Версия для печати 6541 Материалы по теме
Бюджет 2011 года: стабильность и развитие

Крашенникова
В условиях дефицита средств сформировать главный финансовый документ так, чтобы сохранить социальную направленность и заложить средства на экономический рост, — задача непростая. О том, как она решена в Пензенской области, рассказывает Евгения Ивановна КРАШЕНИННИКОВА, министр финансов Пензенской области.

— Евгения Ивановна, прежде чем поговорить о бюджете на предстоящий год, хотелось бы спросить, как идет исполнение бюджета-2010?

— Стоит заметить, что текущий год, как, впрочем, и 2009-й, не отмечен сильными потрясениями. В прошлом году наш регион занял первое место в Приволжском федеральном округе по уровню поступлений собственных доходов. Одно из лидирующих мест мы сохраняем и в 2010 году. Только за 10 месяцев текущего года рост составил 3,5 миллиарда рублей (21,4 процента). Бюджет Пензенской области по доходам за тот же период выполнен на 101,1 процента, общий объем поступлений составил около 29 миллиардов рублей. Расходная часть бюджета за 10 месяцев текущего года исполнена в объеме 25,9 миллиарда рублей, что составляет 94,8 процента к плану отчетного периода (27,3 миллиарда рублей).

— Сегодня перед субъектами Федерации стоит достаточно сложная задача —  переход на программный принцип планирования бюджета. Скажите, в Пензенской области уже есть опыт по программно-целевому управлению общественными финансами? 

— Да, безусловно, у нас наработан определенный опыт по реализации бюджета, ориентированного на результат. В 2010 году 72 процента расходов бюджета Пензенской области осуществляются в рамках 58 долгосрочных целевых программ и 40 ведомственных целевых программ на общую сумму 24,6 миллиарда рублей. 

— На что будет направлена бюджетная и налоговая политика региона в ближайшие три года и каковы основные параметры бюджета Пензенской области на 2011 год?

— Приоритетными являются три направления. Первое — поддержка приоритетных инвестиционных проектов, а также субъектов малого предпринимательства. Второе — восстановление экономики и формирование благоприятных условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, сохранение стабильности бюджетной системы. При этом, вкладывая средства, мы рассчитываем получить конкретный результат. Третье — увеличение налогового потенциала региона, что в свете наметившихся в экономике области позитивных тенденций вполне реально. В проекте бюджета Пензенской области на 2011 год заложен рост собственных доходов на 8,5 процента. На фоне увеличения в регионе собственных доходов, существенно снижен объем предоставляемой из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Если в текущем году ее размер составляет 6,3 миллиарда рублей, то в 2011 году она снизится до 5,1 миллиарда рублей, а в 2012 и 2013 годах — до 3,9 миллиарда рублей. 

При формировании объема и структуры расходной части бюджета Пензенской области на 2011–2013 годы мы определили основные приоритеты. Прежде всего это модернизация экономики, повышение ее энергетической эффективности. В то же время  необходимо постепенно уходить от антикризисных мер, поскольку ситуация изменилась и требует других решений. Также в числе приоритетов поддержка реального сектора экономики, в том числе сельского хозяйства, малого предпринимательства, инноваций, жилищного строительства. И, наконец, исполнение социальных обязательств: выплата пособий и компенсаций, обеспечение обязательств в сфере здравоохранения и социального обслуживания населения, индексация зарплат бюджетников и т. д. Таким образом, можно говорить о том, что расходы, предусмотренные в бюджете области на 2011–2013 годы, создают основу для экономического развития региона и в то же время носят социально-ориентированный характер.

— Как строятся межбюджетные отношения в области? И что предпринимается для повышения заинтересованности муниципалитетов в развитии собственной налоговой базы? 

— Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Пензенской области происходит за счет дотаций. Они предоставляются всем муниципалитетам региона, за исключением двух городских округов. При этом среднедушевой доход после распределения дотаций значительно увеличивается, например, в 2010 году он возрос в 2,6 раза.

Пензенская область — один из немногих регионов, передавших муниципальным районам и городским округам практически все виды налоговых доходов. При этом для всех муниципальных образований установлены единые нормативы отчислений, что создает для них равные условия и возможности. Эта мера служит также стимулом для районных руководителей к увеличению налоговой базы. Общая сумма дополнительных поступлений в местные бюджеты в 2010 году оценивается в сумме 1,1 миллиарда рублей, что составляет 14 процентов от общего объема налоговых и неналоговых доходов. Следует отметить, что такая политика дала результат: доля доходов местных бюджетов в общем объеме консолидированного бюджета Пензенской области увеличилась с 32 процентов в 2006 году до 38 процентов в 2009 году. Если в 2006 году высокодотационными были 24 муниципальных района и один городской округ, то по итогам 2009 года — только 11 муниципальных образований.

В текущем году введен механизм стимулирования органов местного самоуправления за достижение лучших результатов по увеличению доходов местных бюджетов и повышению качества управления муниципальными финансами через предоставление им межбюджетных трансфертов. Определены четыре группы муниципальных образований, из которых выбираются 10 победителей. Основные показатели, по которым подводятся итоги, — это поступления доходов, отгрузка товаров, работ, услуг, среднемесячная заработная плата, создание новых субъектов малого предпринимательства и некоторые другие. В 2010 году на указанные цели предусмотрены средства в сумме 80 миллионов рублей (в 2011–2013 годах по 110 миллионов рублей). При этом за снижение налоговых доходов и за превышение нормативов по оплате труда депутатов и чиновников, муниципальные образования получают, выражаясь спортивным языком, «красную карточку». Кроме того, в настоящее время вносятся изменения в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Механизм также будет направлен на стимулирование руководителей к активной экономической деятельности. Значительная часть средств предоставляется муниципальным образованиям в рамках софинансирования долгосрочных целевых программ. В бюджете Пензенской области на 2010 год таких межбюджетных трансфертов предусмотрено на сумму 647,1 миллиона рублей.

Когда мы говорим о развитии того или иного района Пензенской области, мы должны учитывать все факторы. Очевидно, что экономический успех зависит в первую очередь даже не от естественных показателей, географического положения или природных ресурсов области, а от умелого или не умелого руководства. Поэтому только комплексный подход может обеспечить достижение желаемого результата. Понимая это, мы акцентируем усилия на внедрении прогрессивных методов управления и территориями, и бюджетами. 

Поделиться