Юлия Александровна ШАВЫЛИНА, ведущий юрисконсульт Института госзакупок РАГС
Выбор способа размещения заказа
Способ размещения заказа выбирается бюджетным учреждением в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон). При этом к выбору способа размещения заказа нужно относиться очень серьезно, поскольку принятие руководителем бюджетного учреждения решения о способе размещения заказа с нарушением требований, установленных Законом, является основанием для аннулирования торгов, может повлечь наложение административного штрафа по ст. 7.29 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), а также может быть основанием для признания судом недействительным размещения заказа по иску заинтересованного лица или по иску уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов органа (ч. 5 ст. 10 Закона). Ответ на вопрос, в какой именно форме закупать ремонтные работы, будет зависеть от ряда факторов:
- вида работ (капитальный или текущий ремонт);
- статуса бюджетного учреждения (федеральное, региональное или муниципальное);
- размера начальной (максимальной) цены контракта.
Так, если речь идет о капитальном ремонте объектов капитального строительства,то в соответствии с ч. 4.1 ст. 10 Закона размещение заказа осуществляется путем проведения электронного аукциона. Исключение составляет размещение заказа на выполнение работ по капитальному ремонту особо опасных, технологически сложных объектов капитального строительства. Закупка данных работ может осуществляться путем проведения как электронного аукциона, так и конкурса.
Если речь идет о текущем ремонте помещений, то при определении способа размещения заказа необходимо руководствоваться ч. 4 ст. 10 Закона и распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р (далее — Аукционный перечень). В Аукционный перечень включен код 4500000 «Услуги строительные и объекты строительства» (кроме кодов 4510100, 4510110, 4510120, 4529000, 4530800—4530811), в который в свою очередь вошли работы по текущему ремонту зданий5 (код 4520080 «Строительство зданий и сооружений “под ключ”, включая ремонт и реконструкцию»). Следовательно, размещение заказа на текущий ремонт путем проведения конкурса запрещается и осуществляется путем проведения электронного аукциона (ч. 4, 4.2 ст. 10 Закона). Для региональных и муниципальных бюджетных учреждений Законом сделано послабление. Таким учреждениям согласно ч. 40 ст. 65 Закона до 1 января 2011 года наряду с электронными аукционами разрешено проводить обычные голосовые аукционы.
Что касается запроса котировок и договоров до 100 тыс. руб., то, исходя из буквального толкования ч. 4, 4.1, 4.2 ст. 10 Закона, такие способы размещения заказа на ремонтные работы не могут быть использованы. Хотя на практике бюджетные учреждения все-таки осуществляют закупку работ как по капитальному, так и по текущему ремонту помещений не только путем проведения аукциона, но и путем запроса котировок и по договорам до 100 тыс. руб., руководствуясь при этом совместным письмом Минэкономразвития России и ФАС России от 29 апреля 2008 г. № 5683-АП/Д05 / № АЦ/10328 и письмом Минэкономразвития России от 8 августа 2007 г. № 11812-КА/Д04.
Особенности составления технического задания
Любая документация или извещение о размещении заказов (далее — также документация) должна содержать раздел и (или) пункты, в которых содержится информация о наименовании и объеме выполняемых работ, а также требования, установленные заказчиком: к качеству, техническим характеристикам работ, к их безопасности, к результатам — и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика (см., например, ч. 2 ст. 34, п. 4 ст. 43 Закона). Подобный раздел и (или) пункты документации представляют собой техническое задание. В качестве основных особенностей составления технического задания на ремонтные работы следует отметить следующие.
1 При закупке работ по капитальному ремонту, в процессе проведения которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности ремонтируемого объекта капитального строительства, в составе технического задания должна содержаться проектно-сметная документация (п. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ, далее — ГрК РФ). Разделы проектной документации определены в п. 12 ст. 48 ГрК РФ. Состав и требования к содержанию разделов проектно-сметной документации установлены постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87. Проектная документация объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 ГрК РФ.
При закупке работ по текущему ремонту здания, а также по капитальному ремонту, при проведении которого не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности ремонтируемого объекта капитального строительства, составление полной проектно-сметной документации, предусмотренной ст. 48 ГрК РФ, не требуется. Достаточным будет составление технического задания в соответствии с положениями ч. 2 ст. 34, п. 4 ст. 43 Закона. Как правило, в данном случае заказчики ограничиваются ведомостью объемов работ (дефектной ведомостью) или сметой.
2 Заказчикам следует обратить внимание на то, что при проведении ремонта должны соблюдаться требования Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, в случаях проведения ремонта, когда требуется разработка проектно-сметной документации, такая документация должна содержать соответствующие разделы, включающие в себя мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов. В соответствии с ч. 6 ст. 11 Закона № 261-ФЗ не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов. Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов может повлечь наложение административного штрафа в соответствии с ч. 3 ст. 9.16 КоАП РФ.
