Версия для печати 4649 Материалы по теме
«Бюджетные» технологии в бюджетной сфере

Константин Захаров
Население и мегаполисов, и небольших районных центров в повседневной жизни практически ежедневно взаимодействует с органами власти различных уровней при получении самых разных услуг в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, транспорта, коммуникаций. Это взаимодействие, связанное с получением всевозможных документов, справок, заявок, в большинстве своем сопровождается очередями. Как можно сэкономить время и усилия, решая проблемы частного характера, если в современных условиях большинство населения, особенно в городах, владеет информационными технологиями и имеет доступ к сети Интернет? Почему чиновник любого уровня, работающий непосредственно в повседневном контакте с населением и владеющий современными информационными методами работы, не может рассмотреть, согласовать и довести до заявителя документ (услугу) посредством коммуникационных технологий? На эти и другие вопросы отвечает Константин Валерьевич ЗАХАРОВ, генеральный директор Центра экономических проектов.

На сегодняшний день органы власти и управления ставят перед собой цель разработать и внедрить единый информационно-функциональный ресурс, решающий комплекс управленческих задач различной степени сложности и обеспечивающий формирование единого информационного пространства территории. Как показывает анализ существующей практики внедрения элементов автоматизации на региональном и муниципальном уровнях власти, на сегодняшний день для регионов и муниципалитетов характерна следующая картина:

  • преобладают локальные, стационарные, изолированные, а часто и очень дорогие формы автоматизации отдельных процессов управления;
  • отсутствует единая комплексная информационная среда, способная объединить всех активных пользователей и решать не только информационно-справочные, но и аналитические, управленческие задачи, выстроить полноценную систему электронного документооборота.

Все это вступает в противоречие с концепцией развития и использования свободного программного обеспечения. 

Очевидно, что, принимая решение о приобретении или разработке специализированного программного обеспечения, необходимо учитывать ряд параметров, позволяющих адекватно оценить возможности его применения и развития. Наш Центр совместно с органами местного самоуправления муниципалитетов и государственного управления ряда субъектов РФ разработал Порталы государственного и муниципального управления «Мой регион» и «Мой город», воплощающие в реальность идеи электронного правительства и представляющие собой новую форму организации регионального и муниципального управления, обеспечивающую за счет широкого применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) качественно новый уровень оперативного взаимодействия органов власти с населением и бизнесом. При разработке программных продуктов Центр попытался решить задачу внедрения комплексной управленческой системы нового поколения, где услуги заявительного характера занимают лишь пятую часть программы, а основная часть прикладного инструментария сосредоточена на системе управления регионом или муниципалитетом.

Учитывая, что субъекты РФ и муниципальные образования наделены полномочиями по предоставлению соответственно государственных и муниципальных услуг населению, количество и требуемое качество которых могут различаться на различных территориях, специалисты Центра предусмотрели возможность адаптации и настройки системы под особенности и потребности конкретной территории, что делает систему гибкой и функциональной. «Единый портал государственного (муниципального) управления» является важнейшим инфраструктурным элементом управления, прочно замещающим место локальных, стационарных, изолированных форм автоматизации. Портал демонстрирует неоспоримые преимущества в условиях, когда необходимо соединить всех активных участников социально-экономической жизни территории субъекта Федерации или муниципального образования в едином информационном пространстве в условиях удаленного доступа.

С точки зрения простого жителя такие сервисы, как «электронная школа», «электронная очередь в детский сад», «запись на мероприятие», «электронная очередь» и многие другие, становятся возможными и доступными, а прямое общение с должностными лицами в режиме онлайн теперь не вызывает сложностей. Таким образом, город для населения становится открытым, а деятельность администрации — прозрачной.

Для работников ГРБС, получателей бюджетных средств как для практиков управления, повседневно занятых рутинной управленческой работой, портал открывает широкий спектр функциональных возможностей и решений. В функционал системы встроена единая методологическая платформа с максимальной степенью настраиваемости и детализации под задачи конкретного пользователя. Быстро и с минимальными трудозатратами портал позволяет решить такие важные управленческие задачи, как:

  • ведение реестра государственных (муниципальных) услуг;
  • формирование государственных (муниципальных) заданий и их доведение до поставщика услуг, оперативный мониторинг отчетности и анализ ее исполнения;
  • создание ведомственных и долгосрочных целевых программ любой степени сложности и детализации, распределение мероприятий целевых программ по центрам ответственности и контроль процесса их исполнения, проведение оценки эффективности;
  • контроль разнородных отчетов и обеспечение сбора информации по ним «снизу», от первоисточника. Например, сегодня мы решаем актуальнейшую задачу сбора, анализа и консолидации данных о состоянии кредиторской задолженности бюджета и бюджетных учреждений города;
  • проведение мониторинга оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. Методология проведения мониторинга оценки предполагает детализацию до уровня показателей оценки с возможностью просмотра расчетных параметров и динамику конкретного выбранного показателя;
  • настраивание системы планирования деятельности учреждений в различных отраслях социальной сферы и городского хозяйства;
  • расчет стоимости расходных обязательств, формирование отраслевых методик финансирования, обоснование объемов бюджетных ассигнований.

Для руководителей высшего звена единый портал государственного (муниципального) управления открывает широкие возможности для оперативного контроля, координации и управления деятельностью органов власти; оценки в режиме реального времени эффективности и качества работы органов управления. Инструментарий портала управления предполагает реализацию принципов «открытого управления».

Возможности системы предусматривают:

  • внедрение системы индикативного управления территорией;
  • контроль соблюдения планов и программ развития территории, выполнения стандартов предоставления услуг, качества финансового менеджмента распорядителей и получателей бюджетных средств, своевременное выявление «нарушителей»;
  • отслеживание динамики и тенденций развития социальной и хозяйственной сфер;
  • постоянный мониторинг активности главных распорядителей бюджетных средств и «поставщиков» услуг, выявление тех, кто своевременно не заносит данные в систему для принятия адекватных мер и быстрого реагирования.

Таким образом, высшее руководство теперь «видит» практически все процессы и всех исполнителей задач, имеет возможность в непрерывном режиме контролировать и координировать деятельность по любым направлениям и задачам органов исполнительной власти. 

Трехлетний опыт внедрения программных продуктов позволил специалистам Центра выявить общую проблему, характерную для многих регионов. К сожалению, вне зависимости от величины и «продвинутости» муниципального образования или субъекта Федерации большинство государственных и муниципальных служащих до сих пор с компьютером на «вы», а не на «ты», в результате чего на их обучение тратится продолжительное время. Преимущество системы — эффективные, не требующие существенных бюджетных затрат, в том числе на обслуживание и сопровождение, технологии программирования, использование максимально дешевого инструментария разработки, а также набора свободного программного обеспечения, позволяющего существенно сократить затраты на разработку и эксплуатацию системы. Сегодня портал управления используются как в крупных, так и в небольших муниципальных образованиях, обеспечивая связь муниципальных районов с поселениями, например, в таких регионах, как Московская, Кировская и Пензенская области, Пермский край, Республика Марий-Эл. 

Поделиться