одновременно осуществляющие ОМС граждан Ленинградской области и Санкт-Петербурга, которые не дублируются при расчетах.
Единые технологии экспертизы
Одним из основных направлений совместной деятельности регионов Северо-Западного федерального округа является внедрение единой информационно-аналитической технологии экспертизы КМП в целях создания условий для эффективного взаимодействия по вопросам контроля и управления КМП, в частности организации межрегиональных экспертиз КМП. Для этого была выбрана Автоматизированная технология экспертизы КМП (АТЭ КМП), разработанная специалистами Санкт-Петербурга. Данный метод включает основные понятия и формализованный язык экспертизы КМП; количественные показатели КМП; комплекс правил, методических приемов организации, проведения экспертизы КМП в отдельном случае и в совокупности случаев; модифицированные методы статистического управления качеством процессов, а также программные средства, обеспечивающие возможность формирования экспертных протоколов и проведения статистического анализа экспертных данных. Экспертизу проводят специалисты, включенные в территориальный регистр экспертов КМП — врачи, отвечающие необходимым квалификационным требованиям, имеющие подготовку по экспертизе КМП. Результаты экспертизы КМП являются информационной основой для принятия управленческих решений, направленных на улучшение качества медицинской помощи: обеспечение условий для правильного следования медицинским технологиям, уменьшение риска для пациентов вследствие медицинской помощи, оптимизация использования ресурсов здравоохранения и ОМС, повышение удовлетворенности потребителей медицинской помощи.
В рамках создания единой системы управления КМП в Санкт-Петербурге единая информационно-аналитическая технология экспертизы КМП внедрена в работу служб КМП учреждений и организаций систем здравоохранения и ОМС. Автоматизированными рабочими местами экспертов и организаторов экспертизы КМП оборудованы службы КМП около 300 учреждений здравоохранения и 10 страховых медицинских организаций, что обеспечивает их полноценный информационный обмен и взаимодействие. В субъектах СЗФО (за исключением Республики Карелия, Ненецкого автономного округа, Калининградской области) наряду с применением других методик экспертизы (экспертный анализ, оценка уровня качества диагностики и лечения) осуществляется внедрение единой информационно-аналитической технологии экспертизы КМП. Из общего количества страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование граждан в СЗФО, 49 % при проведении экспертизы КМП применяют в том числе АТЭ КМП. В целях организации совместной деятельности по экспертизе и управлению КМП в регионах округа осуществляется обучение экспертов и организаторов экспертизы КМП по единым с Санкт-Петербургом программам1. В Санкт-Петербурге подготовлено более одной тыс. врачей по экспертизе КМП, около 300 врачей прошли подготовку по организации экспертизы КМП. В других регионах обучение по основам экспертизы КМП прошли 292 специалиста, дополнительную подготовку по организации экспертизы КМП — 122 специалиста (см. табл. 2). В 2008 году количество таких специалистов составляло 77 и 20 соответственно.
Таблица 2. Подготовка экспертов и организаторов экспертизы КМП по единым программам обучения (по итогам I полугодия 2010 года)**
Регион |
Основы экспертизы КМП |
Организация экспертизы КМП |
Республика Карелия |
20 |
|
Республика Коми |
44 |
9 |
Ненецкий автономный округ |
— |
— |
Архангельская область |
101 |
67 |
Вологодская область |
44 |
27 |
Калининградская область |
|
|
Ленинградская область |
6 |
3 |
Мурманская область |
21 |
9 |
Новгородская область |
26 |
3 |
Псковская область |
30 |
4 |
Всего |
292 |
122 |
** Без учета данных по Санкт-Петербургу.
Единый регистр экспертов
Одной из ключевых задач, совместно решенных ТФОМС регионов СЗФО, явилось формирование Единого регистра внештатных экспертов КМП СЗФО. Положение о Едином регистре, утвержденное Межрегиональным координационным советом, определяет порядок формирования Единого регистра, структуру базы данных, порядок информационного взаимодействия регионов, форму заявки на включение экспертов КМП в Единый регистр. В соответствии с установленным порядком в Единый регистр вносятся сведения об экспертах КМП, включенных в территориальные регистры внештатных экспертов КМП, на основании официальных заявок ТФОМС регионов, поступающих в адрес ТФОМС Санкт-Петербурга. Эксперты КМП, включенные в Единый регистр, могут привлекаться для проведения межрегиональных тематических экспертиз КМП; экспертиз КМП по жалобам застрахованных граждан; экспертиз КМП при межтерриториальных расчетах.
