Версия для печати 6053 Материалы по теме
Нюансы федерального бюджета

Васильев Юрий
Госдума РФ приняла в третьем, заключительном, чтении законопроект «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». Председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий Викторович ВАСИЛЬЕВ рассказал об основных характеристиках и особенностях нового финансового плана страны.

— Юрий Викторович, какие главные задачи решает нынешний бюджет?

— В федеральном бюджете на 2011–2013 годы нашли отражение принципиально новые подходы, направленные на восстановление макроэкономической сбалансированности, постепенное снижение дефицита бюджета, а также на создание условий для модернизации экономики. В принципе при его формировании были решены три ключевые задачи: первая — гарантировать безусловное выполнение социальных обязательств перед гражданами страны, вторая — продолжить модернизацию реального сектора экономики и ключевых элементов инфраструктуры и третья — сохранить макроэкономическую стабильность.

— Дефицит федерального бюджета на 2011 год планируется в размере 1,8 триллиона рублей, но вместе с тем, как вы сказали, будут приниматься активные меры по снижению дефицита. За счет каких ресурсов?

— Планируется сократить дефицит бюджета с 5,3 процента ВВП в 2010 году до 2,9 процента ВВП в 2013 году. Снижение дефицита будет осуществляться за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности. Свою роль в увеличении доходов должны сыграть решения, принятые в налоговой сфере: речь идет о повышении ставок налога на добычу полезных ископаемых, индексации акцизов, повышении ставок платежей в Пенсионный фонд, Фонд социального и Фонд обязательного медицинского страхования. Наряду с этим будет снижен транспортный налог, введены льготные ставки социальных взносов для СМИ и малых внедренческих высокотехнологичных предприятий. В результате ряда изменений бюджетного и налогового законодательства, увеличения ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные виды сырья, доходы бюджета должны увеличиться следующим образом: в 2011 году на 274 миллиарда рублей, в 2012 году на 338 миллиардов и в 2013 году на 530 миллиардов рублей.

— Но тем не менее социальные приоритеты бюджетных расходов остались неизменными?

— Безусловное исполнение социальных обязательств государства и финансирование программ, связанных с модернизацией экономики и развитием высоких технологий, — это магистральные направления расходной части бюджета. Принципиально новым направлением  в области социальной политики станет реализация программы модернизации здравоохранения стоимостью 460 миллиардов рублей: в 2011 году предполагается использовать 216 миллиардов, в 2012 году — 244 миллиарда рублей. Все эти средства пойдут в регионы и будут направлены на модернизацию медицинских учреждений, будет закуплено оборудование на сумму 300 миллиардов рублей. На работу по повышению стандартов оказания медицинской помощи пойдет 135 миллиардов рублей, на информатизацию здравоохранения — 24 миллиарда.

От субъектов Федерации в свою очередь потребуется разработка детальных и хорошо просчитанных планов использования этих средств. Кроме того, 135 миллиардов рублей будет направлено на реализацию национального проекта «Здоровье», который включает в себя дополнительные выплаты участковым врачам и медсестрам, помощь при дорожно-транспортных происшествиях, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваниях. Нацпроект включает в себя и меры, связанные с улучшением медицинской помощи новорожденным детям и матерям. Бюджетные средства, выделяемые в 2011 году в размере 876,9 миллиарда рублей, позволят решить целый комплекс социальных задач: повысить пенсии на 8 процентов, проиндексировать пособие при рождении ребенка, которое с 1 января 2011 года составит 11,7 тысячи рублей. Размер материнского капитала также будет проиндексирован и вырастет до 365,7 тысячи рублей. Будут увеличены довольствие военнослужащим, денежное содержание судей, студенческие стипендии. На жилищные программы в 2011 году в общей сложности будет выделено 207 миллиардов рублей, а Фонд реформирования ЖКХ, который осуществляет финансирование ремонта домов и расселение аварийного жилья, дополнительно получит 15 миллиардов рублей, что позволит не снижать темпы работы Фонда на основных направлениях.

— Много говорится о создании Дорожного фонда за счет средств бюджета — это задача ближайшей перспективы?

— Да, действительно, Федеральный дорожный фонд будет создан уже в следующем году, и на его содержание планируется выделить 387 миллиардов рублей, в 2012 году — 347 миллиардов, в 2013 году — 395 миллиардов рублей. Субъекты Федерации при этом получают право выбора: формировать дорожные фонды либо сохранить действующий порядок финансирования дорожного строительства. Решение этого вопроса должно быть урегулировано отраслевым законом субъекта.

— Какие еще отрасли признаны приоритетными?

