![бюджет бюджет](/upload/iblock/2ec/.jpg)
Согласно представленному графику работа над документом началась еще в ноябре. Минфин и Мин¬экономразвития уже подготовили список 40 гос¬программ, которые определят основные направления политики правительства и заменят существу¬ющие федеральные целевые программы (ФЦП). Если ведомству удастся соблюдать собственный график, первые варианты всех программ будут готовы уже в апреле следующего года, а 1 октября окончательный вариант бюджета внесут в Госдуму.
Бюджет на 2012—2014 годы, разрабатываемый в рамках реформ Минфина, впервые будет основываться на программном принципе. Деньги предполагается выделять не на нужды ведомств, а на кон¬кретные долгосрочные целевые программы. «До сих пор ведомства были вынуждены формулировать свои бюджетные заявки в навязанной им системе целевых статей и искусственно подстроенной классификации, которая важна была не для управленческого учета и не для достижения целей, а больше отвечала задачам бухгалтерского учета», — рассказывает директор по науке Центра фискальной политики Елена Андреева.
Элементы нового подхода применялись в составлении бюджета на следующий год, бюджет же на следующие три года будет полностью разработан по новой методике. «В свое время было подано две концепции — от Минфина и Минэкономразвития. Минфин считает, что победила его концепция — в том, как строить программный бюджет. Список же программ — это скорее авторство Минэкономики», — считает г-жа Андреева.
Заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Госдумы Александр Коган считает, что в России программный метод будет востребован. Его главная особенность — ориентация на результат, этапность и система оценки эффективности вложения. «Сегодня в бюджете есть ФАИП и ФЦП, задача которых понятна, а есть просто расходы и субсидии, на которые деньги тоже выделяются. Оценить, насколько эффективно это происходит, практически невозможно», — говорит г-н Коган.
«Это ожидаемый переход. В западных странах программное бюджетирование уже давно применяется», — считает главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов. Данная инициатива хороша тем, что переход на программное бюджетирование предполагает оценку эффективности: предварительную, мониторинг в процессе реализации программы и оценку по ее итогам. В ФЦП, которые действуют в России сейчас, критерия оценки эффективности нет.
Однако чиновникам вряд ли удастся перейти на программное бюджетирование к 2012 году, считает г-н Девятов. «С условием такого рода дедлайна все будет достаточно формально: оценка эффективности довольно трудоемка, для этого нужны квалифицированные специалисты, которых сейчас в России нет. К тому же оценка должна проводиться независимыми институтами, а не самими ведомствами — во избежание конфликта интересов», — прогнозирует эксперт.