Версия для печати 6022 Материалы по теме
мыша
 В ходе муниципальной реформы многие органы МСУ начинают использовать современные информационные технологии. Это необходимо им в повседневной деятельности для грамотного решения учетно-управленческих задач. Оценить общую картину информатизации органов МСУ в стране достаточно сложно. Помочь в этом могут те, кто непосредственно предоставляет ИТ-продукты и консалтинговые услуги муниципалитетам. В этой статье речь пойдет о практике корпорации «Парус», одного из лидеров рынка информационных систем управления для государственных учреждений, среди клиентов которого более 10 тыс. муниципальных образований.

На сайте журнала есть библиотека статей, посвященная реформе местного самоуправления. Ознакомиться со списком материалов можно здесь.

 В корпорации разработана типовая комплексная система управления муниципальным образованием, состоящая из программно-методических решений по территориальному, похозяйственному и централизованному бюджетному учету, управлению муниципальным имуществом, закупками, кадрами муниципальной службы. На сегодняшний день внедрение тех или иных решений осуществляется в муниципалитетах, находящихся на территории четырех федеральных округов Российской Федерации – Сибирского, Центрального, Северо-Западного и Южного.
В ряде случаев проекты подразумевают автоматизацию всех муниципальных образований на территории того или иного субъекта Федерации. Так, в Республике Алтай осуществляется комплексная автоматизация похозяйственного и территориального учета в 102 муниципальных образованиях: 10 муниципальных районах, 91 сельском поселении, а также городском поселении (столица республики – Горно-Алтайск). В декабре 2006 г. корпорация выиграла конкурс на автоматизацию похозяйственного и территориального учета, а также управления имуществом во всех муниципальных образованиях Чеченской Республики. В стадии реализации – масштабный пилотный проект по внедрению решения «Похозяйственный и территориальный учет» в Пензенской области: автоматизация охватит около 400 муниципальных образований.
Часто инициатива внедрения ИТ исходит от глав МСУ. Большую потребность органы МСУ испытывают в автоматизации похозяйственного и территориального учета, позволяющей повысить долю собственных доходов муниципального бюджета. Пилотные проекты по внедрению данного решения ведутся как на уровне муниципальных районов, так и на уровне сельских и городских поселений.
Например, в Белгородской области пилотный проект полностью охватывают три муниципальных района. В Кемеровской области подобный проект уже успешно завершен: решение внедрено в муниципальном районе Промышленновский, включающем 11 сельских и одно городское поселение. Пилотные проекты ведутся в Ленинградской, Тамбовской, Тульской, Липецкой и других областях: здесь решение внедряется в двух-трех поселениях одного муниципального района. В Чудовском районе Новгородской области автоматизирован похозяйственный учет поселений, в результате чего появилась возможность оперативно извлекать необходимые данные, готовить справки для населения, формировать требуемые отчеты. Информация передается на районный уровень, где внедряется модуль для формирования многомерных аналитических отчетов. Результатом такого проекта должно стать повышение оперативности, достоверности и удобства использования сведений, необходимых руководителям администрации муниципального района. Увидев результат автоматизации, эффект от работы в едином информационном поле, руководители администраций субъектов часто принимают решение о распространении данного опыта на весь регион.
Качество реализации проектов компании «Парус» по всей стране во многом обеспечивается наличием разветвленной дилерской сети. Региональное отделение или партнер корпорации есть в каждом субъекте Федерации. Они занимаются осуществлением проектов, обучая пользователей, внедряя решения, оказывая консультационные услуги.
Большое внимание «Парус» уделяет вопросу организации информационного взаимодействия между структурами МСУ и органами государственного управления различных уровней. Интеграция внедряемых в муниципалитетах систем и существующих федеральных и региональных информационных ресурсов позволяет, например, снизить временные затраты специалистов муниципальных образований на ввод данных в похозяйственную книгу, поскольку значительная часть сведений содержится в базах данных Федеральной регистрационной службы, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и других ведомств.
Автоматизация и интеграция позволяют повысить эффективность взаимодействия МСУ с Федеральной службой государственной статистики, для которой похозяйственный учет всегда был важным источником информации. Необходимость организации сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, установлена ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ. Кроме того, предоставление выписки из похозяйственной книги требуется, например, для упрощенной процедуры оформления права собственности на земельный участок в случаях , установленных Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (более известным как «закон о дачной амнистии»).
Похозяйственный учет связан и с приоритетным национальным проектом «Развитие агропромышленного комплекса», который предусматривает выдачу кредитов организациям АПК и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство. Основным механизмом государственной поддержки в данном случае выступает субсидирование бюджетом части процентной ставки по кредитам. Выписка из похозяйственной книги – один из документов, которые необходимо предоставить для получения субсидий из федерального бюджета.
Так как выписка из похозяйственной книги требуется для получения сельскохозяйственных кредитов и «дачной амнистии», в 2006 г. постановление о ведении похозяйственного учета принял целый ряд администраций крупных областных центров, в частности Петрозаводска, Калуги, Нижнего Новгорода. Ведь практически в любом городе есть множество личных подсобных хозяйств. В связи с этим корпорацией «Парус» разрабатывается решение, адаптированное к ведению похозяйственного учета в крупных городах.
Органы местного самоуправления в стране начинают осознавать свою ответственность за качество жизни населения, несмотря на трудности, сопровождающие процесс становления. Для повышения качества жизни нужна грамотная система управления муниципалитетом, которую практически невозможно создать без современных информационных технологий. Учитывая задачи реформы местного самоуправления, корпорация «Парус» разработала для муниципалитетов не просто учетный механизм, а систему управления.
Одним из важных элементов данной системы является модуль для формирования многомерных аналитических отчетов. Модуль наглядно, в виде трехмерных графиков, представляет различные аналитические срезы, отражающие демографические, социальные, финансово-экономические аспекты жизнедеятельности муниципального образования. Система способна помочь главе администрации выбрать вариант использования имущественных объектов с максимальной прибылью для муниципалитета. Такую же систему целесообразно внедрить и на уровне субъекта Федерации для анализа состояния всех муниципальных районов области.
Процесс информатизации муниципальных образований идет в стране крайне неоднородно. Постепенно приходит понимание необходимости использования передовых ИТ в секторе муниципального управления, находятся возможности инвестирования в современные инструменты управления. Инициаторами внедрения программного обеспечения становятся администрации субъектов, главы городских округов и муниципальных районов, даже городских и сельских поселений. При грамотном использовании качественного ИТ-продукта выигрывают все.

Материал подготовила Татьяна ШАВРИНА
Журнал «Бюджет» №2 февраль 2007

Поделиться