— На модернизацию и развитие экономики и инфраструктуры выделяется 178 миллиардов рублей, в том числе на проект «Информационное общество» — 89 миллиардов, на космическую программу — 115 миллиардов рублей и столько же на атомную энергетику. В числе приоритетов по-прежнему остается поддержка авиастроения — 48 миллиардов рублей, судостроения — 14 миллиардов. В этот раз на почетном месте и сельское хозяйство: на финансирование государственной программы развития сельского хозяйства в 2011 году предусмотрено 115 миллиардов рублей.

— И, конечно, нельзя не спросить про самую болезненную проблему, которую специалисты нередко называют «ахиллесовой пятой бюджета»...

— Очевидно, вы имеете в виду проблему межбюджетных отношений… Прежде всего хотелось бы отметить, что есть все объективные предпосылки положительной динамики развития экономики в регионах. В 2011 году прогнозируется рост доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации на 6 процентов по сравнению с 2010 годом, а в 2013-м — даже на 8 процентов. Также просчитывается постепенное сокращение дефицитов региональных бюджетов с 344,9 миллиарда рублей в 2011 году до 107,8 миллиарда рублей в 2013 году за счет кредитов из федерального бюджета, продажи акций, а также объектов недвижимости, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Вместе с тем сохраняется сильная зависимость субъектов от финансовой помощи из федерального бюджета. Поэтому бюджетная политика будет сосредоточена на решении следующих задач: корректировка механизмов оказания финансовой помощи субъектам в целях повышения ее эффективности; формирование устойчивой собственной доходной базы региональных и местных бюджетов и создание стимулов по ее наращиванию.

Также особое внимание будет уделено совершенствованию системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и органами местного самоуправления: на эти цели в новый раздел бюджета «Межбюджетные трансферты» будут включены дотации (407 миллиардов рублей) на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации.

На поддержку мер по обеспечению сбалансированности региональных бюджетов запланировано 115,6 миллиарда рублей. Предусмотрен резерв дотаций, которые могут быть направлены на поддержку регионов, оказавшихся по объективным причинам в сложной ситуации в объеме 49,3 миллиарда рублей. Также найдены средства для денежных дотаций в размере 1 миллиарда рублей для поощрения регионов, которые добились хороших социально-экономических показателей. Общий же объем субсидий в 2011 году предусмотрен в сумме 423,8 миллиарда рублей, что почти на 4 процента выше, чем в прошлом году. Также почти на 11 процентов увеличится по сравнению с 2010 годом объем средств, выделенных на оплату жилищно-коммунальных услуг для льготников (пенсионеров, инвалидов, ветеранов, малообеспеченных семей). На эти цели в 2011 году будет направлено 112,8 миллиарда рублей. 


Справка "Бюджета"

Доходы бюджета в 2011 году планируются в размере 8,844 трлн руб. (17,6 % — здесь и далее от ВВП), в 2012 году — 9,503 трлн руб. (17 %), в 2013 году — 10,379 трлн руб. (16,8 %). Из них нефтегазовые доходы в 2011 году составят 4,09 трлн руб. (8,1 %), в 2012 и 2013 годах — 4,39 трлн руб. (7,9 %) и 4,653 трлн руб. (9,3 %) соответственно. При этом в законопроекте заложен умеренный среднегодовой рост цен на нефть Urals — основной товар российского экспорта: предполагается, что цены будут расти с 75 долл. за баррель в 2010 и 2011 годах, до 78 долл. в 2012 году и 79 долл. — в 2013 году.

Расходы бюджета в 2011 году утверждаются на уровне 10,658 трлн руб. (21,2 %), в 2012 году — 11,237 трлн руб. (20,1 %), в 2013 году — 12,175 трлн руб. (19,7 %).

Дефицит бюджета в 2011 году запланирован в размере 1,814 трлн руб. (3,6 %), в 2012 году — 1,734 трлн руб. (3,1 %), в 2013 году — 1,795 трлн руб. (2,9 %).

Объем ВВП в 2011 году прогнозируется в размере 50,389 трлн руб. (рост на 4,2 %), в 2012 году — 55,95 трлн руб. (рост на 3,9 %), в 2013 году — 61,92 трлн руб. (рост на 4,5%). Инфляция на 2011 год планируется на уровне 6,5 %, в 2012 году — 6 %, в 2013 году — 5,5 %.

Для покрытия дефицита в 2011 году из Резервного фонда планируется использовать только 284,4 млрд руб., в основном — на 70–80 % — он будет финансироваться за счет государственных заимствований. Ожидается, что верхний предел государственного внутреннего долга на начало 2012 года составит 5,148 трлн руб., на начало 2013 года — 6,976 трлн руб., 2014 года — 8,826 трлн руб. Верхний предел внешнего госдолга на начало 2012 года планируется на уровне 55,6 млрд долл. (44,9 млрд евро), на начало 2013 года — 65,2 млрд долл. (52,1 млрд евро), 2014 года — 75,6 млрд долл. (58,2 млрд евро).

Поделиться