Версия для печати 8495 Материалы по теме
Франция стремится участвовать в модернизации России

Глиниасти
Как считает Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в Российской Федерации Жан де ГЛИНИАСТИ, Россия — важный партнер Франции, но потенциал сотрудничества двух стран еще не раскрыт и следует лучше узнать друг о друге. О том, как же раскрыть этот потенциал, господин Посол рассказал журналу «Бюджет».

— Господин Посол, как год Франции в России и России во Франции повлиял на динамику деловых взаимоотношений наших стран в 2010 году?

— Одной из основных целей года Франции в России и России во Франции было придание нового импульса нашим двусторонним отношениям в экономической области на ближайшее десятилетие. В этом смысле одно из самых заметных событий года — Форум в Санкт-Петербурге, где Франция была почетным гостем, — принесло очень обнадеживающие результаты. Было подписано несколько масштабных соглашений в различных областях: агропищевой — создание совместного предприятия компаний «Данон» и «Юнимилк», финансовой — соглашение о сотрудничестве между Пари-Европлас и Комитетом по государственным заимствованиям Москвы. Также успешно развивается сотрудничество в космической отрасли («Арианэспас» купила десять ракетоносителей «Союз») и строительной сфере (проект строительства башни Эрмитаж в квартале Дефанс). Естественно, мы сделаем все возможное, чтобы наши экономические отношения постоянно расширялись и за рамками перекрестного года Франции и России. Я думаю, что такая интенсификация должна вписаться в долгосрочную перспективу, особенно через инвестиции.

— Как посольство способствует взаимному экономическому сотрудничеству наших стран, какие мероприятия в этом направлении проводятся? Считает ли французский бизнес Россию инвестиционно привлекательной территорией?

— Посольство Франции в России через свою экономическую миссию ежедневно осуществляет помощь при контактах французских и российских предприятий для того, чтобы они могли завязать плодотворное сотрудничество. Перекрестный год Франции и России дал возможность организовать в России мероприятия, предназначенные для знакомства с французским опытом, среди которых выставка о французском стиле жизни в Манеже и Дни вина и алкогольных напитков.

С середины 2000 годов французские инвестиции в Россию постоянно растут. Интерес французских предприятий не ослабевает и сейчас: по потоку инвестиций, не принимая во внимание зоны офшоров и страны с привлекательной налоговой политикой, Франция занимает сегодня пятое место по инвестициям в Россию.

Наконец, было бы неправильно не обращать внимания на экономические перспективы, которые появляются благодаря динамичному развитию многих российских регионов. Помимо Москвы, Московской области и Северо-Западного региона французские предприятия уже начали работать в Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Ростове. География французского экономического присутствия в России расширяется, что могут подтвердить два недавних примера: компания L’Oreal отрыла завод в Калужской области, а компания Schneider Electric вошла в капитал компании «Электрощит-ТМ» в Самаре.

— В целом европейское производство — одно из самых высокотехнологичных.  Раскройте секрет: как французские технологии выдерживают такую мощную конкуренцию со стороны соседей?

— Вы правы, подчеркивая, что Франция располагает весомыми преимуществами в области технологий. Это плод многовековой традиции взаимодействия частного сектора и государственных структур в области развития науки и технологий, о чем свидетельствует создание Кольбером Академии наук в 1666 году или же гораздо позднее полная реорганизация Национального центра научных исследований по инициативе Шарля де Голля. Эта традиция развивалась, обновлялась и приспосабливалась к вызовам XXI века: французские власти знают, что в эпоху глобализации инновационные технологии обеспечивают экономическое развитие и создание рабочих мест в индустриально развитых странах. Правительство старается организовать самым оптимальным образом сотрудничество между научно-исследовательскими центрами и частным сектором. Так, создание в 2005 году кластеров конкурентоспособности привело к сближению университетов и предприятий. Были созданы новые структуры, такие как Национальное агентство научных исследований. Наконец, ежегодно закон о бюджете предусматривает значительные средства на проведение научных исследований государственно-частными партнерствами и на их внедрение. 

На принципах стратегического партнерства российским НПО «Сатурн» и французской компанией Snecma — мировым лидером по разработке и производству авиационных двигателей, создан двигатель SaM-146 для международного проекта Sukhoi Super Jet 100. Кроме того, идет разговор о комплектации машин Ан-148, самолета-амфибии Бе-200 двигателями SaM-146, что говорит о высоком качестве продукции. Как вы оцениваете работу этого проекта?

