Инвестирование и курс на развитие инноваций стали главным ответом Франции на мировой экономический кризис. План стимулирования экономики предусматривает множество проектов, призванных активизировать экономические процессы и повысить конкурентоспособность страны.
Благоприятные условия для бизнеса
В 2007 году во Франции был начат целый ряд реформ, направленных на улучшение инвестиционного климата и повышение экономической конкурентоспособности страны. В числе принятых мер — введение статуса «Индивидуальный предприниматель». В результате только за период с января по октябрь 2009 года было создано более 425 тыс. компаний, что почти на 60 % больше, чем в 2008 году. Эти рекордные цифры во многом объясняются популярностью статуса «Индивидуальный предприниматель», который получил мгновенное признание после его введения в январе 2009 года (почти 300 тыс. регистраций за первый год).
В августе 2008 года французское правительство в числе проводимых реформ приняло Закон о модернизации экономики. Этот закон облегчает ведение бизнеса и стимулирует конкуренцию. В качестве мер, призванных стимулировать создание новых компаний, можно назвать:
- режим налогообложения, дающий возможность засчитывать годовые убытки в счет налоговых обязательств;
- модернизация инструментов венчурного капитала — создание новой категории фондов прямых инвестиций, в которых правила капиталовложения, обязательств и обратного выкупа основываются на законах, регулирующих фонд;
- упрощение структуры акционерных обществ;
- преференции малому и среднему бизнесу на участие в государственных тендерах;
- сокращение сроков платежей между компаниями (с 90 до 60 дней);
- меры по обеспечению налогового нейтралитета для исламских финансовых продуктов.
Был упразднен местный налог на предпринимательство, что позволит сократить налоговое бремя предприятий приблизительно на 5 млрд евро в год (в 2010 году, в год введения этой меры, сокращение составило 12,3 млрд евро). Отменены налог на операции на фондовой бирже, который затрагивал трейдеров, фиксированный годовой налог, пропорциональный объему продаж. С целью поощрения конкуренции создан единый централизованный орган по регулированию конкуренции.
Еще один важный фактор, создающий благоприятный экономический климат, — быстрые сроки регистрации предприятий: в среднем на создание компании во Франции требуется семь дней (см. рис. 1). Также, по данным KPMG (международная аудиторская компания), которая провела исследование в десяти странах мира, из европейских стран именно во Франции создание компании, а также эксплуатационные расходы обходятся дешевле всего. Кроме того, свою роль играет привлекательность Парижа как финансового центра.Приоритет инновациям
Поскольку экономический авторитет страны зависит в том числе и от ее способности стимулировать научно-исследовательскую деятельность частных компаний, правительство Франции в 2008 году завершило подготовку важной реформы, касающейся налоговых вычетов по расходам на НИОКР, улучшая условия для иностранных компаний и упрощая связанные с ними процедуры. Налоговые вычеты по расходам на НИОКР, принятые во Франции, стали лучшим в Европе налоговым инструментом для стимулирования научно-исследовательской деятельности: они покрывают 50 % всех расходов на НИОКР в первый год, 40 % во второй год и 30 % в последующие годы; покрывают 60 % всех расходов на НИОКР, проведенные в сотрудничестве с государственными лабораториями; не имеют верхнего лимита расходов для налоговых вычетов, которые рассчитываются по годовому объему всех расходов на НИОКР (заработная плата, взносы в фонд социального страхования, операционные расходы, амортизация, патенты и т. д.).
Общая сумма налоговых вычетов по расходам на НИОКР, предоставленных компаниям во Франции, в 2006 году составляла 1,4 млрд евро, в 2009 году — 3,6 млрд евро. Кроме налоговых вычетов по расходам на НИОКР для двух типов вновь созданных компаний — новых инновационных компаний (JEI) и новых университетских компаний (JEU) — существуют другие привлекательные схемы по освобождению от налогов и взносов в систему социального страхования.
Во Франции выстроены крепкие партнерские отношения между государственным и частным сектором в области научных исследований. Действующие в стране технопарки (71) объединили главные государственные научно-исследовательские центры и высшие учебные заведения с частными компаниями, чтобы они могли заниматься совместными инновационными проектами. Существует развитая сеть государственных исследовательских центров. Национальное исследовательское агентство (ANR) поддерживает проекты, предпринимаемые совместно государственными лабораториями и частными компаниями; «OSEO-Innovation», главный «спонсор» инновационных компаний малого и среднего бизнеса, вместе с Фондом конкурентоспособности предпринимательства (FCE) финансирует исследовательские проекты инновационных технопарков. Кроме того, помощь в развитии НИОКР предоставляет седьмая Рамочная программа научных исследований и технологического развития ЕС (FP7).
