— Юрий Алексеевич, на протяжении последних нескольких лет ведется реорганизация Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра). В чем суть этих изменений, для чего они проводятся?
— Если быть точным в хронологии событий, то в конце декабря 2008 года вступил в силу Указ Президента РФ «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии». С этого момента можно отсчитывать историю новой службы — Росреестра, получается, что этому «малышу» вот-вот исполнится два года. На самом деле Росреестр — это результат объединения трех органов исполнительной власти, существовавших ранее: Федеральной регистрационной службы (Росрегистрация), Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и Федерального агентства геодезии и картографии (Роскартография). К нам перешли в полном объеме все полномочия и функции этих ведомств. Поэтому мы говорим не о реорганизации Росреестра, а по сути о его создании как нового федерального органа исполнительной власти.
Наглядным примером целесообразности и практического эффекта от объединения может служить ситуация с кадастровым учетом и регистрацией прав на земельные участки. Раньше гражданину перед регистрацией права на землю нужно было посетить подразделения Роснедвижимости, а это как минимум два визита — подать и получить документы о постановке на кадастровый учет и только потом, с кадастровым паспортом на руках, можно было идти в Росрегистрацию. При условии, что весь пакет документов в порядке, это еще два посещения госучреждения. Соответственно общий срок оформления документов — это сумма сроков, установленных регламентами Роснедвижимости и Росрегистрации. Как это происходит сегодня? Гражданин идет первый раз в Росреестр, чтобы подать документы, и второй, опять же в Росреестр, чтобы их получить. Наш внутренний документооборот позволяет совершить все промежуточные действия без участия заявителя. Налицо уменьшение количества посещений и сокращение сроков. А относительно недавние поправки, внесенные в законодательство, позволяют и вовсе свести хождения к минимуму: должным образом оформленные и нотариально заверенные документы можно отправить в Росреестр по почте.
— Какие основные задачи поставлены перед Росреестром, какие федеральные целевые программы и проекты реализуются?
— Руководство страны поставило перед Росреестром глобальные задачи. Упрощение процедуры оформления прав на недвижимость и ее дебюрократизация, переход на новые форматы предоставления госуслуг (предпочтительно дистанционно, с минимальным количеством посещений гражданином) — все это, а также ряд других механизмов значительно облегчат жизнь рынку недвижимости как одной из важных составляющих экономики страны. Очевидно, что решить эти задачи невозможно без привлечения соответствующего финансирования. Наряду с общим финансированием из бюджета Российской Федерации в распоряжении Росреестра имеются еще два финансовых инструмента: федеральные целевые программы и проекты развития, финансируемые при участии Международного банка реконструкции и развития (МБРР).
Федеральные целевые программы представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий. В настоящее время Росреестр участвует в реализации двух федеральных целевых программ. Первая — «Глобальная навигационная система» (более известная по сокращенному названию ГЛОНАСС), а точнее ее подпрограмма «Использование спутниковых навигационных систем для геодезического обеспечения территории России». В соответствии с ней создается новая система геодезического обеспечения территории нашей страны с применением спутниковой системы ГЛОНАСС, а также других спутниковых средств и технологий. Это позволит повысить точность, оперативность и экономическую эффективность решения задач геодезического обеспечения в интересах экономики, науки, обороны нашей страны и ее населения.
Вторая федеральная целевая программа, в реализации которой участвует Росреестр, — это «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости». Она включает в себя подпрограмму «Создание системы кадастра недвижимости». С 2006 года в рамках реализации этой подпрограммы за счет средств МБРР в соответствии с обязательствами, взятыми на себя Российской Федерацией, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии реализует проект «Развитие системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости». Мероприятия в рамках подпрограммы проводятся в нескольких направлениях. Во-первых, это научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Поскольку процесс создания государственного кадастра недвижимости требует соответствующей нормативно-правовой базы, на основании проведенных исследований подготовлены проекты целого ряда федеральных законов, постановлений Правительства РФ, приказов Минэкономразвития России.
Во-вторых, средства МБРР направляются на создание так называемой инфраструктуры системы государственного кадастра недвижимости, что включает в себя оснащение Росреестра, его территориальных органов и подведомственных организаций программно-техническими комплексами, техническими средствами, средствами телекоммуникаций и защиты информации. И это лишь очень беглый перечень тех направлений, реализация которых стала возможной благодаря привлечению средств Международного банка реконструкции и развития.
— Росреестр и Федеральная налоговая служба в сентябре 2010 года подписали соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене. Какова цель этого соглашения?