— Я часто контактирую с компаниями Snecma и Safran-group. Что касается самого самолета, Франция верит в программу Super Jet 100, и я с гордостью констатировал вместе с представителями предприятий, которые сопровождали меня в июле прошлого года во время посещения завода Сухой-КнААПО в Комсомольске-на-Амуре, что программа Super Jet продвигается и что у нашего сотрудничества с Россией по этой программе крепкие основы. Что касается стоимости проекта, не следует недооценивать крупные финансовые вложения, которых требует подобный амбициозный проект. Есть первые результаты: например, двигатель уже сертифицирован в соответствии с европейскими и российскими нормами. Сам самолет также сертифицирован в соответствии с российскими нормами (МАК), что должно упростить процесс вывода на рынок самолета Super Jet 100.

— Каковы перспективы военно-технического сотрудничества России и Франции? Насколько для российско-французских отношений важна продажа России вертолетоносцев «Мистраль»?

— Россия —страна-партнер Франции, и нет никаких причин, чтобы это партнерство, охватывающее многие области, не могло распространяться и на область вооружений, как об этом заявили обе страны. Договор между Францией и Россией о постройке многоцелевых десантных кораблей типа «Мистраль» полностью соответствует заявленной тенденции, это важный этап. Полагаю, что тенденция должна лишь укрепляться, принимая во внимание совершенно ясные ориентиры, определенные высшими властями, как в России, так и во Франции, чтобы вывести область вооружений на международный уровень.

— Планируется, что концерн Renault может внести 240 миллионов евро в виде технологий и оборудования в рамках своего вклада при покупке допэмиссии ОАО «АвтоВАЗ». Чем вызваны такие значительные вливания средств в российский автопром? Какой результат Франция ожидает получить от этих инвестиций?

— Весьма значительные инвестиции компании Renault вписываются в долгосрочную перспективу, учитывающую сегодняшние и будущие потребности российского автомобильного рынка: в России на тысячу жителей приходится 230 автомобилей против 600 в Западной Европе. Через пять лет продажи на российском рынке могут превысить четыре миллиона автомобилей в год. Как только последствия финансового и экономического кризиса останутся позади, этот стратегический выбор, без сомнения, окажется выгодным. Таковы ставки компании Renault в России, такие же ставки сделал и другой французский производитель автомобилей — компания PSA Peugeot Citroёn, которая начала работать в вашей стране.

— Как вы оцениваете сотрудничество наших стран в области инноваций? Расскажите, пожалуйста, о значимых реализованных за последние годы инновационных проектах Франция — Россия.

— В последние годы наше сотрудничество в области инноваций расширилось: с 2007 года французское государственное учреждение OSEO-Innovation и Фонд содействия развитию FASIE развивают двустороннее партнерство, которое заключается в финансировании проектов совместных научных исследований. Кроме того, уже появляются плоды совместной франко-российской исследовательской деятельности, которые воплощаются в коммерческих сделках: в феврале 2010 года в Москве прошло подписание соглашения между французской фармацевтической компанией Argene, Институтом молекулярной биологии им. Энгельгардта и российской компанией Biochip-Imp Ltd. Соглашение предусматривает коммерческое использование за пределами России медицинских диагностических систем, касающихся, в частности, вируса гепатита С.

— Доля малых и средних предприятий в ВВП Франции составляет около 60 процентов. В России этот процент едва ли дотягивает до 20. Расскажите, повлиял ли мировой экономический кризис на развитие малого и среднего бизнеса Франции? И видите ли вы перспективы сотрудничества Франции и России в этой сфере?

— 25 января 2010 года министр экономики Франции Кристин Лагард, участвуя в церемонии открытия года Франции в России и России во Франции, подчеркнула необходимость обратить внимание на проекты не только крупных предприятий, но и предприятий малого и среднего бизнеса. По данным Комитета по вопросам экономического, финансового и промышленного сотрудничества Франции, все большее число мелких и средних предприятий обращается в этот комитет за содействием. Кроме того, еще одним свидетельством все возрастающей жизнеспособности этих предприятий является участие 100 французских компаний в московском Форуме малого и среднего бизнеса, который прошел в начале декабря прошлого года. Некоторые компании, представляющие малый и средний бизнес, принимают участие в различных специализированных профессиональных форумах в России (в сферах транспорта, сельского хозяйства и здравоохранения).