Вместе с тем Франция приступила к реформированию системы высшего образования и исследовательских организаций. Закон от 10 августа 2007 г. «О свободах и ответственности университетов» меняет организацию университетов и управление ими, чтобы повысить их привлекательность и открытость для предпринимательского сектора. Теперь университеты могут самостоятельно определять свою научную политику, бюджет, методы работы с персоналом и управлять портфелем недвижимости. Для них упрощается процесс найма работников на более конкурентоспособной основе. Университеты могут создавать новые учебные программы, строить партнерские отношения и пользоваться финансированием из университетских фондов, которые они теперь имеют право создавать. Большая часть французских университетов выбрала «автономный режим» (60 % по состоянию на декабрь 2009 года), который предоставляет все вышеперечисленные возможности.
Рынок труда
Франция занимает третье место в мире после США и Норвегии по производительности труда в расчете на час (по данным Международной организации труда) (см. рис. 2). В стране очень высока доля людей с высшим образованием: согласно Евростату Франция занимает третье место в Европе по доле молодых людей (25–34 года) с высшим образованием.
При этом правительство стремится к совершенствованию рынка труда: в 2007 и 2008 годах были проведены реформы с целью создания новых стимулов для сотрудников работать больше и качественнее, предоставления большей свободы предприятиям в организации рабочей недели. Введены материальные поощрения за сверхурочные часы для работников и работодателей. Работодатели получают льготы по отчислениям в фонд социального страхования за каждый сверхурочный час, отработанный их сотрудниками свыше продолжительности рабочей недели, установленной законом (35 часов). Работники также освобождаются от социальных взносов и налогов, а за отработанные сверхурочные получают на 25 % больше.Союзы работодателей и рабочие профсоюзы могут на уровне предприятия вести свободные переговоры по квотам сверхурочных часов, по часам, превышающим эти квоты, и соответствующим компенсаторным отгулам. Максимальная продолжительность сверхурочных часов, ранее установленная на уровне 220 часов в год, теперь может определяться коллективным договором в пределах норм Европейского союза (а именно 48 часов в неделю). Приняты упрощенные расширенные правила, разрешающие работу предприятий розничной торговли по воскресеньям: в местах, которые определяются как зоны туризма, СПА или культурного отдыха, все точки розничной торговли могут работать по воскресеньям без предварительного разрешения.
Введен новый тип трудового договора — договор с заданной целью сроком от 18 до 36 месяцев, предназначенный для инженеров и руководящих работников. Создана новая процедура прекращения рабочего договора: прекращение по взаимному согласию по примеру процедуры, распространенной в США и Великобритании. Это прекращение договора путем достижения дружеского соглашения между работодателем и работником.
Работа иностранных специалистов
Во Франции на государственном уровне принимаются меры для привлечения иностранных специалистов высокого класса. Введены новые типы вида на жительство: вид на жительство «Компетенции и таланты» для иностранных граждан, желающих начать во Франции проект, связанный с бизнесом, промышленностью или торговлей; временный вид на жительство «Экспатриант, работающий по трудовому договору»; вид на жительство со сроком действия 10 лет за особый вклад в экономику: он может выдаваться топ-менеджерам филиалов иностранных компаний, которые создают во Франции 50 рабочих мест или инвестируют в экономику страны более 10 млн евро. Также в июне 2009 года были упрощены правила выдачи долгосрочных виз, действующих как вид на жительство.
Внесены изменения в налоговое законодательство, согласно которым иностранные специалисты получают налоговые льготы, а именно:
- освобождение от уплаты части налогов по доходам за рубежом: теперь до 50 % от общего дохода работника могут освобождаться от подоходного налога;
- снижение налога на прирост капитала: освобождение от 50 % налога на доходы, полученного из «пассивных» источников (дивиденды, проценты и комиссионные), а также на прирост капитала от трансфера акционерного капитала из иностранных источников;
- уменьшение взносов в фонд социального страхования: освобождение от уплаты взносов в пенсионный фонд на срок до шести лет для работников, которые ранее не делали взносов ни в одну из систем социального страхования внутри ЕС.
Новая экологическая политика
Осенью 2007 года президент Франции Николя Саркози начал беспрецедентный консультативный процесс «Гренель» по проблемам экологии, посвященный четырем основным темам: борьба с климатическими изменениями, защита и улучшение биоразнообразия и окружающей среды, защита здоровья и экологии при сохранении экономического роста, развитие экологически ответственной демократии. После широкого обсуждения была принята соответствующая экологическая программа.
Новая экологическая политика предполагает поддерживать существующий уровень национального благосостояния, используя в четыре раза меньше энергии и сырья. Это также соответствует Европейской стратегии устойчивого развития: пакет «Энергия-Климат», принятый в конце 2008 года, обозначил цель «20-20-20» — до 2020 года снизить выброс парниковых газов на 20 %, повысить энергоэффективность на 20 % и получать 20 % всей необходимой для Евросоюза энергии из возобновляемых источников.
Основные проекты (в области строительства, транспорта, энергии и утилизации отходов), определенные в ходе «гренельских» переговоров, дадут решающий толчок росту экономики устойчивого развития: потенциал государственного и частного инвестирования к 2020 году должен достичь 400 млрд евро, «зеленый» рост открывает множество инвестиционных возможностей для компаний.