Версия для печати 4176 Материалы по теме

Одним из основных направлений взаимодействия органов власти с кредитными организациями было и остается привлечение кредитных ресурсов государственными и муниципальными заемщиками для обеспечения бесперебойности бюджетных процессов и увеличения их экономической эффективности. С другой стороны, как показывает практика, для кредитных организаций бюджетная сфера становится все более комфортным сегментом за счет высокого уровня надежности заемщиков и информационной прозрачности рынка. Подробнее о рынке кредитов в 2010 году читайте в обзоре, подготовленном аналитиками Промсвязьбанка.

Александр Анатольевич Аксиненко, заместитель начальника управления сопровождения и аналитики департамента государственных финансов ОАО «Промсвязьбанк»

     Ольга Александровна Пряникова, специалист аналитического отдела управления сопровождения и аналитики департамента государственных финансов ОАО «Промсвязьбанк»

Динамика кредитного портфеля

По итогам первого полугодия 2010 года объем кредитного портфеля российских банков субъектам РФ и муниципальным образованиям составил 204,9 млрд руб. В первом квартале текущего года не наблюдалось существенных изменений и общий объем портфеля в среднем сохранялся на уровне 228 млрд руб. Второй квартал охарактеризовался снижением кредитного портфеля рынка на 17 млрд руб., или на 7,5 % (с 228 до 211 млрд руб.), минимум был достигнут в мае — 198 млрд руб. (см. рис. 1).

диаграмма 1
В первом полугодии 2010 года объем кредитования составил 225,3 млрд руб. при плане 600,8 млрд руб., или 74 % от объема кредитования всего 2009 года (в том числе по субъектам РФ — 173,1 млрд руб. при плане 468,2 млрд руб., или 80,7 % от кредитования за весь 2009 г.; по муниципальным образованиям — 52,2 млрд руб. при плане 132,6 млрд руб., или 58 % от уровня 2009 г.). За прошлый год оборот по привлечению кредитов у банков клиентами сегмента составил 304,6 млрд руб. при плане 394 млрд руб. (в том числе субъектами РФ — 214,5 млрд руб. при плане 274,3 млрд руб.; муниципальными образованиями — 90,1 млрд руб. при плане 119,7 млрд руб.).

Участие кредитных организаций в тендерах

Участие банков в тендерах по привлечению средств кредитных организаций основано в первую очередь на принципе максимальной открытости и эффективной конкуренции. При рассмотрении предложений участников тендеров оцениваются как стоимостные параметры кредитного продукта (прежде всего размер процентной ставки), так и критерии, характеризующие качество предоставляемых услуг и опыт работы кредитной организации на рынке кредитования субъектов РФ и муниципальных образований. Результаты проведения тендеров (см. рис. 2) в равной степени отражают текущую потребность регионов и муниципальных образований в кредитных ресурсах и степень заинтересованности банков в кредитовании рассматриваемого сегмента рынка.

диаграмма 2
В январе 2010 года неуверенность банков в стабильности рынка привела к тому, что пик потребности органов власти в кредитах совпал с пиком отсутствия активности банков в развитии данного продукта: из 75,6 млрд руб. объявленных тендеров состоялось только 8,3 % (на 6,3 млрд руб.), а в структуре несостоявшихся тендеров в 65,5 % (на 45,4 млрд руб.) от банков не было подано ни одной заявки. Снижение предложения банков на рынке в январе привело к резкому сокращению объявляемых тендеров в феврале. Объем объявленных тендеров сократился до 31,3 млрд руб. (на 58,6 %). При этом возросла доля состоявшихся тендеров с 8,3 до 72,2 %, или с 6,3 до 22,6 млрд руб.

Основной объем состоявшихся в феврале 2010 года тендеров и понижение ставки обеспечил Сбербанк, выигравший тендеры в объеме 20,4 млрд руб. (90,2 % состоявшихся тендеров) со средней итоговой ставкой 10,7 %. Участие Сбербанка обеспечило снижение в феврале начальной ставки по состоявшимся тендерам с 14,4 до 12,6 % и итоговой — с 12,8 до 10,9 %. Из выигранных Сбербанком самым крупным был тендер по Московской области (11,55 млрд руб. по ставке 11,44 %).

