Версия для печати 6837 Материалы по теме
Проблемы муниципалитетов далеки от разрешения

Вопрос
С 17 по 19 ноября 2010 года в Москве прошел Третий национальный инвестиционный форум «Муниципальная Россия», который проводится при поддержке Комитета Государственной думы РФ по вопросам местного самоуправления, Всероссийского совета местного самоуправления, а также различных муниципальных объединений и ассоциаций.

Главная цель организаторов форума — привлечь внимание власти и общества к проблемам местного самоуправления в России, содействовать заинтересованности законодательных и исполнительных органов власти всех уровней в формировании благоприятного инвестиционного климата российских городов, привлечь внебюджетное финансирование в социально-экономическую инфраструктуру муниципальных образований. Также на форуме обсуждались вопросы реализации программ поддержки и развития малого и среднего бизнеса, реформирования законодательства в сфере местного самоуправления.

Председатель Комитета Госдумы РФ по вопросам местного самоуправления, председатель Всероссийского совета местного самоуправления В. С. Тимченко зачитал приветствие участникам мероприятия от Председателя Госдумы РФ Б. В. Грызлова, в котором была подчеркнута значимость форума в освещении проблем местного самоуправления. В торжественном открытии форума приняли участие депутат Госдумы РФ В. В. Якимов, директор департамента развития регионов и местного самоуправления Министерства регионального развития РФ Е. А. Кодина, президент Ассоциации сельских поселений России А. Н. Митин и другие представители органов власти и муниципальных ассоциаций. Президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства Е. Л. Николаева в приветственном слове отметила, что «именно муниципальная власть сегодня становится центром, средоточием решения основных вопросов социальной политики, жилищного строительства». Все участники церемонии открытия пожелали плодотворной работы участникам форума и выразили уверенность, что он послужит толчком к дальнейшему развитию муниципальной России.

О формировании экономически привлекательной среды муниципалитетов

Директор департамента развития регионов и местного самоуправления Министерства регионального развития РФ Е. А. Кодина в своем выступлении отметила, что «сейчас в России 23 тысячи муниципальных образований, более 600 тысяч граждан работают в органах местного самоуправления. Понятно, что реформа, предусмотренная Законом № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления”, состоялась и в настоящее время нужно говорить уже не об изменении территориальных и организационных основ местного самоуправления, на повестку дня выходят создание инвестиционно привлекательного имиджа муниципальных образований, а также вопросы развития экономической самостоятельности муниципальных образований». По словам Е. А. Кодиной, Минрегион предпринимает значительные усилия по привлечению различного рода инвестиционных ресурсов для конкретных муниципальных образований. Первый этап работы в этом направлении заключался в анализе экономики моногородов. «В конце прошлой недели были подведены итоги по работе с моногородами, которых в России более 300, и можно отметить, что на протяжении 2010 года были достигнуты определенные результаты по привлечению инвестиций в развитие муниципалитетов, в диверсификацию их экономики, решение вопросов социального развития конкретных территорий. Этот опыт был признан достаточно успешным, и теперь Минрегион рассматривает возможность применения всех  принципов и инструментов, наработанных за прошедший период с моногородами, ко всем муниципальным образованиям РФ. Со следующего года мы планируем этим заниматься уже в масштабе всех городов России», — рассказала Е. А. Кодина.

Как считает представитель Минрегиона, форум «Муниципальная Россия» в этой связи становится еще более актуальным, так как он призван собрать мнения и про­анализировать ситуацию в муниципальных образованиях, предложить новые инструменты для привлечения инвестиций на конкретные территории, а также обменяться лучшими практиками работы в части создания экономически привлекательной среды. «Мы рассчитываем увидеть на этом форуме реально действующие проекты и надеемся, что муниципалитеты получат информацию, необходимую для создания своего привлекательного инвестиционного имиджа», — отметила Е. А. Кодина, уверив участников форума, что Минрегион обязательно поделится всеми своими наработками в этом направлении.

По словам директора департамента, еще одна интересная возможность для создания инвестиционно привлекательного имиджа, которую сейчас разрабатывает Минрегион, — государственно-частное партнерство, но так как понятие «государственный» неприменимо к муниципалитетам, формулировка была изменена на «публично-частное партнерство». Этому институту сегодня уделяется значительное внимание, и со следующего года Минрегион начнет активно предлагать муниципалитетам различные методики осуществления публично-частного партнерства. Кроме того, Е. А. Кодина призвала всех участников обмениваться мнениями и взаимодействовать не только в рамках данного мероприятия, но и активно участвовать в постоянно действующем форуме на сайте Минрегиона, чтобы обмениваться опытом, вопросами, интересными идеями. 

Дискуссии и мнения

В рамках форума прошло несколько круглых столов, где обсуждались актуальные для муниципалитетов вопросы, например такие, как стратегии развития территорий, энергоэффективные технологии, государственно-частное партнерство как основа развития жилищного строительства, социальные инвестиции, развитие сельских территорий. Открывая круглый стол, посвященный теме муниципальных финансов, руководитель сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Института экономики города Д. В. Жигалов отметил, что «сфера государственных и муниципальных финансов в России является постоянным полем для преобразований: реформирование этой сферы за последние 20 лет не прекращалось ни на один день. И сегодня мы подошли к очередному этапу развития государственных и муниципальных финансов, который подразумевает необходимость внедрения тех преобразований, которые только что были приняты на федеральном уровне. Речь идет о двух основных тенденциях: принятой в июне текущего года Программе по повышению эффективности бюджетных расходов, которая определяет основные направления реформирования в этой сфере, и принятый в мае Закон № 83-ФЗ о новом правовом статусе бюджетных учреждений. Практическая реализация этих направлений сегодня и определяет те вызовы, которые стоят перед органами власти всех уровней».

По общему мнению участников круглого стола, проблемы муниципалитетов и сейчас серьезны, а будут только нарастать. Как рассказал эксперт аппарата Госдумы РФ С. М. Никифоров, планируемые существенные изменения налогового законодательства могут весьма неблагоприятно отразиться на и без того тяжелом финансовом положении муниципалитетов (выступление С. М. Никифорова читайте на стр. 80).

Глава администрации Вешкаймского района Ульяновской области Ю. Н. Степанов в своем эмоциональном выступлении подчеркнул, что «замалчивание проблем села, отсутствие реальной финансовой помощи, необходимой для развития новых производств и поддержки существующих, в ближайшие пять лет могут привести к необратимым последствиям в сельской местности. Существующие федеральные программы носят комплексный характер, но по сути они неглубокие и не отвечают потребностям отдельных муниципальных образований, куда ни один частный инвестор никогда не придет и предприятия там не откроет».

От кризиса больше всего пострадали региональные и местные бюджеты, считает Ю. Н. Степанов, снизились налоговые поступления, и «не лишним будет введение механизма адресной финансовой помощи для региональных и местных бюджетов». За решение задач комплексного экономического и социального развития муниципальных образований должен нести ответственность и федеральный уровень власти, — убежден глава района. «Никто не планировал такую суровую зиму, а потом жаркое лето со страшными лесными пожарами, но ответственность за чрезвычайные ситуации сразу легла на муниципалитеты и регионы. И, судя по проекту федерального бюджета на 2011 год, федеральные власти менять сложившуюся ситуацию не собираются». Кроме того, считает глава района, муниципалитеты в таких условиях не смогут выполнить многие из своих обязательств по Закону № 131-ФЗ.

Для обеспечения муниципалитетов достаточными собственными ресурсами по увеличению доходной базы Ю. Н. Степанов считает необходимым принять такие меры, как начисление НДФЛ по месту жительства налогоплательщика, введение налога на недвижимость и зачисление доходов от него в муниципальные бюджеты, направление дополнительных доходов на формирование в составе бюджетов резервов, используемых в случае сокращения доходных источников. Также глава района обратился с призывом к Правительству РФ решить важнейшие насущные проблемы муниципалитетов: обеспечить государственное финансирование оформления и регистрации собственности муниципального имущества для последующей его реализации и передачи в аренду, так как большое количество имущества простаивает впустую; разработать федеральную программу поддержки создания муниципальных унитарных предприятий; предусмотреть финансирование из федерального бюджета обязательств муниципалитетов по лицензированию водоснабжения. «Если эти просьбы будут услышаны, нам станет гораздо легче работать и решать проблемы на муниципальном уровне», — резюмировал Ю. Н. Степанов.


Справка "Бюджета"

В рамках форума был проведен конкурс на лучший стенд муниципального образования, в котором одержал победу город Шадринск Курганской области и получил две золотых и одну серебряную медали. Также на форуме прошел фестиваль «Город мастеров» в русле государственной культурной политики в сфере возрождения, развития и сохранения традиционных народных ремесел, художественных промыслов и всех видов прикладного творчества.

Поделиться