Бюджетная политика — 01 февраля 2011

Обсуждены проблемы сбалансированности бюджетов муниципальных образований

Версия для печати 7576 Материалы по теме
Обсуждены проблемы сбалансированности бюджетов муниципальных образований

Бюджет
Состоялось заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации «Пути достижения сбалансированности бюджетов муниципальных образований. Оптимизация расходных обязательств: совершенствование управления бюджетными расходами, повышение прозрачности и открытости местных бюджетов».

Пути достижения сбалансированности бюджетов муниципальных образований рассмотрены на заседании Совета по местному самоуправлению при Председателе СФ. Парламентарии, представители федеральных и региональных органов государственной власти и управления, местного самоуправления, общественных организаций обсудили проблемы оптимизации расходных обязательств местных бюджетов.

Открыл заседание Председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Он подчеркнул не просто актуальность, а сверхактуальность представленной на обсуждение темы. Не случайно, по его словам, глава государства в Послании Федеральному Собранию в ноябре минувшего года отметил необходимость подготовить Правительству предложения по изменению сложившейся пропорции распределения доходов между бюджетами разных уровней.

Глава палаты российского парламента напомнил, что обеспечение соответствия доходов бюджетов их расходам было одной из основных целей реформы местной власти в 2003 году. Однако этой цели до сих пор достичь не удалось, констатировал он. В настоящее время, сказал С.Миронов, местные бюджеты формируются главным образом за счёт трансфертов - их доля в доходной части бюджетов, по данным Счетной палаты, составляет почти 60 процентов.

Как подчеркнул Председатель Совета Федерации, доля доходов местных бюджетов от местных налогов мизерна. Так, в среднем доходы от налога на землю составляют 3-4 процента объёма местных бюджетов, заявил он, а от налога на имущество физических лиц – около полупроцента.

Большинство экспертов оценивают состояние местных бюджетов как кризисное, заявил глава палаты российского парламента.

Совершенствование межбюджетных отношений между уровнями власти, продолжал С.Миронов, уже многие годы является приоритетным направлением деятельности Совета Федерации. К числу приоритетов он отнес разработку эффективных мер по сокращению значительных диспропорций в социально-экономическом развитии регионов, уменьшение дисбаланса в бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципалитетов, а также ликвидацию несоответствия бюджетов объёмам расходных обязательств.

Решение проблем сбалансированности местных бюджетов, по мнению Председателя СФ, требует комплексного подхода. Задача сложная в практическом исполнении, подчеркнул он, но к её решению надо приступать. «Уверен, - заявил С.Миронов, - что без поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы не обойтись. Мы надеемся на изменение позиции Министерства финансов по этому вопросу».

Глава Совета Федерации обратил внимание на то, что и международные обязательства нашей страны требуют приведения доходов местных бюджетов в соответствие их расходам. Прямое указание на это, по его словам, содержится в Европейской хартии местного самоуправления. «Мы обязаны выполнять это требование», - подчеркнул С.Миронов. Принципы бюджетной автономии местных властей подробно раскрыты в рекомендациях Кабинета министров странам-членам Совета Европы, принятых в 2005 году; и им также целесообразно следовать, добавил он.

Председатель Совета Федерации обратил внимание на то, что палата российского парламента многократно обращалась к этой проблеме. «Достаточно упомянуть ежегодные предложения палаты по формированию федерального бюджета», - сказал он. Конкретные предложения, по его словам, содержатся и в рекомендациях парламентских слушаний, «круглых столов», рабочих заседаний комитетов и комиссий, в том числе проведенных в регионах. С.Миронов напомнил некоторые из рекомендаций: собственные доходы местных бюджетов должны быть увеличены за счёт дополнительных налоговых источников; к местным налогам необходимо отнести налог, взимаемый по упрощённой системе налогообложения. Прорывом во всей бюджетной политике государства, указал Председатель СФ, было бы закрепление части налога на прибыль за местными бюджетами. «Знаю, - заявил он, - что такое решение может привести к резкой дифференциации их доходов. Но в законодательстве есть и применяется на практике институт отрицательных трансфертов. Думаю, что использование этого института для изъятия части налоговых доходов у «высокодоходных» муниципалитетов в пользу бюджета субъекта Федерации, позволит сгладить эти различия».

Председатель палаты российского парламента обратил внимание на необходимость принятия и других законодательных мер, которые будут способствовать решению проблемы. В их числе, в частности, совершенствование правовых механизмов, обеспечивающих безусловную компенсацию уменьшения налоговых доходов местных бюджетов в результате решений, принимаемых на федеральном уровне; упрощение процедур оформления земельных участков и имущества в собственность; введение механизма зачисления налога на доходы физических лиц по месту проживания, а не работы. «Эти меры, - по убеждению С.Миронова, - позволили бы увеличить поступления в муниципальную казну».

Председатель СФ остановился на вопросах, которые, по его мнению, должны решить и сами органы местного самоуправления. Местное самоуправление, заметил С.Миронов, должно приложить усилия для выявления внутренних резервов оптимизации расходов и увеличения доходов. Возможностью для этого, по его словам, могут стать инвентаризация и оптимизация расходных обязательств, совершенствование работы с муниципальным заказом, а также оценка обоснованности и эффективности предоставления льгот по уплате местных налогов.

Глава Совета Федерации подчеркнул особую значимость формирования контрольных органов муниципальных образований. Контроль в бюджетной сфере, заявил он, – это важнейшее звено в обеспечении публичности и прозрачности деятельности местного самоуправления. Эффективным механизмом контроля, по его словам, является неформальная организация публичных слушаний по бюджету, которые сейчас во многих муниципальных образованиях проводятся только «для галочки». Нет реального обсуждения населением основных направлений планируемых расходов, отметил С.Миронов.

С докладом на заседании выступил заместитель Министра финансов РФ Антон Силуанов. Содоклады Совету представили заместитель руководителя Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии Юрий Акиньшин и заместитель руководителя Федеральной налоговой службы России Наталья Завилова. В дискуссии приняли участие члены Совета по местному самоуправлению при Председателе Совета Федерации.

Все высказанные в ходе обсуждения предложения и замечания будут учтены в законодательной деятельности Совета Федерации.

Источник: Официальный сайт Севета Федерации

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно