Версия для печати 5804 Материалы по теме
Налоговые условия для модернизации

Васильев Юрий
 Председатель Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Юрий Викторович ВАСИЛЬЕВ рассказал о ключевых законопроектах, которые будут рассматриваться в первой декаде весенней сессии.

— Юрий Викторович, весенняя сессия стартовала, и уже, вероятно, намечен план законодательной деятельности комитета на этот период. Какие, с вашей точки зрения, законопроекты наиболее актуальны в решении социальных и экономических задач?

 — Создание благоприятных условий для налогоплательщиков, занятых в инновационных сферах производства, сегодня — одна из приоритетных задач для законодателей. Как известно, в стратегии инновационного развития страны выделено несколько ключевых ступеней, которые необходимо пройти. Это и воспитание «инновационного человека», ориентированного на создание инноваций и их внедрение во все сферы общественной жизни, и повышение инновационной активности бизнеса, и появление новых инновационных компаний, и повышение инновационности самого государства. При этом необходимо сосредоточиться на определенных направлениях: авиастроении, космической отрасли, композитных материалах и ядерных технологиях. Но для этого должны быть созданы условия для инноваций, в частности, введены дополнительные налоговые стимулы.

Над этими вопросами активно работает и наш комитет. Особую роль должен сыграть проект федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности», который только что принят в первом чтении. Организации, эффективно использующие новейшее технологическое оборудование, получат льготы по налогу на имущество сроком на три года в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность. В то же время трехлетние налоговые каникулы для данных предприятий не уменьшат налоговую базу, которая существует у регионов сегодня. Это важный закон, который создаст благоприятные налоговые условия для осуществления инновационной деятельности в стране.

— То есть налоговое регулирование станет, наконец, действенным инструментом экономического роста?

— В квартальном отчете правительства страны о реализованных за девять месяцев 2010 года мерах, который был представлен депутатам Госдумы в конце года, было сказано об успешном решении ряда задач по повышению устойчивости экономики и ее диверсификации. Отмечалось, что рост ВВП составил 3,4 процента. Причем основной вклад в динамику ВВП внесли добывающие и обрабатывающие виды деятельности, а также строительная отрасль. Рост промышленного производства в январе — сентябре 2010 года составил 8,9 процента по отношению к 2009 году. И Всемирный банк в обнародованном недавно докладе подсчитал, что рост ВВП в России в 2011 году составит 4 процента.

Во многом добиваться таких результатов помогают новые эффективные методы промышленного менеджмента. Среди них в качестве действенных инструментов в решении экономических задач нашли свое применение налоговые новации, способные комплексно решать как социальные, так и экономические задачи. Это и предоставление налоговых льгот для инвесторов, финансирующих строительство и ремонт дорог, мостов, социального жилья, и льготы предпринимателям, вкладывающим средства в строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры. В частности, расходы на строительство доступного жилья, дорог, мостов, школ, детских садов в течение срока не менее пяти лет будут иметь льготное налогообложение.

12 января текущего года был принят в первом чтении законопроект о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ, а также в закон о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации. Этот закон давно ждут наши зарубежные соотечественники, мечтающие вернуться в Россию. Новые поправки помогут задействовать потенциал специалистов, проживающих за рубежом, в российской экономике. Для решения этой задачи утверждена государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению граждан в Российскую Федерацию. Как показывает практика, значительная часть переселяющихся в Россию соотечественников находится в стесненном материальном положении и, несмотря на оказываемую в рамках действующего законодательства социальную поддержку и государственные гарантии, не обладает необходимым финансовым потенциалом, позволяющим достойным образом обустроиться на своей исторической Родине. Данный факт определенно тормозит возвращение в Россию тех, кто стремится получить ее гражданство. Это подтверждают многочисленные жалобы от зарубежных соотечественников на высокие налоги в период их адаптации в России. Законопроект поможет решить эту проблему, установив налоговую ставку 13 процентов в отношении дохода, получаемого от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, переселившимися в Россию на постоянное место жительства. Ранее переселенцы платили налог 30 процентов в период первых 183 дней их пребывания в нашей стране. Также они будут освобождены от уплаты государственных пошлин за регистрацию по месту жительства. 

Как свидетельствует статистика, за пределами России сейчас проживает около 30 миллионов наших соотечественников. Среди них немало высококвалифицированных специалистов в различных областях науки и производства, их опыт и знания очень бы пригодились нашей стране. Хочется надеяться, что предлагаемые изменения позволят снизить финансовую нагрузку на переселенцев и будут способствовать их скорейшей социальной адаптации в российских регионах. Возможно, это поможет решить проблему кадров для инновационной экономики.

