— Господин Клозен, Франция занимает лидирующее место в мире по привлечению прямых зарубежных инвестиций. Многие зарубежные компании учредили свой бизнес во Франции. За счет каких мер государственной поддержки и политики удалось достичь такого хорошего результата?
— По результатам 2009 года Франция занимает третье место в мире и первое место в Европе по объему прямых иностранных инвестиций, в цифровом выражении — 65 миллиардов долларов. Существует два основных фактора, влияющих на вложение иностранных инвестиций в нашу страну. Первый относится к категории структурных, а второй связан с экономическими реформами, которые произошли в последнее время.
Структурный фактор подразумевает, что Франция является частью европейского рынка, занимающего первое место в мире по объему ВВП. Во Франции очень развита инфраструктура доступа к другим европейским странам, французская рабочая сила по уровню квалификации и производительности труда — одна из лучших в мире. Что касается реформ, то недавно французское правительство предприняло ряд мер для повышения инвестиционной привлекательности страны. Во-первых, в 2008 году был принят антикризисный план мероприятий, включающий поддержку тысячи проектов на общую сумму 26 миллиардов евро, из которых 11 миллиардов составили государственные инвестиции. Во-вторых, правительство Франции приняло десятилетний план мероприятий по поддержке экологических видов промышленности, включающий инвестиции на сумму 460 миллиардов евро. Он подразумевает образование так называемых полюсов конкурентоспособности, в создании которых могут принимать участие и иностранные предприятия, работающие в области экологических видов производств и охраны окружающей среды.
— Как реализуется миграционная политика во Франции: привлекаются ли специалисты из Евросоюза и других стран?
— В силу того что Франция входит в Шенгенскую зону, мы можем привлекать рабочую силу из всех стран Европейского союза. Кроме того, очень развиты учебные заведения и научные центры, что является основным условием создания инновационных технологий. Основной костяк профессионалов в сфере инноваций составляют французы, но мы привлекаем специалистов и из других стран. У нас есть проекты развития, совместные с другими европейскими странами.
Также государство разработало ряд мер, направленных на поддержку приезда иностранных граждан не только рабочих специальностей, но и высококвалифицированных специалистов, которые могли бы найти себе применение в нашей стране. Для этого были приняты определенные меры, и прежде всего поддержка визового характера: получение разрешений на работу на длительный срок — от трех лет и более.
— Сейчас мировая экономика, в том числе и европейских стран, переживает непростые времена, и роль государственных структур по привлечению инвестиций становится значимой. В чем заключается преимущество Агентства IFA перед подобными структурами других стран?
— Агентство IFA располагает сетью из 25 представительств в 22 странах мира. Наше преимущество состоит в том, что мы работаем по системе проектов и быстро реагируем на предложения. IFA практикует персональный подход к каждому инвестору, разрабатывая индивидуальную программу инвестиций.
Первый этап работы агентства — определение конкретного проекта. Взаимодействие с инвестором начинаем за шесть месяцев, иногда за один-два года до начала непосредственного вложения инвестиций. Мы заранее предоставляем ему всю информацию, определяем сумму вложений и условия реализации проекта.
Во Франции существуют 22 региона, конкурирующих между собой за инвестиции. Мы предоставляем инвестору предложения от различных регионов, чтобы он мог выбрать оптимальный вариант. Поскольку наши европейские конкуренты очень сильны, нам необходимо предоставить самые удобные и наилучшие условия для инвесторов, соответствующие их требованиям. Мы заинтересованы в том, чтобы клиент был доволен.
— Как выстроена работа агентства с администрациями французских регионов?
— Мы находимся в постоянном контакте с руководством регионов. Каждую неделю, получая информацию о возможных проектах от наших представительств за рубежом, агентство проводит анализ. Конечную информацию мы передаем руководству регионов и ждем реакцию на предложения.
Для обеспечения наилучших условий сопровождения проекта мы находимся в постоянном контакте с президентом или префектом региона, который выбрал инвестор. Помогаем инвестору найти конкретное место реализации проекта, нанять рабочую силу, получить финансовую помощь и поддержку при оформлении разрешения на строительство.
— Как и где вы находите инвестиционные проекты?
— Внутри международной сети агентства существует система сбора и обмена информацией. Это наша разработка, которую мы используем для эффективной работы с проектами. Таким образом мы определяем приоритеты, собираем информацию в мировом масштабе, анализируем ее и выбираем сферы для контактов с компаниями в краткосрочной или долгосрочной перспективе. Мы называем это «белой информацией» (информация из открытых источников, которую нужно собрать, проанализировать, а затем выйти на следующий уровень). «Серую информацию» мы получаем из индивидуальных контактов с инвесторами. «Черная информация» является супер-конфиденциальной и касается конкретных инвесторов. Этой информацией мы не делимся. Услуги нашего агентства строго конфиденциальны, бесплатны и являются целевыми. Такие доверительные отношения очень важны для нас, поэтому мы всегда соблюдаем принцип нераспространения информации.
— В последние годы во Франции проведены реформы, способствующие улучшению делового климата. Расскажите, какие новые законы приняты, какие новые инструменты используются для привлечения инвестиций во французскую экономику?
— После того как Николя Саркози вступил в должность президента страны, во Франции начались масштабные реформы, подобных которым не было 60 лет. У Президента Франции — международный подход к решению вопросов, и он уделяет большое внимание существующим практикам в других странах, используя зарубежный опыт в нашей стране. Например, президент обратил внимание на то, что только во Франции (в единственной стране Европы) существует профессиональный налог. Он начислялся на добавленную стоимость, вырабатываемую предприятием, и по сути являлся налогом на инвестиции. Этот налог был аннулирован.
