Версия для печати 13694 Материалы по теме

Руководитель Торговой Миссии UBIFRANCE Посольства Франции в России, Филипп ПЕГОРЬЕ, рассказал журналу «Бюджет», как складываются экономические отношения двух стран, какие регионы России наиболее перспективны с точки зрения инвестиций, с какими сложностями сталкивается французский бизнес при работе в России.

— Господин Пегорье, как вы можете охарактеризовать российско-французские отношения?

— Политические отношения между Францией и Россией очень хорошие: Президент России Д. А. Медведев в марте 2010 года был в Париже, премьер-министр В. В. Путин — в июне. Президент Франции Н. Саркози также в июне побывал с визитом в Санкт-Петербурге. Министр экономики и финансов Франции Кристин Лагард несколько раз была в России, министр экономического развития РФ Э. С. Набиуллина побывала в октябре 2010 года в Париже на российских встречах.

Очень тесные отношения между нашими странами и в области культуры и, конечно, в экономической сфере. Наш товарооборот быстро растет: Россия стала больше поставлять во Францию энергоносителей, а Франция экспортирует в Россию много различных товаров. Все динамично развивается, французские фирмы активно работают в России, причем они не только имеют свои представительства, но и являются инвесторами. Можно перечислить много крупных партнерств в разных областях, в том числе и в промышленности, например сотрудничество Renault с АвтоВАЗом, компании L’Оreal и Peugeot недавно открыли в Калужской области свои заводы, Societe Generale предлагает россиянам банковские услуги.

— Год Франции в России практически завершен. Подобные мероприятия нередко становятся «дежурными». Но в данном случае власти Франции и России охарактеризовали этот год как прорыв в российско-французских отношениях...

— Как оказалось, мы недостаточно знаем друг друга, и этот год был очень важным для формирования имиджа России во Франции и Франции в России. Одним из самых продуктивных месяцев по проведению мероприятий именно в экономической сфере был октябрь, я назову три основных мероприятия.

Первое. Выставка в Манеже «Искусство жить по-французски», в которой участвовали 172 (!) французские фирмы. Еще никогда в истории такое количество французских фирм не принимало участия в одной выставке, это был проект с большим бюджетом, который имел важное экономическое и политическое значение. Выставку открывали с французской стороны госпожа Лагард, а с российской — руководитель Администрации Президента РФ С. Е. Нарышкин и вице-премьер А. Д. Жуков. Мероприятие прошло на высшем уровне, на выставке были представлены фирмы, которые производят товары на заказ. Например, в числе участников была одна фирма, которая еще в XVII веке изготавливала все деревянные панели в Версале, а сейчас эта же фирма ремонтирует Версаль.

Второе мероприятие — это дегустация французских вин, организованная для российских импортеров и журналистов. Присутствовали представители провинции Бордо, был представлен огромный ассортимент из 85 вин Шато, а также новое вино, которого еще не было на рынке. Экспорт вин для Франции очень важен, а у России в этом отношении большой потенциал. Россияне недостаточно пьют вина, употребляя больше пива и крепких напитков, нужно переориентировать людей на более качественные напитки.

И третье, это экономические встречи во французском сенате, в которых участвовала госпожа Набиуллина, а с французской стороны — министр внешней торговли Франции госпожа Идрак. В мероприятии приняло участие порядка 300 человек. Российский министр экономического развития имела хорошую возможность для того, чтобы объяснить, почему нужно вкладывать деньги в Россию.

— Вы являетесь руководителем Торговой Миссии UBIFRANCE Посольства Франции в России,  организации, которая оказывает содействие французским бизнесменам в их деятельности за рубежом. Расскажите, как организована работа Юбифранс?

— Юбифранс в России — это три офиса, центральный находится в Москве, а два других — в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. По сути, это торговая миссия только для французских предпринимателей. Раньше мы активно занимались организацией визитов министров, сенаторов, депутатов, и сейчас, если посол или министр хочет посетить Россию, мы с большим удовольствием организуем визит. Но центр нашей деятельности — это работа с французскими предприятиями, мы здесь для того, чтобы помогать им и делом, и советом. Мы организуем семинары, выставки, проводим мероприятия для поиска российских партнеров, активно сотрудничаем с Торгово-промышленными палатами во Франции, чтобы найти не только большие предприятия (многие из них уже присутствуют в России), но и мелкие фирмы, чтобы презентовать им возможности в России. Мы стараемся привлекать их сюда, объясняя, что в России ждут французский бизнес.

На этот год была поставлена задача — привезти в Россию и организовать мероприятия для представителей 800 французских фирм. Мы превысим этот план. Впервые в истории отношений между Францией и Россией так много французских компаний — порядка 900 — посетят Россию в течение одного года. Политика французского правительства — мотивировать и отправлять французские фирмы за рубеж, особенно предприятия малого бизнеса.

— Сотрудничаете ли вы с российскими регионами?