В марте рост интереса банков к рынку снова сопровождался ростом объема объявляемых тендеров до 58,2 млрд руб. Несмотря на снижение доли состоявшихся тендеров от объявленных до 27,7 % (с 22,6 до 16,1 млрд руб.), существенно изменилась структура несостоявшихся тендеров: 82,1 % (33,5 млрд руб.) из них составили тендеры с единственным участником. Таким образом, доля тендеров с победителем, определенным из одного или больше участников, составила 85,2 % (49,6 млрд. руб.). Средняя итоговая ставка по состоявшимся тендерам продолжила снижение с 10,9 % в феврале до 10,1 % в марте. Ведущую роль на рынке сохранял Сбербанк — 21,3 млрд руб. со средней итоговой ставкой 11 % в 24 субъектах РФ. Самый крупный тендер был проведен по Московской области (25,35 млрд руб. со средней ставкой 11,5 %). Контракты заключены с тремя банками, все выступали как единственные участники: Сбербанк — 11 млрд руб., Банк Москвы — 10 млрд. руб., ВТБ — 4,35 млрд руб.

В апреле итоговая ставка по состоявшимся тендерам снизилась до 8,8 % (на 1,3 процентных пункта) в результате возросшей активности банков на рынке в марте. Общее снижение итоговой ставки по кредитам с начала года составило 4,1 пункта (см. рис. 3). В связи с этим органы власти решили взять паузу скорее всего для того, чтобы внести изменения в политику проведения тендеров и выявить уровень приемлемых начальных ставок. Таким образом, количество объявляемых в апреле тендеров сократилось до 31,7 млрд руб., или на 45,5 % к уровню марта. Объем тендеров, в которых был определен победитель, составил 28,2 млрд руб. (89 % от числа объявленных), в том числе 19,7 млрд руб. состоявшихся и 8,5 млрд руб. с единственным участником. Несмотря на уменьшение объявляемых тендеров, в апреле в рынок активно стали входить и новые банки. Правительство Московской области в апреле не проводило тендеры, однако Сбербанк понизил среднюю ставку в других 23 субъектах РФ до 8,6 % в выигранных тендерах общим объемом на 10,8 млрд руб.

В мае была достигнута точка пересечения спроса и предложения на рынке по ставкам и произошел очередной скачок объема объявленных тендеров и доли тендеров, в которых определен победитель. В июне из 55,7 млрд руб. объявленных тендеров на 49,1 млрд. руб. был определен победитель (88,2 % от объема объявленных тендеров), включая 35,2 млрд руб., где победитель выявлен из нескольких участников (71,7 %), и 13,9 млрд руб. — с единственным участником (28,3 %).

Положение банков на рынке

диаграмма 3
По состоянию на 1 июля 2010 года на рынке кредитов субъектам РФ и муниципальным образованиям присутствовало 96 банков, из них 16 банков занимает 94,3 % рынка (193,1 млрд руб.). В результате проведенного анализа можно обозначить условное разделение банков по занимаемой доле на данном рынке на три группы: свыше 10 %, от 3 % до 5 %, от 0,5 % до 2 %. В связи с большим разрывом между лидерами рынка и следующей группой банков диапазон от 5 % до 10 % остается свободным. Незаполненным является и интервал от 2 % до 3 % рынка. В первую группу входит три банка с общим портфелем 139,5 млрд руб. (68,1% рынка): Сбербанк — 91 млрд руб., ВТБ —  25,8 млрд руб., Банк Москвы — 22,7 млрд руб. В связи со значительной долей Сбербанка на рынке изменение объема его портфеля напрямую влияет на динамику всего рынка. Два банка из данной группы являются абсолютными лидерами по росту портфеля за год (с 1 июля 2009 г. по 1 июля 2010 г.) в стоимостном выражении: Сбербанк (+ 14 млрд руб.: с 77 до 91 млрд руб., или на 18 %), Банк Москвы (+10,1 млрд руб.: с 12,7 до 22,7 млрд руб., или на 79 %). ВТБ показывает устойчивое снижение портфеля (–22,3 млрд руб.: с 48,1 до 25,8 млрд руб., или на 46 %).

Вторую группу формируют пять банков с общим портфелем 36,9 млрд руб. К третьей группе относятся семь банков с общим портфелем 17,6 млрд руб.

Активно работает в сфере государственных финансов, руководствуясь принципом комплексного взаимодействия с региональными властями, Промсвязьбанк. С 1 июля 2009 года до 1 июля 2010 года портфель Промсвязьбанка вырос на 199 процентных пунктов (+2,0 млрд руб.: с 1 до 2,9 млрд руб.). В условиях высокой конкуренции банк уверенно занимает девятое место по объему портфеля на рынке кредитования субъектов РФ и муниципальных образований и входит в число лидеров  по привлечению на депозиты временно свободных бюджетных средств и средств госкорпораций.

Поделиться