— Следует оговориться, что подписанное соглашение на самом деле — очередной этап взаимодействия и сотрудничества, которое уже ведется между нашими ведомствами. Поскольку в ходе выполнения возложенных на наши службы задач и функций необходимы сведения, которыми обладает каждая из служб, подписание соглашения — это важное достижение на пути к систематизации и структуризации взаимодействия, усовершенствованию применяемых механизмов. Вот распространенный пример практической значимости нашего сотрудничества, типичный бытовой случай: собственник продает квартиру. Автоматически он перестает быть налогоплательщиком. Но нередки случаи, когда квитанции на уплату налога люди получают спустя значительное время после того, как право собственности было прекращено. Или, наоборот, для пополнения бюджетов разного уровня государству важна актуальная информация о собственниках, об объектах, поставленных на кадастровый учет и становящихся потенциальной налоговой базой.
Таким образом, постоянный оперативный и полноценный обмен сведениями между нашими службами имеет серьезное практическое значение. Реалии сегодняшнего дня требуют от нас не только организации информационного обмена, но и приведения его в соответствие современным представлениям о работе с информацией. То есть мы перешли на электронный вид взаимодействия, обращаясь к бумажным носителям только в исключительных случаях, это значительно сокращает время обмена данными. Конфиденциальность информации обеспечивается целым рядом технологий, в том числе электронной цифровой подписью. Отмечу также, что взаимодействие между нашими службами осуществляется на уровне как центральных аппаратов, так и территориальных органов, чтобы максимально оптимизировать этот процесс.
— Повышение качества и доступности государственных услуг сейчас является одним из важнейших приоритетов власти. Какую работу в этом направлении ведет Росреестр, в частности, по переходу на оказание госуслуг в электронном виде?
— Вы правы, одним из приоритетов сейчас является не только расширение перечня государственных услуг и приведение их в соответствие потребностям времени, граждан, организаций, органов власти, экономики. В первую очередь пристальное внимание уделяется качеству и степени их доступности для всех категорий заявителей. Росреестр проводит серьезную и разноуровневую работу в этом направлении.
Необходимо создать такие условия для заявителей, когда каждый визит в наши подразделения по всей стране будет не испытанием, а просто приятным событием. Для обеспечения доступности, комфорта и удобства в их традиционном понимании мы занимаемся ремонтом и оборудованием помещений, оптимизацией количества сотрудников, работающих на приеме и выдаче документов, устанавливаем электронные системы регулирования потоков заявителей (электронные очереди, системы предварительной записи и т. д.). Если же иметь в виду качество и доступность в их современном понимании, то в этой плоскости Росреестр сейчас активно осваивает ресурсы Интернета. В марте мы запустили свой портал и уже сейчас в электронном виде выдаем информацию из государственного кадастра недвижимости: таких справок через Интернет уже выдано более 350 тысяч. Эти выписки крайне востребованы физическими и юридическими лицами при заключении сделок, при получении кредита. Кроме того, целый ряд субъектов РФ уже внесен в дежурную кадастровую карту: на портале сегодня можно посмотреть все характеристики участков и их кадастровую стоимость в 38 пилотных регионах. В скором будущем будет охвачена вся территория нашей страны.
Сейчас мы работаем с несколькими базами данных, которые в перспективе станут единым целым, — это свод сведений об объектах недвижимости и их правообладателях. Часть этой информации является закрытой, часть — открытой. Поэтому в процессе внедрения электронных возможностей взаимодействия мы прорабатываем также механизмы сохранения конфиденциальности сведений, идентификации личности запрашивающего сведения, и в первую очередь использование электронной цифровой подписи. Кроме того, рассматриваются возможности применения социальных карт, которые действуют во многих регионах и уже содержат информацию о гражданине, образец его подписи и т. д.
— В Росреестре создана специальная группа для проведения анализа возможных последствий введения местного налога на недвижимость. Расскажите подробнее о том, какие цели перед ней поставлены и как будет проводиться эта работа?
— В настоящее время Росреестр заключил и проводит реализацию двух контрактов, финансируемых за счет ФЦП: «Анализ социально-экономических последствий введения налога на недвижимость на основе массовой оценки недвижимости» и «Разработка мероприятий по введению в Российской Федерации налога на недвижимость на основе массовой оценки объектов недвижимости и их тестирование в городе Москве». То есть сразу нужно оговориться, что это не некая перспектива, а уже проводимая работа. Соответственно рабочая группа действует в рамках реализации названных мною контрактов. Работы направлены на обеспечение возможности принятия в перспективе социально справедливых и экономически эффективных управленческих решений при переходе на новую систему налогообложения, а также законодательное установление максимального размера ставки налога на недвижимость и определение размера налоговых вычетов.
Когда налоги высокие, их критикуют налогоплательщики. Когда они неоправданно занижены, бюджеты недополучают средства. Поэтому при принятии решения в налоговой сфере крайне важно найти ту самую золотую середину между потребностями бюджетов и возможностями налогоплательщиков, то есть между интересами всех участников процесса, а также сопоставить все это с реальными объектами недвижимости (данными о них), используя информационные ресурсы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Именно в этой работе принимает участие Росреестр.