— Если к вступлению в ВТО заранее подготовиться, то ничего негативного не произойдет. ВТО — организация, разрабатывающая правила мировой торговли. А так как Россия в нее не входит, то правила вырабатываются без нас, но при этом нам все равно приходится им следовать. Это плохо для России во всех отношениях.
Сейчас некоторые отрасли российской экономики, в частности сельское хозяйство, перерабатывающая, легкая промышленность, пользуются «тепличными» условиями и в результате плохо развиваются, а страдают от этого в первую очередь граждане России. В то же время нашим развитым отраслям, таким как IT-технологии, газовая промышленность, сложнее на мировых рынках из-за того, что мы не входим в ВТО и наша высокотехнологичная продукция труднее проходит на мировые рынки, а это тормозит всю модернизацию страны.
Вероятно, вступление России в ВТО не станет позитивным событием для регионов, находящихся в глубокой депрессии, но для индустриальных регионов, развивающих новые технологии, это послужит реальным стимулом. Да, потребуется более высокая энергоэффективность, но она России нужна в принципе, а не для того, чтобы просто вступить в ВТО. Да, усилится конкуренция за российского покупателя — так покупатель от этого только в плюсе: он получит более качественные и дешевые товары и услуги.
Еще один момент, которым у нас любят запугивать обывателя, это то, что в случае вступления в ВТО отечественное сельское хозяйство погибнет. Но дело в том, что страны Европейского союза дотируют сельское хозяйство в расчете на 1 гектар в гораздо больших объемах, чем Россия. Мы бы и рады дотировать в таком объеме, который допускают правила ВТО, но не можем этого сделать просто потому, что денег столько нет: нам еще тянуться и тянуться до такого уровня помощи сельскому хозяйству. В этом отношении наши сельхозпредприятия более готовы к работе в условиях ВТО, чем французские или, скажем, британские. То же самое касается и многих других отраслей.
Я обратился к группе российских переговорщиков по ВТО во главе с М. Ю. Медведковым с просьбой сделать расчеты для Пермского края, который я представляю в Госдуме, чтобы оценить, как изменится ситуация в регионе в случае вступления России в ВТО. По их расчетам, общий экономический эффект для Пермского края составил бы примерно 500 миллионов евро в год. Если умножить эту цифру на количество лет (с 1993 года), которые мы безуспешно пытаемся попасть в ВТО, то получится колоссальная сумма, которую недополучила экономика только Пермского края, не говоря обо всей России.
В целом, если следовать правилам ВТО, то всем потребуется работать эффективнее, видимо, это многих пугает. Часто приводят аргумент, что в России суровые погодные условия и из-за этого нам сложнее. Но, например, такие страны, как Канада, Норвегия, Швеция, Финляндия, тоже находятся в северных широтах, однако это не мешает им быть членами ВТО. Поэтому, на мой взгляд, надо не выискивать причины, почему не стоит входить в данную организацию, а активно готовиться к этому.
Если отбросить всякие слухи и сплетни, то действительно, есть категория предприятий, которые в случае вступления в ВТО явно ощутят сложности. Прежде всего это предприятия с большим энергопотреблением, «привязанные» к газовой трубе или другому источнику энергии. Но, как правило, рядом с этими предприятиями в производственной кооперации работают другие компании, которые в аналогичных условиях будут иметь плюсы. Да, это разные предприятия, у них разные владельцы, но они в одной технологической цепочке, находятся на территории одного населенного пункта. И именно местные и региональные власти могут и должны включиться и гармонизировать данный процесс. В первую очередь это задача региональной власти, которая призвана организовывать социально-экономическую жизнь территории, такую работу невозможно вести только из Кремля.
Каким образом и что можно сделать? На уровне региональной власти необходимо разработать специальные программы поддержки предприятий в условиях ВТО сроком на 5–10 лет, в соответствии с которыми минимизируются риски, возникающие при вступлении России в эту организацию. Оставлять собственников предприятий, особенно небольших, один на один с возможными проблемами нельзя. Им могут помочь и профильные министерства, в данном случае Минэкономразвития и Министерство промышленности и торговли, но они работают в целом по стране без привязки к условиям конкретных регионов. Поэтому в данном случае задача регионов заключается в том, чтобы провести ревизию ситуации на каждом конкретном предприятии и вместе с их собственниками и менеджментом эту ситуацию профилактически проработать. Если возникнут затруднения, следует привлечь юриста, владеющего международным правом и разбирающегося в особенностях работы в условиях ВТО.