— В портфеле комитета — и законопроект о дорожных фондах. Когда он будет принят?

— В январе планируется подготовить к первому чтению законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», который устанавливает в Бюджетном кодексе правовые основы для создания федерального и региональных дорожных фондов и правила их формирования. В новой 179-й статье Бюджетного кодекса дается определение «дорожного фонда» как составной части бюджетных средств, направленных на финансирование «дорожной деятельности», под которой понимаются проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог. Объемы ассигнований Федерального дорожного фонда будут определяться при составлении проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. При этом его финансирование будет рассчитываться исходя из прогнозируемых доходов федерального бюджета от налоговых и неналоговых доходов, формируемых за счет соответствующих платежей пользователей автомобильных дорог. К доходным источникам предполагается отнести: поступления от акцизов на топливо, аренды земельных участков, расположенных в полосе отвода автодорог, а также сборов за проезд автомобилей, зарегистрированных за пределами России.

— Юрий Викторович, какие еще важные законопроекты находятся в стадии подготовки?

— В канун нового, 2011 года в Комитет по бюджету и налогам поступил законопроект «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», который направлен на устранение противоречий, возникающих на практике при применении отдельных положений данного кодекса. Законопроект поможет отрегулировать налог на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам, при проведении модернизации (реконструкции) объектов недвижимости, приводящей к снижению их первоначальной стоимости.

Также будет уточнен порядок решения вопросов, возникающих при платежах в иностранной валюте (денежный эквивалент предлагается учитывать в составе нереализованных доходов в соответствии со статьей 250 или 265 кодекса). Иностранную валюту, используемую в качестве налоговых выплат, будут пересчитывать в рублях по курсу Банка России. В случае изменения в сторону уменьшения цен на тарифы выполненных работ соответственно будут снижаться налоги. Данный законопроект имеет широкий спектр действия и призван внести свою лепту в содействие развитию спорта в стране, освободив от НДС услуги по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки спортивно-зрелищных мероприятий, проводимых спортивными оргкомитетами. В настоящее время этот вопрос остается неурегулированным, что приводит к противоречиям между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Также планируется работа над изменениями в части второй Налогового кодекса и дополнениями к ней, которые позволят значительно ускорить срок процедуры возмещения НДС. В плане работы — новые изменения в НК РФ в части урегулирования задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов. Поправки помогут превратить механизм предоставления отсрочек по уплате налогов из номинального в реальный. Появятся новые возможности использования инвестиционного налогового кредита (ИНК), который сейчас мало востребован. То есть налогоплательщик, инвестирующий в развитие производства, его модернизацию, в НИОКР, в создание рабочих мест для инвалидов, в природоохранные мероприятия и ряд других направлений, имеет возможность перенести уплату некоторых налогов (прежде всего на прибыль и имущество) на более поздние сроки, заключив соответствующий договор с налоговым органом. В результате данных поправок механизм ИНК может стать заметной поддержкой усилий регионов по развитию собственного производственного и научного потенциала по модернизации экономики.

В период весенней сессии будет подготовлен законопроект, предусматривающий использование не менее 50 процентов сэкономленных средств при осуществлении расходов федерального бюджета на дополнительное финансирование мероприятий по модернизации экономики.

Сейчас на стадии разработки — проекты законов о дополнительных налоговых преференциях для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми. При этом размер налогового вычета будет увеличен до трех тысяч рублей в месяц на каждого ребенка, начиная с третьего. Кроме того, из налогооблагаемого дохода должны быть полностью исключены средства, получаемые на поддержку детей от благотворительных организаций.

Немало законопроектов ждут своей очереди во втором чтении. Так, в феврале Госдума рассмотрит законопроекты: о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, а также о порядке учета доходов и расходов субъектов малого и среднего бизнеса при оказании им финансовой поддержки. В марте будем обсуждать во втором чтении законопроект о внесении изменений в главу 25 части второй НК РФ в части совершенствования порядка осуществления расходов инвесторов на строительство объектов транспортной, инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктуры, а также законопроект по совершенствованию принципов определения цен для целей налогообложения.

В целом можно говорить, что в основу новой налоговой стратегии положены три основных задачи: во-первых, гарантировать безусловное выполнение социальных обязательств перед гражданами страны; во-вторых, продолжить модернизацию реального сектора экономики и ключевых элементов инфраструктуры; и в-третьих — сохранить макроэкономическую стабильность.

Поделиться