В 2011 году система государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации сделает серьезный шаг на пути дальнейшего обеспечения прозрачности и эффективности в сфере размещения заказов. В соответствии с новой редакцией Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ), вступающей в силу с 1 января 2011 года, в России будет введен в действие единый информационный ресурс в сети Интернет о государственных и муниципальных закупках — официальный сайт (www.zakupki.gov.ru). На официальном сайте государственные и муниципальные заказчики через личные кабинеты должны будут размещать всю информацию о заказах — начиная с извещения о проведении торгов и заканчивая сведениями об оплате заключенных контрактов — в электронном виде с применением средств электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП). В аналогичном порядке на официальном сайте будут работать уполномоченные органы, специализированные организации, органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, и иные организации, осуществляющие размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с Законом № 94-ФЗ (далее — пользователи). Также вступит в силу норма Закона № 94-ФЗ, в соответствии с которой заказчики субъектов РФ и муниципальных образований обязаны будут размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, указанные в Перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р, через открытые аукционы в электронной форме в соответствии с нормами главы 3.1 Закона № 94-ФЗ на электронных площадках, определенных Правительством РФ. При этом документооборот между заказчиками, площадками и участниками размещения заказов (поставщиками, исполнителями, подрядчиками) также будет осуществляться в электронной форме с применением средств ЭЦП.
Полномочиями по созданию официального сайта и по выдаче представителям пользователей сертификатов ключей ЭЦП с 1 января 2011 года будет наделен федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, то есть Федеральное казначейство.
Однако для того чтобы заказчики с 1 января следующего года беспрепятственно могли выполнить новые нормы Закона № 94-ФЗ, Федеральное казначейство по согласованию с Министерством экономического развития РФ уже с 1 июля текущего года приступило к созданию официального сайта и выдаче представителям пользователей сертификатов ключей ЭЦП.
Необходимо отметить, что если с 1 января 2011 года Федеральное казначейство будет выполнять новые для себя полномочия в силу Закона № 94-ФЗ, то сейчас подготовительные мероприятия осуществляются только при добровольном обращении будущих пользователей официального сайта и только на основании соглашений о подключении к системе электронного документооборота Федерального казначейства. То есть государство в лице Федерального казначейства предоставляет будущим пользователям официального сайта возможность заранее подготовиться к выполнению новых норм Закона № 94-ФЗ, а решение — воспользоваться этой возможностью или нет — принимает сам пользователь.
Сегодня или завтра?
Что будет, если пользователь не воспользуется данной ему возможностью сейчас? Безусловно, получить ЭЦП можно и в январе 2011 года. Орган Федерального казначейства примет от пользователя все необходимые документы и выдаст ему сертификат ключа ЭЦП. Однако стоит представить, что если все потенциальные пользователи официального сайта в начале января придут в органы Федерального казначейства, то огромных очередей избежать не удастся в силу объективных причин. Пользователей официального сайта ориентировочно будет около 300–400 тыс., а представителей пользователей — значительно больше. При этом сертификатов ключей ЭЦП нужно получить столько, сколько работников у пользователя будут иметь доступ к личному кабинету. В связи с этим получение сертификатов ключей ЭЦП займет время, прямо пропорциональное количеству пользователей, обратившихся в органы Федерального казначейства. Одним словом, процесс получения ЭЦП обещает быть долгим! К тому же, как показывает практика выдачи ЭЦП, зачастую пользователи представляют неверно оформленные документы. Естественно, такие документы возвращаются на доработку. При этом некоторые документы можно легко исправить/заменить, но есть такие, которые доработать не так-то и легко. К примеру, нередки случаи, когда название пользователя, указанное в учредительных документах и документах о государственной регистрации, имеет отличие. В таком случае пользователю необходимо будет менять свидетельство о государственной регистрации в установленном порядке. А на это уйдет достаточно времени.
Не получив вовремя ЭЦП, пользователи не смогут провести своевременное размещение заказов, что или приведет к срыву размещения заказа в начале 2011 года, или вынудит пользователей размещать заказы в нарушение Закона № 94-ФЗ со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.
Федеральное казначейство уже сейчас занимается мониторингом эффективности проводимых им подготовительных мероприятий. В отношении федеральных заказчиков ситуация умеренно оптимистичная. По состоянию на 22 сентября текущего года около 60 % федеральных заказчиков уже представили в органы Федерального казначейства информацию, необходимую для работы на официальном сайте из личных кабинетов, и получили сертификаты ключей ЭЦП. А вот по заказчикам субъектов РФ и муниципальных образований картина не столь радужная. Так, по состоянию на 22 сентября оценочно только 10 % заказчиков субъектов РФ и муниципальных образований провели подготовительные мероприятия. Если сегодняшние темпы выдачи заказчикам субъектов РФ и муниципальных образований сертификатов ключей ЭЦП сохранятся до конца года, то в январе следующего года в органы Федерального казначейства одновременно обратятся около 240 тыс. пользователей, или более 100 пользователей в один орган Федерального казначейства!
Процедура получения ЭЦП
Процедура получения сертификатов ключей ЭЦП достаточно сложная и занимает от 5 до 10 дней. В соответствии с действующим Порядком для регистрации на официальном сайте и получения сертификата ключа ЭЦП финансовый орган субъекта РФ или муниципального образования представляет в соответствующий орган Федерального казначейства перечень участников бюджетного процесса бюджета субъекта РФ (местного бюджета). Далее указанные в перечне заказчики представляют в органы Федерального казначейства по месту своего нахождения следующий пакет документов (если данные документы были представлены ранее, например, для открытия соответствующих лицевых счетов, повторного представления не требуется):
- сведения об организации;
- карточку образцов подписей;
- копию учредительного документа (устава), заверенную учредителем или нотариально;
- копию документа о государственной регистрации юридического лица, заверенную учредителем или нотариально, либо органом, осуществившим государственную регистрацию;
- копию свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо выдавшим его налоговым органом;
- копию свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года (ОГРН), заверенную нотариально;
- два экземпляра договора о подключении к системе электронного документооборота Федерального казначейства.
Орган Федерального казначейства проверяет представленные документы на правильность оформления, проверяет наличие заказчика в перечне, представленном финансовым органом субъекта РФ или муниципального образования. В случае успешной проверки орган Федерального казначейства выдает заказчику Протокол регистрации с уникальным учетным номером заказчика и договор о подключении к системе электронного документооборота Федерального казначейства. Документы, не прошедшие проверку, возвращаются пользователю на доработку с письменным обоснованием причин возврата.
После этого на основании договора о подключении к системе электронного документооборота Федерального казначейства орган Федерального казначейства бесплатно выдает заказчику дистрибутив прикладного программного обеспечения для формирования запроса на выдачу сертификата ключа ЭЦП. Далее заказчик для регистрации своих представителей в уполномоченном удостоверяющем центре Федерального казначейства и получения сертификата ключа ЭЦП представляет в орган Федерального казначейства еще один пакет документов:
- копию Протокола регистрации;
- заверенную копию приказа заказчика о назначении уполномоченных работников, подтверждающего право ЭЦП уполномоченных работников заказчика;
- запрос на издание сертификата ключа ЭЦП на съемном носителе информации (дискета и др.), сформированный с помощью выданного Федеральным казначейством дистрибутива;
- заявку на получение сертификата ключа ЭЦП;
- документ, удостоверяющий личность уполномоченного работника заказчика;
- доверенность соискателя сертификата ключа ЭЦП (в случае регистрации уполномоченного работника заказчика по доверенности).
Только после обработки указанных документов орган Федерального казначейства выдаст сертификат ключа ЭЦП, с помощью которого заказчик сможет размещать заказы на электронных площадках, а с 1 января следующего года — работать на официальном сайте в личном кабинете. Следует отметить, что для каждого пользователя сайта в зависимости от его полномочий установлен свой набор дополнительных документов, позволяющих органу Федерального казначейства проверить, действительно ли пользователь может выполнять на официальном сайте те или иные функции, например функции уполномоченного органа, специализированной организации или контрольного органа.
Столь сложный процесс получения сертификата ключа ЭЦП обусловлен прежде всего тем, что в настоящее время рассматривается вопрос о внесении изменений в Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», предусматривающих закрепление ответственности удостоверяющего центра за ущерб, причиненный гражданину или юридическому лицу вследствие фактической недостоверности идентификационной информации, подтверждаемой ЭЦП, выданной данным удостоверяющим центром. Поэтому Федеральное казначейство так тщательно проверяет, действительно ли существует заявленное юридическое лицо, действительно ли физические лица являются работниками юридического лица, действительно ли работники юридического лица наделены полномочиями по подписанию документов ЭЦП и т. д.
Старая и новая ЭЦП
На сегодняшний день часть государственных и муниципальных заказчиков уже имеют сертификат ключа ЭЦП, с помощью которого они осуществляют электронный обмен документами с органами Федерального казначейства и размещают заказы на электронных площадках. В связи с этим возникает вопрос: зачем получать еще один сертификат ключа ЭЦП для работы на официальном сайте? Дело в том, что размещать информацию на официальном сайте, а также на электронных площадках без регистрации на официальном сайте и без сертификата ключа ЭЦП нового вида с 1 января 2011 года будет невозможно. Принципиальное отличие нового и старого (выданного до 1 июля 2009 г.) сертификатов ключей ЭЦП заключается в следующем. Новый сертификат ключа ЭЦП содержит в себе больший объем информации об организации, в том числе прописаны полномочия организации и физического лица, наделенного правом ЭЦП. То есть уже из сертификата, например, видно, является организация заказчиком или контрольным органом и может ли работник организации подписывать ЭЦП государственные контракты, или работать на официальном сайте в качестве представителя контрольного органа.