3 Документация (в том числе техническое задание и проектно-сметная документация) может содержать указание на товарные знаки, сопровождающееся словами «или эквивалент». При этом эквивалентность товаров (например, материалов, оборудования, используемых при выполнении ремонтных работ) будет определяться в соответствии с теми требованиями и показателями, которые установил заказчик в документации. Если заказчик не установил характеристики, по которым в дальнейшем комиссия будет определять эквивалентность товаров, то любой товар, который участник размещения заказа предложит в своей заявке, будет считаться эквивалентом и у комиссии не будет оснований отклонить такую заявку на этапе рассмотрения заявок.
Кроме того, в случае если в документации содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, то в документации также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения. Торговую марку товара российского производителя заказчик указывает при возможности и при наличии информации о существовании аналога российского производства товара, параметры которого удовлетворяют требованиям заказчика.
4 Документация (в том числе техническое задание и проектно-сметная документация) не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Так, например, в техническом задании нельзя указать, что подрядчик при производстве ремонта должен использовать только материалы, страной происхождения которых является Германия.
Требования к участникам размещения заказа
При проведении торгов (аукциона, конкурса) к участникам размещения заказа предъявляются следующие обязательные требования, предусмотренные ст. 11 Закона.
1 Соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. Согласно п. 2 ст. 52 ГрК РФ виды работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на их безопасность, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске. Перечень работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в настоящее время определен приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624, который вступил в силу с 1 июля 2010 года (далее — Перечень № 624). В отношении работ, не указанных в Перечне № 624, не допускается устанавливать требование о наличие у участников размещения заказа свидетельства о допуске от саморегулируемой организации. Требование о наличие допуска также не может быть установлено в случае размещения заказов на выполнение работ по капитальному ремонту объектов, указанных в п. 2 Перечня № 624. Такие работы могут осуществлять любые физические или юридические лица.
В случае если выполнение работ требует наличие допуска от саморегулируемой организации, копия свидетельства о допуске со всеми приложениями к нему должна быть представлена участником размещения заказа в составе заявки. Непредставление такого документа является основанием для отказа участнику размещения заказа в допуске к участию в торгах на основании п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона (в случае проведения открытого аукциона в электронной форме — на основании п. 1 ч. 6 ст. 41.11 Закона).
2 Непроведение ликвидации участника размещения заказа — юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника размещения заказа — юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства. В целях проверки соответствия участника размещения заказа указанному требованию заказчик вправе направить запрос в арбитражный суд по месту регистрации (месту нахождения) участника размещения заказа.
3 Неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном КоАП РФ, на день подачи заявки на участие в аукционе. Приостановление деятельности является видом административного наказания и регулируется ст. 3.12 КоАП РФ. Для проверки соответствия участника размещения заказа указанному требованию заказчик вправе направить запрос в суд по месту регистрации (месту нахождения) участника размещения заказа и в Федеральную службу судебных приставов.
4 Отсутствие у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает 25 % балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Для проверки соответствия участника размещения заказа указанному требованию заказчик вправе направить запрос в Федеральную налоговую службу.
Возложить на участника размещения заказа обязанность по подтверждению своего соответствия указанным в п. 2–4 ч. 1 ст.11 Закона требованиям нельзя. Вместе с тем в заявке на участие в торгах участник размещения заказа должен продекларировать свое соответствие требованиям, предусмотренным в п. 2–4 ч. 1 ст. 11 Закона. Отсутствие в заявке такой декларации является основанием для отказа в допуске к участию в торгах участнику размещения заказа.
5 Наличие статуса субъекта малого предпринимательства в случае размещения заказа среди субъектов малого предпринимательства в соответствии со ст. 15 Закона. Заявки, поданные участниками размещения заказа, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению (ч. 4 ст. 15 Закона).
Помимо обязательных требований заказчик по своему усмотрению может предъявить к участникам размещения заказа дополнительные требования.
1 Отсутствие сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков. Сведения, содержащиеся в таком реестре, находятся в открытом доступе на сайте в сети Интернет www.rnp.fas.gov.ru. Следует заметить, что это единственное требование к участникам размещения заказа, при установлении которого заказчик, комиссия в обязательном порядке проверяют соответствие участника размещения заказа указанному требованию (ч. 6 ст. 11 Закона).
2 При размещении заказа на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, в котором начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет 50 млн руб. и более, заказчик вправе установить также требование выполнения участниками размещения заказа за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ. Делается это в соответствии с номенклатурой, утверждаемой Минэкономразвития России.Стоимость этих работ должна составлять не менее чем 20 % начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится аукцион. При этом учитывается стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по капитальному ремонту одного из объектов капитального строительства (по выбору участника размещения заказа). Свое соответствие ч. 2.1 ст. Закона участник размещения заказа подтверждает копией разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию и копией акта приема объекта капитального строительства. Исключение составляют два случая:
- когда застройщик непосредственно сам осуществлял строительство. В этом случае в составе заявки предоставляется только один документ: копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;
- в отношении объекта капитального строительства, принятого или введенного в эксплуатацию до 1 января 2006 года, участник размещения заказа вправе представить в составе заявки на участие в аукционе документы, подтверждающие прием объекта капитального строительства или ввод его в эксплуатацию до 1 января 2006 года, и при необходимости также документы, подтверждающие стоимость такого объекта (например, контракт, платежные и иные подтверждающие стоимость объекта капитального строительства документы) (ч. 18 ст. 65 Закона).
Требовать представления участниками размещения заказа иных документов и сведений не допускается.
При размещении заказов путем запроса котировок из всех вышеперечисленных требований к участникам размещения заказа можно предъявить только следующие:
- отсутствие сведений об участнике размещения заказа в реестре недобросовестных поставщиков (п. 12 ст. 43 Закона);
- наличие статуса субъекта малого предпринимательства в случае размещения заказа среди субъектов малого предпринимательства в соответствии со ст. 15 Закона.
Особенности разработки и исполнения контракта
Особенности разработки и исполнения контракта следует рассматривать в разрезе некоторых его существенных условий.
1 Предмет контракта. При определении предмета контракта необходимо указать конкретный объект ремонта (здание, помещение, адрес, площадь и т. д.), а также наименование и объем ремонтных работ, которые должны быть выполнены на объекте. Конкретное наименование и объем работ, как правило, определяются проектной документацией, дефектной ведомостью и сметой. При этом на стадии исполнения контракта изменить объем работ при изменении потребности в работах, на выполнение которых заключен контракт или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом, в настоящее время невозможно. Норма ч. 10 ст. 65 Закона запрещает изменять объем работ и цену контракта в пределах 10 % после 1 января 2010 года.
2 Стороны контракта. Сторонами контракта на выполнение работ по капитальному и текущему ремонту здания являются заказчик и подрядчик. При этом если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств субподрядчиков. Следует заметить, что ФАС России и Минэкономразвития России отрицательно относятся к установлению в контракте запрета на субподряд, усматривая в таких действиях заказчика нарушение ч. 4 ст. 11 Закона, а также ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
3 Цена контракта, по которой заключается и исполняется контракт, является твердой и не может изменяться в ходе исполнения контракта, за исключением случая уменьшения цены (ч. 4.1 ст. 9 Закона). Поэтому бюджетному учреждению изначально при установлении начальной (максимальной) цены следует учитывать все факторы, влияющие на цену: конъюнктуру рынка, условия и сроки выполнения работ, порядок платежей, обязательства сторон по контракту и другие поправки, а также риски, связанные с повышением уровня цен. Начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта (ч. 7.2 ст. 9 Закона). Особенностью контрактов является также то, что смету с установлением единичных расценок за конкретные виды работ должен сформировать заказчик. Требовать от участника размещения заказа приложить в составе заявки смету расходов неправомерно. Целесообразным является составление заказчиком сметы c применением так называемого понижающего коэффициента, о чем дано разъяснение в совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России от 19 августа 2009 г. № 13613-АП/Д05.
4 Срок выполнения работ. В договоре подряда помимо срока окончания выполнения работ в обязательном порядке должен быть указан срок начала их выполнения, который также является существенным условием (ст. 708 ГК РФ).
5 Ответственность сторон. В целях защиты интересов заказчика от недобросовестных подрядчиков в контракте можно установить условие, согласно которому заказчик произведет оплату по контракту только после уплаты подрядчиком начисленной заказчиком неустойки. При этом заказчику при разработке проекта контракта не следует ограничиваться только неустойкой. Необходимо разработать целый комплекс мер, обеспечивающих исполнение обязательств подрядчиком: обеспечение возврата подрядчиком аванса при неисполнении работ, обеспечение исполнение контракта в виде банковской гарантии, залога денежных средств, поручительства и т. д. Кроме того, в контракте помимо ответственности подрядчика необходимо оговорить ответственность заказчика (ст. 766 ГК РФ).
6 Порядок осуществления приема работ. В контракт обязательно должно быть включено условие о порядке приема работ и проверке их на соответствие требованиям, указанным в контракте (объем, качество и др.) (ч. 12 ст. 9 Закона). Для осуществления приема выполненных работ по капитальному и текущему ремонту необходимо наличие определенных знаний в данной сфере, которыми сотрудники заказчика, как правило, не обладают. Ввиду этого заказчику рекомендуется в соответствии с положениями Закона осуществлять независимую экспертизу результатов работ или предусматривать в контракте в качестве одной из обязанностей подрядчика проведение экспертизы результата работ за свой счет с предоставлением заказчику на этапе приема помимо акта приема работ и прочих отчетных документов соответствующего экспертного заключения.