— Для нас имеет большое значение работа с региональными властями России. В июне 2010 года мы организовали поездку французской делегации в Сочи. На агропромышленном форуме «Югагро» — самой масштабной в России выставке сельскохозяйственной техники, которая прошла в конце ноября 2010 года в Краснодаре, был представлен французский павильон. Также мы планируем организовать поездку нашей делегации в Мурманск для знакомства с местными проектами. Но, конечно, есть партнеры, с которыми мы недостаточно работаем — это крупные российские фирмы, которые находятся в регионах, мы их мало знаем.

— Какие регионы вы бы отметили как наиболее интересные для инвестиций?

— Перспективны все регионы, граничащие с Московской областью, — они дешевле, чем Москва, но территориально расположены близко к российской столице. С Москвой, конечно, тоже выгодно работать как с центром страны, большим мегаполисом.

Очень интересный край — юг России, не только Сочи, но и Краснодар. Французские компании там работают, например Bonduelle. С Татарстаном, городами Екатеринбургом, Санкт-Петербургом прекрасно развивается культурное сотрудничество. Теперь нам нужно активизировать экономические отношения.

— Насколько охотно французский бизнес инвестирует в Россию?

— По российской статистике, Франция находится на девятом месте по объему инвестиций в Россию, на первом месте — Кипр. Хотя на самом деле Франция — вторая европейская страна после Германии по объему инвестиций в Россию. Могут быть какие-то недоразумения — например, по официальной статистике, «Ашан» это нидерландская компания, хотя на самом деле — французская, просто французы инвестируют через Нидерланды.

В России представлены французские промышленные группы, кроме уже упомянутых это Alstom — производство локомотивов, Safran Group — производитель самолетов, Lafarge — производитель строительных материалов, французские компании по предоставлению услуг, например, BNP Paribas, страховые компании. Французская компания Arianespace закупает российские ракетоносители, мы построили совместную базу для пуска ракет в Гвиане.

— С какими сложностями сталкиваются французы при открытии своего бизнеса в России?

— Основные сложности — это российская бюрократия, административные барьеры, иногда коррупция. При этом российские власти оказывают очень большую помощь. Как мы решаем сложности? Поиском оптимальных решений. Если есть желание создавать крупный бизнес в России, нужно выбрать регион и найти надежных партнеров, в том числе в лице местных властей. Хороший опыт в этом отношении у Калужской области, много компаний туда идет, вкладывая крупные инвестиции, там прекрасно работает команда губернатора А. Д. Артамонова. У нас тесные контакты с Калужской областью: господин Артамонов был на открытии выставки в Манеже, госпожа Лагард, министр экономики и финансов Франции, встречалась с ним.

Но есть один принципиальный момент, который является существенным препятствием для ведения бизнеса в России. Во время кризиса Россия стала первой страной «Большой восьмерки», которая ввела протекционистские меры, хотя эти меры должны быть аннулированы для формального вступления России в ВТО. Мы ждем решения США о вступлении России в ВТО, основным препятствием является нерешенный политический вопрос с Грузией. Россия — единственный член «Восьмерки», не состоящий в ВТО, она должна обязательно туда попасть.

— Раньше вы руководили экономической миссией Франции на Украине. Скажите, в чем разница между вашей работой в двух странах? Где иностранному бизнесу легче вести свою деятельность?

— На Украине, в Киеве, жить гораздо легче: хорошая погода, прекрасная кухня, красивые женщины. Киев — не такой крупный мегаполис, как Москва, и, на мой взгляд, жить там проще. Там меньше импортных продуктов, многое они производят сами, особенно продукты питания хорошего качества. В Москве в основном все импортное. Но работы и денег больше в России. Россия лучше для работы, Украина — для жизни. В России отношения с властью выстроить гораздо легче, чем на Украине.

— Каков на самом деле сейчас имидж России во Франции? Соответствует ли он реальности?

— Французы очень плохо знают Россию, поэтому Год России во Франции был важен. По правде говоря, французы знали Советский Союз лучше, чем современную Россию, видимо, благодаря пропаганде, активной деятельности властей. Французы представляют Россию по временам Ельцина: мафия, олигархи, преступность, коррупция, а какой она стала сейчас, они не знают. Французские журналисты, как и везде, пишут только о проблемах. При этом, когда французы приезжают в первый раз в Россию, она им нравится, им интересно здесь, они видят совсем другую страну.

Сейчас во Франции гораздо меньше стали изучать русский язык. Очень жаль, потому что, когда люди изучают язык, они больше узнают о стране, ее культуре, традициях. Россияне лучше знают Францию, многие приезжают в Париж, на Лазурный берег. Вообще россияне гораздо чаще ездят за границу, чем иностранцы — в Россию.

— Вам нравится работать в России? Чем похожи Франция и Россия?

— Конечно, нравится. Россия — это масштаб, объем. Для Франции Россия — очень важная страна и в политическом отношении, и в экономическом. Что касается сходства, я его вижу в творческом потенциале. В мире не так много мест, где есть творчество, а во Франции и в России оно есть.

Текст подготовили: Дмитрий Кожевников и Анна Самуленкова 

Поделиться