Поскольку основная цель реформ — инновации, правительство приняло меры по поддержке научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). За основу модели взяли пример Канады и Великобритании как самых продвинутых в этой области стран. Улучшая эти модели, мы создали привлекательные условия для компаний Франции. Например, Microsoft инвестирует 100 миллионов евро в НИОКР на территории Франции и может вывести 50 миллионов евро из своего налога на доход компании.
Для привлечения талантливых специалистов из зарубежных стран во Францию был снижен налог для иностранных граждан, которые инвестируют средства в экономику Франции и работают в нашей стране. Нужно отметить, что система найма и увольнения стала более гибкой.
— Начиная с какой суммы инвестиций Агентство IFA рассматривает проекты?
— В первую очередь для нас имеет значение создание рабочих мест. Привлекательной инвестицией является сумма от 300 тысяч евро. Мы стараемся работать с долгосрочными инвестпроектами.
— Допустим, у инвестора есть свободные средства и он не знает, куда их вложить. Вы поможете ему в этом вопросе?
— Да, конечно. У нас есть список компаний, нуждающихся в инвестициях и ищущих иностранных партнеров, а также желающих быть приобретенными иностранными инвесторами.
— Получается, что здесь нет места для малого бизнеса?
— Сейчас мы работаем с российскими компаниями, у которых численность сотрудников насчитывает от 100 до 200 человек. Фактически это малый и средний бизнес. Эти компании открывают свои производства во Франции.
— Сейчас в России делается упор на модернизацию, привлечение инвестиций. Какой французский опыт, на ваш взгляд, можно перенести в Россию?
— Территории России и Франции сильно отличаются. Но, думаю, было бы полезным создать в России такое же «единое окно» для инвесторов, как во Франции. Иностранных инвесторов нужно поддерживать и сопровождать постоянно. Во-первых, им надо предлагать варианты территорий, обеспечивать контакт с руководством регионов. Во-вторых, объяснять нормативную базу и создавать некую прозрачность в отношениях с руководством, чтобы инвесторы понимали, в каком регионе разработаны наиболее выгодные условия. В том числе таким предприятиям нужна и визовая поддержка сотрудников для работы в России.
— Какие отрасли экономики Франции интересны для российских инвесторов? Каков объем российских инвестиций во французскую экономику?
— Наиболее привлекательной областью являются инновационные технологии. Особенно проявляется интерес к компаниям, которые работают в области связи и телекоммуникаций.
В настоящий момент инвестиции России во Францию составляют 1 миллиард евро. Это средний уровень. Во Франции работают только около 20 российских предприятий. Именно поэтому наше агентство открыло представительство в Москве, чтобы презентовать Францию для российских компаний и предлагать им варианты инвестиций и работы на территории Франции. Наша задача — изменить нынешнюю тенденцию в сторону роста в течение шести лет.
— А насколько Россия инвестиционно привлекательна для Франции?
— Неопровержимый факт, что в России лучшие в мире умы. Она обладает богатыми природными ресурсами, но огромная территория страны задает серьезную проблему управления недрами. Поэтому для России желательно сотрудничество с Европой: европейские инвесторы могут участвовать в освоении этих территорий. Как сказал Президент Франции Николя Саркози в своем выступлении на Петербургском экономическом форуме, нам необходимо обеспечивать интеграцию России и Европейского союза. Это — приоритетная задача.
— На ваш взгляд, в чем сильные стороны российской экономики?
— Россия сильна в космической отрасли, в области высоких технологий. В программном обеспечении Россия занимает сильные позиции, особенно в производстве антивирусных, криптологических программ. Развито инженерное обеспечение эксплуатации природных ресурсов. Активно развивается сектор финансовых услуг и банков. Крупные российские банки имеют проекты развития на Западе. Наша задача — их поддержать.
Хочу подчеркнуть, что человеческий потенциал в России хорошо развит: российские специалисты готовы работать много, и они открыты для новых идей. Я считаю, что иностранные инвесторы, которые приходят в Россию, тем самым открывают дорогу для российских инвесторов за рубеж.
— Какие мероприятия года Франции в России и России во Франции запомнились больше всего и как они повлияли на взаимоотношения между Россией и Францией?
— Я считаю, что важнейшим событием 2010 года был Петербургский экономический форум, на котором Франция была почетным гостем. Этот форум имеет большое международное значение. Франция подписала около 30 документов и контрактов на сумму в несколько миллиардов евро.
Кроме того, выступления наших президентов были очень показательными, мы увидели настоящие сердечные отношения между ними. Николя Саркози говорил о партнерстве между Россией и Европейским союзом, и тот факт, что именно Президент Франции озвучил эту идею, вызвало некоторые негативные отклики в английской и американской прессе. А у меня создалось впечатление, что мы открываем новую страницу в выстраивании баланса отношений между европейскими странами и Россией.
— Что бы вы могли добавить в качестве напутствия руководителям российских регионов?
— Франция — небольшая по сравнению с Россией страна, поэтому российским региональным администрациям необходимо выявлять все положительные стороны своего региона и заниматься его маркетингом на международном уровне через федеральные структуры либо напрямую. Нужно поставить себя на место иностранного инвестора и представить, что могло бы привлечь его в данном регионе. В этой важной работе и заключается успех.