Гадис Гаджиев:
- Потенциал российской Конституции - это постоянная и неизменная категория. Пока есть Конституция, у нее есть потенциал, и он никогда не будет исчерпан. Есть два источника развития Конституции.
В тексте Конституции содержится перечень самых важных юридических правил. При этом избрана такая форма из вербального возражения, что они сформулированы кратко, по сути дела - это правила-принципы. И это обстоятельство позволяет их толковать, то есть создавать о них различные (в том числе и меняющиеся) представления. Гибкость этих юридических принципов сопровождается готовностью отреагировать на изменяющиеся общественные отношения.
Второй источник развития Конституции - это человек, который объективно всегда стремится расширить пространство своей свободы.
Это объективный закон: новые представления о содержании прав человека находят свое оправдание в той мере, в какой они способны удовлетворять незатухающую страсть человека к расширению пределов свободы. Человек во время демонстрации прикрепляет к лацкану пиджака нагрудный знак (это может быть либо красная звезда, либо белый крест). И это форма "символической речи", это способ выражения мнений. Находится ли оно под защитой конституционного права на свободу слова? На этот вопрос можно дать различный ответ, и любой ответ будет свидетельством того или иного представления о содержании конституционного права на свободу выражения мнений. При ответе на подобные вопросы в обществе появляется постоянно растущее "дерево представлений" о содержании конституционных прав и свобод человека. И тут возникает сложная дилемма - каковы пределы модернизации, т. е. приспособление конституционного текста к непрерывно изменяющейся общественной и государственной жизни? В какой мере конституционное право должно быть непреклонным или услужливым?
Да, жизнь постоянно меняется. И если проявлять непреклонность, настаивая на неизменности текста, на приоритете буквального толкования, то может случиться так, что Конституция превратится в ветхий юридический завет. Но это только Сцилла. Есть еще и Харибда. Толкование Конституции может принести конституционный текст в жертву постоянно меняющейся действительности, и тогда окажется, что Конституция утратила столь необходимую для нее принципиальность ("жесткость"), обязательность и сакральность. И это тоже реальная опасность.
Юрий Рудкин:
- Как представляется, на сегодняшний день потенциал Конституции, посредством которого можно и нужно совершенствовать различные сферы государственной и общественной жизни, далеко не исчерпан.
Это касается в первую очередь совершенствования форм и методов непосредственного участия народа в управлении государством, создания дополнительных гарантий реализации конституционных прав - права на участие в референдуме, права на участие в выборах, права на объединение, права на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий, пикетирований и др.
Думается, что не полностью использован потенциал, заложенный в Конституции РФ и в отношениях между законодательной, исполнительной и судебной властями, что также требует установления четкого правового механизма их самостоятельности, независимости и взаимодействия. То же самое можно сказать и в отношении совершенствования механизма взаимодействия между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ.
Представляется также, что не реализован в должной мере и механизм защиты социальных и экономических прав граждан.
Полагаю также, что не реализован в достаточной мере заложенный в действующей Конституции РФ и механизм публично-правовой ответственности органов государственной власти и их должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных функций..