Версия для печати 1001 Материалы по теме
О Гайдаре, стабфонде и новом пути России

Россия
Чтобы перестать быть страной, которая экспортирует нефть, девушек и будущих лауреатов Нобелевской премии, властям нужно сформировать новую финансовую систему. Одно предложение уже есть у Минфина: направить сверхдоходы от продажи нефти и приватизации госактивов в Фонд национального благосостояния. В итоге его размер должен составить 60% ВВП.

Закрытие Гайдаровских чтений в Москве прошло в тональности грустной патетики и озабоченности дальнейшим путем российской экономики. По мнению главы «Роснано» Анатолия Чубайса, именно благодаря политике и мировоззрению Егора Гайдара в 2008—2009 годах страна сохранила банковскую систему, а в 2010-м — бюджетную. «Стабилизационный фонд, который составляет пятую часть расходов бюджета, и золотовалютный резерв — вот две прямые реализации идей Гайдара», — заявил на чтениях г-н Чубайс.

Однако, по мнению замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача, Россия вновь оказалась на экономической развилке, подобной той, что была в 1991—1992 годах. Если тогда экономическая модель выстояла, то недавний мировой кризис показал всю ее уязвимость. «Россия остается развивающейся страной, где развитие не приобрело устойчивости и зрелости», — с горечью отметил г-н Клепач. По его словам, темпы роста экономики колеблются от 4 до 7%, а без нефтяной составляющей этот рост будет не выше 4%. В итоге доля России в мировой экономике либо будет держаться около 3%, либо начнет сокращаться.

«Чтобы хоть что-то серьезное сделать с образованием, здравоохранением, мы должны повысить расходы», — сетовал замминистра. По прогнозу МЭР, дефицит бюджета еще в течение 10—20 лет будет колебаться около 2%. «Мы все равно вползем в долговую экономику, либо нам нужно строить новую налоговую систему», — подчеркнул он.

Столь неутешительный диагноз ставит перед страной задачу формирования новой экономической модели, в которой интеллектуальный труд и предпринимательские навыки могли бы приносить высокий доход. «Только тогда, когда и ученый, и учитель, и врач будут зарабатывать достойные деньги, мы получим действительно инновационную экономику, а не страну, которая только экспортирует нефть, девушек и будущих лауреатов Нобелевской премии», — иронизировал г-н Клепач.

Министр финансов Алексей Кудрин предпочел более сдержанный тон и выбрал темой своего выступления создание и развитие Стабфонда, который помог России пережить кризис. Идею его возникновения г-н Кудрин вежливо приписал Анатолию Чубайсу, на что последний недоуменно пожал плечами, так и не признавшись в авторстве. Говоря о «подушках безопасности» для экономики (в частности, для пенсионной системы), которые предлагал создавать Егор Гайдар, г-н Кудрин поделился идеей реформирования Стабфонда.

Уже весной 2011 года министр намеревается предложить правительству варианты новых источников для формирования Фонда национального благосостояния (ФНБ). «Желательно ФНБ усилить. Это будет ФНБ в усовершенствованном виде», — заявил глава Минфина в кулуарах Гайдаровских чтений. Оптимальным размером для такого фонда может быть капитал более 60% ВВП. Весь процесс увеличения фонда, от замысла до реализации, может занять около двух лет.

Министр финансов считает, что в этот фонд должны направляться все сверхдоходы от продажи нефти, а также доходы от проданных акций крупнейших госкомпаний. Также рассматривается вариант создания отдельной структуры, на баланс которой будут переведены все акции госкомпаний. На данный момент суммарный объем фондов (ФНБ и резервный) равен примерно 119 млрд руб., или 8,3% ВВП.

Поделиться