У нас сегодня к данной проблеме относятся не столь серьезно, как следовало бы. Между тем можно проанализировать, как аналогичные предприятия работают в тех странах, которые уже входят в ВТО и имеют схожие с Россией условия: например, на Украине, в Грузии, не говоря уже о бывших советских прибалтийских республиках — Эстонии, Латвии и Литве. Кроме того, необходимо заняться обучением кадров: подключить имеющийся научно-образовательный потенциал для подготовки таких специалистов, возможно, перепрофилировать какую-то специальность в вузе на данное направление, организовать курсы лекций для предприятий и организаций, пригласить профессионалов для проведения тренингов, деловых игр, для обмена передовым опытом.
Это действительно серьезная работа, и ее необходимо провести заблаговременно, иначе возникнут дыры в бюджете. Да, нужно вложить средства, провести модернизацию предприятий, но если ничего не делать и повторять, как мантру, что вступление в ВТО — это плохо, то ничего само собой не изменится в лучшую сторону. Зато в результате, когда Россия все же вступит в ВТО, проведшие такую работу регионы окажутся готовы ко всем возможным неожиданностям. У них не возникнет проблем ни с перенаправлением потоков трудовых ресурсов, ни с приостановкой производств, ни со снижением налоговых поступлений. Каждое предприятие, которое организует свою работу в соответствии с условиями ВТО, получит от этого только плюсы, потому что более цивилизованно организует свое производство. И не нужно выжидать, нужно вплотную этим заниматься сегодня. Время для этого еще есть.
— Если говорить о финансовой системе, то неизбежно в Россию придут в полном формате западные банки, страховые и инвестиционные компании. Российские финансовые институты составить им конкуренцию не смогут. Это серьезная угроза для развития российского финансового сектора, особенно банковского. Конечно, западные банки попадут под пресс Центробанка. Возможно, к ним будут предъявлены особые требования, но российским банкам не удастся уже слишком «разгуляться», потому что в данном случае в нашей стране перестанет действовать исключительно российское правовое поле, оно станет в значительной мере международным. Особенно это коснется финансового, налогового, торгового законодательства — всего того, что регламентирует хозяйственную деятельность.
Будет жесткий диктат со стороны совета ВТО по поводу того, развитие каких отраслей поощрять или не поощрять. Естественно, акцент будет сделан на добывающие и перерабатывающие отрасли. То есть все больше Россия из страны-производителя будет становится сырьевым придатком. Конечно, полезных ископаемых у нас много, но не только на них строится благосостояние. Внутренний валовый продукт должен быть произведен еще и в виде товарно-материальных ценностей. Наука и технологии скорее всего развиваться не будут. Наука у нас и сейчас в сильном «загоне».
Что касается сельского хозяйства, то мое мнение таково. Мировым сообществом Россия в целом, за исключением Краснодарского и Ставропольского краев, признана зоной неустойчивого земледелия. Таким образом, я думаю, каких-то серьезных подвижек в сельском хозяйстве ожидать не стоит.
Стоит сказать, что вступление в ВТО по ряду позиций подорвет инвестиционный климат, а по ряду позиций усилит. Повысится инвестиционная привлекательность отраслей, занимающихся экспортом. Это нефтяная, газовая, перерабатывающая, лесная, химическая (особенно производство аммиака) промышленности. Возможно, получит более серьезное развитие сфера бытовой инфраструктуры, потому что добывающие отрасли нужно будет обслуживать. А вот российские наука, образование и технические разработки мировому сообществу не нужны. Другими словами, перспектива такова, что Россия превратится в сектор рабочих рук, земельных и природных ресурсов.
Иван Александрович ОБОЛЕНЦЕВ, председатель Агропромышленного союза России— Долгие годы одним из камней преткновения в переговорах по вступлению России в ВТО был уровень господдержки сельского хозяйства. На данном этапе трудно в полной мере оценить последствия вступления по части защиты внутреннего агропродовольственного рынка. Членство в ВТО не отменяет возможности таможенно-тарифного регулирования, его условия оговариваются при вступлении. Сегодня согласованные условия вступления в ВТО не ухудшают положения отечественного сельхозтоваропроизводителя. Реально мы ничего не потеряем в момент присоединения к международному торговому сообществу, потому что еще задолго до вступления добровольно начали исполнять нормативы, которые приняты этой организацией. Если российский АПК может пострадать, то, главным образом, из-за недостатка финансов, низкой эффективности управления и производства.
Будущее российского АПК — только в передовых технологиях, использовании лучших семян, пород скота, новейшего оборудования, развитии переработки и логистики, активной маркетинговой политики по продвижению отечественных продуктов. Это потребует серьезных инвестиций. Бизнесу и власти придется серьезно потрудиться для того, чтобы российские предприятия стали полноценными участниками рынка. Сильнейшим катализатором повышения уровня конкурентоспособности российского аграрного бизнеса будет вступление в ВТО, что позволит России стать значимым экспортером агропродовольственной продукции. Не быть членом ВТО и при этом претендовать на роль крупного экспортера продовольствия просто невозможно.
— Вступление России в ВТО, как и любой экономический процесс, не может быть стопроцентно идеальным или, наоборот, негативным. В первую очередь вступление в ВТО важно потому, что мы станем частью цивилизованного мирового экономического сообщества. А войти в цивилизованное пространство — это всегда лучше, чем быть от него в стороне.
Конечно, есть определенные издержки. Так как не мы учредители ВТО, мы не можем диктовать свои правила игры и вынуждены принимать как должное определенные аспекты, зачастую неудобные для нас. Но это всегда обстоит так, если долгое время находиться в изоляции, вне какого-то сообщества, а потом включаться в него по ходу дела. Поэтому неудивительно, что оппоненты этой идеи всегда найдут какие-то издержки, связанные с различными ограничениями по ценообразованию. Но нет ничего страшного в том, что мы должны будем соответствовать неким требованиям: не мы первые, не мы последние.
Для российского банковского сообщества это не несет никаких рисков. В ходе подготовки к вступлению в ВТО несколько лет назад мы подписали протокол, касающийся банковской системы, согласно которому Россия не имеет права ограничивать участие иностранного капитала в уставном капитале банков страны ниже определенной суммы. Существовавшая до подписания протокола доля участия для иностранных банков в совокупном уставном капитале российского банковского сектора в размере 15 % в результате вступления в ВТО может увеличиться на 42,5% (это половина оставшихся 85 %) и составит 57,5%. Однако, нельзя сказать, что иностранный капитал так и рвется в Россию, поэтому опасения, что российские банки не выдержат конкуренции с иностранными, во многом надуманны.
России нужно интегрироваться в мировое сообщество: мы и так «дремучие» по многим параметрам, поэтому не стоит еще искусственно себя ограждать. Я считаю, что и так этот процесс слишком затянулся и нужно меньше разговаривать и побыстрее входить в ВТО.
— Я считаю, что вступление России во ВТО станет одним из основных стратегических вызовов для российских страховщиков, проверкой соответствия их операционных моделей и структур бизнес-процессов требованиям будущей конкуренции с западными компаниями, которые придут на российский страховой рынок. После вступления России в ВТО отечественным компаниям придется во многих (наиболее привлекательных по количеству клиентов и объему премии) сегментах конкурировать с западными страховщиками. Я уверен, что это ставит перед российскими компаниями задачу стать за счет операционных платформ и структур бизнес-процессов не менее эффективными, чем развитые западные страховщики.
В связи с этим акцент на операционную эффективность российских страховых компаний должен делаться уже сейчас. А добиться повышения эффективности бизнес-платформ невозможно без изменения инфраструктуры. Поэтому некоторые компании, в том числе и РОСНО, в преддверии будущих вызовов решили сосредоточить операционные функции в единых операционных центрах, расположенных в более экономичных с точки зрения операционных расходов регионах. Это означает вывод из Москвы значительной части стандартных массовых операций. Таким может быть один из возможных ответов на упомянутый вызов времени. Мы стали одной из первых российских компаний, которой удалось успешно реализовать этот проект. Безусловно, это не единственный способ сделать свою операционную платформу более эффективной. Но уже сегодня можно точно сказать, что без подобных изменений инфраструктуры, принципиального повышения операционной эффективности деятельности в средне- и долгосрочной перспективах российские страховщики рискуют утратить конкурентоспособность.
— Вступление России в ВТО выгодно многим российским предприятиям, в первую очередь работающим на экспорт. Это сырьевой сектор, лесная промышленность, производители минеральных удобрений. Отдельный и, пожалуй, наибольший интерес членство в ВТО представляет для игроков зернового рынка, так как у России появится возможность стать участником Кернской группы — объединения внутри ВТО, куда входят страны с существенной долей аграрной продукции в национальном экспорте, что будет для компаний этого сектора значительным преимуществом.
Нельзя, однако, не сказать, что членство страны в ВТО представляет известную опасность для компаний, ориентированных на внутренний рынок. В том смысле, что они окажутся в проигрышной конкурентной ситуации: государство вынуждено будет снизить импортные пошлины, в Россию придет много новых импортеров, конкуренция станет жестче. Не все компании и даже не все отрасли к этому готовы. Многие предприятия просто погибнут в конкурентной борьбе.
Приток импорта на отечественный рынок станет позитивным фактором для потребителя, в том смысле, что расширится ассортимент товаров, увеличатся возможности выбора. Но не стоит забывать, что работодателем отечественного потребителя как правило является отечественный же производитель. И поскольку некоторые из них с рынка уйдут, возможностей для трудоустройства у потребителей станет меньше.
Одним словом, главная задача сейчас — соблюсти баланс интересов экспортеров и производителей, ориентированных на внутренний рынок, правильно выстроить в новых для России условиях правила игры в сфере таможенного и тарифного регулирования таким образом, чтобы у производителей остались возможности для адаптации.