Территориальный фонд ОМС Санкт-Петербурга разработал программный комплекс, обеспечивающий ввод, хранение, актуализацию, обработку сведений об экспертах КМП, включенных в Единый регистр, а также сведений о нормативных документах, регулирующих деятельность по экспертизе КМП в регионах СЗФО. Пользователям Единого регистра обеспечен доступ к базе данных на интернет-портале ТФОМС Санкт-Петерубрга. В базу данных Единого регистра включены реквизиты документов, регулирующих в регионах порядок проведения экспертизы КМП; порядок формирования территориального регистра экспертов КМП; метод экспертизы КМП, а также все сведения о внештатных экспертах КМП: идентификационный номер эксперта в территориальном регистре; год выдачи диплома о высшем медицинском образовании; наименование врачебной специальности; квалификационная категория; ученая степень; сведения о прохождении обучения по экспертизе КМП и о методе экспертизы КМП, которым владеет эксперт КМП, и т. д.
По итогам I полугодия 2010 года в формировании Единого регистра приняли участие девять регионов (за исключением Калининградской и Ленинградской областей). В настоящее время в Единый регистр в установленном порядке включено 390 экспертов КМП, из которых 69 % составляют эксперты КМП из Санкт-Петербурга (см. табл. 3).
Таблица 3. Сведения о количестве экспертов КМП, включенных в Единый регистр
Регион |
Количество экспертов |
% |
Республика Карелия |
6 |
1,5 |
Республика Коми |
5 |
1,3 |
Ненецкий автономный округ |
2 |
0,5 |
Архангельская область |
29 |
7,4 |
Вологодская область |
25 |
6,4 |
Калининградская область |
— |
— |
Ленинградская область |
— |
— |
Мурманская область |
4 |
1 |
Новгородская область |
29 |
7,4 |
Псковская область |
21 |
5,4 |
Санкт-Петербург |
269 |
69 |
Всего |
390 |
100 |
В структуре экспертов КМП Единого регистра преобладают врачи высшей квалификационной категории (57,7 %) и врачи, имеющие ученую степень доктора или кандидата медицинских наук (29,7 %). В Едином регистре представлены врачи всех основных клинических специальностей. Из экспертов КМП, включенных в Единый регистр, 371 врач (95 %) владеет методом АТЭ КМП. Единый регистр обеспечивает для субъектов СЗФО возможность выполнять совместные работы по изучению КМП и получать информацию, необходимую для принятия управленческих решений по улучшению качества медицинской помощи. В настоящее время разработан документ, регулирующий порядок проведения межрегиональных тематических экспертиз КМП, в соответствии с которым впервые в масштабах округа будут получены данные о качестве оказания помощи отдельным категориям пациентов — застрахованных граждан и приняты управленческие решения.
Механизм стимулирования
Важное направление совместной деятельности регионов СЗФО — разработка механизмов стимулирования деятельности страховых медицинских организаций по экспертизе и участию в управлении КМП. В Санкт-Петербурге разработана и утверждена методика интегрированной оценки деятельности служб КМП и определения рейтинга страховых медицинских организаций на основе отчетных данных, представленных в Паспорте службы КМП страховых медицинских организаций. Сведения о рейтинге страховых медицинских организаций ежеквартально размещаются на сайте ТФОМС Санкт-Петербурга и в газете «Социальная политика», что обеспечивает их доступность для граждан и страхователей. В СЗФО механизмы интегрированной оценки деятельности страховых медицинских организаций по защите прав граждан, контролю объемов и качества медицинской помощи помимо Санкт-Петербурга внедрены в Республике Коми и в Архангельской области.
В заключение хотелось бы сказать о том, что в результате создания Межрегионального координационного совета и организации совместной деятельности ТФОМС в регионах СЗФО осуществляется:
- внедрение согласованных методологических подходов к созданию систем управления КМП;
- создание общего информационного пространства системы управления КМП на основе применения единой информационно-аналитической технологии экспертизы;
- создание условий для эффективного взаимодействия при организации экспертизы КМП в ходе межтерриториальных расчетов, по жалобам граждан, тематических экспертиз;
- повышение роли территориальных фондов ОМС и страховых медицинских организаций в управлении КМП.