Конечно, мировой финансово-экономический кризис затронул малые и средние предприятия Франции, но государство сумело предоставить им существенную поддержку: 20 тысяч предприятий смогли воспользоваться кредитом на общую сумму в 5 миллиардов евро под государственные гарантии, а 12 тысяч предприятий пользуются налоговой льготой на научные исследования — мерой снижения налоговых выплат для предприятий, которые инвестируют в инновации. И, наконец, следует отметить отмену профессиональных пошлин — реформу, которая является беспрецедентным шагом в пользу поддержки конкурентоспособности предприятий.

— Среди Европейских государств сегодня сложно найти страну, которая бы так или иначе не участвовала в подготовке к Олимпиаде-2014 в Сочи. И Франция в этом списке занимает далеко не последнее место... 

— Да, это действительно так. В июне 2010 года французское Агентство по международному развитию бизнеса (Ubifrance) и Экономическая миссия Посольства Франции в Москве организовали ряд деловых встреч в Москве и Сочи для ознакомления французских предпринимателей со специфическими требованиями по оснащению этого крупного спортивного мероприятия. На нынешнем этапе французские предприятия участвуют во многих проектах, связанных с Олимпийскими играми. Будет построена станция по переработке сточных вод при содействии французской компании Degremont. Поставщик механических подъемников Рomagalski также будет задействован. Архитектурное бюро Valode et Pistre совместно с инжиниринговой компанией Setec выбрано для постройки крупнейшей гостиницы, которая предусмотрена в Сочи для приема гостей Олимпийских игр 2014 года. 

— Сколько виз — бизнес- и туристических было выдано россиянам за аналогичный период в прошлом и в этом году? Возможны ли упрощение или отмена визового режима между нашими странами? 

— За прошлый год Консульство Франции в Москве выдало 255 тысяч виз. За 2009 год было выдано 205 900 виз. Эти цифры показывают, что мы постепенно выходим из кризиса и интенсивность поездок граждан набирает обычные темпы. В ходе саммита Россия — Франция, проходившего в Довиле 18–19 октября 2010 года, Президент Франции Николя Саркози подтвердил стремление Франции создать обширное общеевропейское пространство процветания и безопасности, в которое входят Европейский союз и Россия. Отмена визового режима между Европейским союзом и Россией станет одним из этапов создания такого пространства. Вы знаете, что визовая политика, в основе которой лежит Шенгенское соглашение стран-участниц, носит общеевропейский характер. Этот вопрос обсуждается в рамках взаимоотношений между Россией и Европейским союзом. Франция и Россия подписали двусторонние соглашения, облегчающие трудовую миграцию между нашими странами и реадмиссию граждан третьих стран и лиц без гражданства.

— Какие трудности, на ваш взгляд, препятствуют активному сотрудничеству между Россией и Францией?

— Мне кажется, что следует изменить представление друг о друге, ведь мы недостаточно хорошо знаем о потенциале нашего сотрудничества. Для россиян Франция чаше всего ассоциируется с культурой, хорошим вкусом, со стилем жизни, но не стоит забывать, что Франция занимает пятое место среди экономически развитых держав. И на­оборот, французам следует лучше узнать Россию: ее открытость миру, включая экономическую область. Очень часто мнение французов предвзято и основывается на представлениях прошлого. Но все очень быстро меняется в сознании людей, и меняется в лучшую сторону.

— Планируются ли новые направления сотрудничества или взаимодействия между нашими странами?

— В целом Франция стремится принимать участие в модернизации России и сотрудничать с ней в областях, определяющих будущее наших стран: нас очень привлекает сотрудничество в рамках создания нового инновационного центра в Сколково и международного финансового центра. Кроме этого, мы работаем над франко-российской концепцией энергобезопасности.

Нам нужно привлечь российских инвесторов во Францию. Некоторые проекты уже реализованы (ВТБ, Hédiard, France soir, De Fussigny), но все же объем российских инвестиций во Франции остается незначительным. Совместно с французским Агентством по международному развитию бизнеса мы стараемся исправить положение, в этом году Агентство расширило свое присутствие в Москве. Нам следует информировать россиян о том, что Франция — одно из привлекательнейших направлений для иностранных инвестиций и мы рады видеть российских инвесторов у себя. 

Поделиться