Законы — 24 февраля 2011

Почему не действует новый закон об обязательном медицинском страховании

Версия для печати 2888 Материалы по теме
Почему не действует новый закон об обязательном медицинском страховании
омс
Новый закон об обязательном медицинском страховании (ОМС) вступил в силу с 1 января 2011 года. Что изменилось в системе? Действует ли еще принцип территориального обслуживания или граждане уже могут обращаться за медицинской помощью куда угодно? Подключаются ли к системе ОМС частные клиники? Может ли пациент выбирать страховую компанию и медучреждение? С этими вопросами наши корреспонденты обратились в страховые компании и медицинские учреждения в регионах России.

В Свердловской области, как нам рассказал президент областной Ассоциации медицинских страховщиков Максим Стародубцев, закон пока тормозит. Информация для населения о действительности полисов и о порядке их получения в переходный период появилась на официальном сайте фонда ОМС лишь в середине февраля. Между тем граждане, получившие противоречивую информацию из федеральных СМИ о появившемся у них праве выбора поликлиники, активно пытаются его реализовать и повсеместно получают отказы. Им говорят, что территориальный принцип обслуживания, закрепленный в актах регионального министерства и городских отделов здравоохранения, никто не отменял.

Страховая компания, действуя в интересах пациента, который попытался "прикрепиться" к понравившейся ему больнице и получил отказ, направила запрос в минздрав, но вопрос так и не был решен.

У медиков один ответ: в связи с установленным минздравсоцразвития порядком амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается гражданам по принципу участкового обслуживания по месту проживания. Таким образом, гарантированное федеральным законодательством право выбора существенно ограничивается как объективными причинами (в случае небольших населенных пунктов), так и действующими подзаконными нормативными актами.

В то же время, по нашим данным из регионов, частные медучреждения области участвуют в программе ОМС достаточно активно. Изначально на особом положении оказались медсанчасти градообразующих предприятий, для которых работа в системе ОМС является продолжением социального контракта с муниципальными администрациями. Остальные, похоже, разделились на две части: продавцы розничных медицинских услуг, которые надеялись на приход новых клиентов, "остыли", а в выигрыше оказались структуры, либо хорошо обеспеченные административным ресурсом, либо те, что решили предлагать "высокотехнологичную помощь", оплата которой из средств ОМС довольно существенна.

В 2010 году среди медицинских учреждений и организаций, участвующих в территориальной программе госгарантий региона, "частников" было 20, в основном это медсанчасти градообразующих предприятий (7), ведомственные больницы системы РЖД (6) и автономные некоммерческие организации (3). Несмотря на "провозглашенную свободу" вступления частных медучреждений в систему ОМС, с принятием нового закона вошли в территориальную программу региона на 2011 год дополнительно к прежним участникам всего 4 учреждения, из них 3 заводских медсанчасти и екатеринбургская специализированная (и высокотехнологичная) клиника. Ну и, конечно, ни один частнопрактикующий врач в систему не вошел. Разумеется, на расширение права выбора пациентов такая ситуация никак не повлияет.

Обещанное одноканальное финансирование в форме полного тарифа закон пока не предусматривает. Это произойдет в полной мере, по-видимому, только к 2015 году. А до тех пор муниципальные поликлиники будут получать за пациента средства не только от страховой компании, но и по смете из бюджета за обслуживание прикрепленного населения, в то время, как рискнувшие вступить в систему частники получат только часть денег - оплату от страховщиков по тарифу ОМС. Соответственно, возмещать затраты на обслуживание основных фондов (капремонт и коммуналку), оплату труда вспомогательных служб, закупку оборудования им придется из собственных средств.

В Новосибирской области все лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) должны перейти на одноканальное финансирование уже со следующего года.

- Возможно, это будет поэтапный переход, но с 2015 года согласно новому федеральному закону любая будет финансироваться за счет средств ФОМС, - говорит генеральный директор Новосибирского областного ФОМС Елена Гамарник. - Кроме того, гражданин может беспрепятственно выбрать себе ЛПУ, которое, как он считает, окажет ему более квалифицированную помощь. И тогда средства ФОМС пойдут за пациентом.

Однако, Елена Гамарник считает, что люди по-прежнему будут выбирать медучреждения по месту жительства. Дело в том, что "никто не отменяет принцип территориального обслуживания". И если пациент, допустим, живет в отдаленном районе, а прикреплен к поликлинике в центре города, то врач не поедет к нему в случае экстренной необходимости.

Что касается участия в системе ОМС "частников", то пока никто из них такого желания не проявлял. Однако, по мнению Гамарник, они найдутся - не отдельные практикующие кабинеты, а на первом этапе - крупные частные медицинские центры, которые имеют штат квалифицированных врачей, диагностическую и лабораторную базы.

Что касается страховых компаний, то в настоящее время в системе обязательного медицинского страхования на территории Новосибирской области действуют всего три игрока. Так что никакой конкуренции здесь нет.

В Нижегородской области, по данным территориального ФОМС на 15 февраля, 32 861 человек реализовали свое право на выбор страховой медицинской организации. Сейчас в регионе в системе ОМС работают семь частных медицинских организаций. Прием в них ведется бесплатно при предъявлении полиса ОМС. Меняют ли граждане медучреждения и врачей, что предусмотрено новым законом об ОМС?

- Граждане будут подавать заявление на выбор врача и медицинской организации лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации, при этом отказа от территориально-участкового принципа не будет, - говорит исполнительный директор ТФОМС Елена Хлабутина. - К участковому терапевту пациент придет просто в силу доступности. А уже в последующем, оценив медицинскую помощь в этом учреждении, он будет принимать решение на следующий год: надо ли ему переходить куда-то или не стоит. Поменять врача и медицинское учреждение можно будет каждый год до 1 сентября. Переход должен быть мягким, уже сейчас не надо гражданам бежать с заявлением, чтобы не довести до абсурда этот переход.

В Алтайском крае право выбора пациентом врача, медучреждения и страховой компании пока не действует. Сегодня в системе обязательного медицинского страхования в регионе работает 7 страховых медицинских компаний и 173 лечебно-профилактических учреждения, включая 5 частных медицинских центров. Однако информации о выборе страховых компаний и о том, что жители по своему полису могут воспользоваться услугами тех же частных медцентров, в широком доступе нет. В больницах развешаны объявления о смене полисов с указанием только одной страховой компании. В результате к этому страховщику собираются огромные очереди, а о других компаниях население просто не знает.

Со слабой информированностью жителей края, видимо, связано и отсутствие желающих поменять врача или больницу. Во всяком случае, как сообщили нашему корреспонденту в Главном управлении Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, пока ни одного заявления о смене медицинского учреждения в это ведомство не поступало. Правда, и до вступления в силу нового закона об ОМС в Барнауле, например, при желании можно было без особых проблем сменить медицинское учреждение - достаточно было написать заявление на имя главного врача больницы, указав, что проживаешь не по прописке, а в районе, который обслуживает данное медучреждение, - и получить разрешение.

Ситуацию по Тюменской области комментирует исполнительный директор ТФОМС Татьяна Чирятьева:

- С начала 2011 года обращений граждан в страховые медицинские организации, работающие в системе ОМС Тюменской области, о выборе страховых медицинских организаций не поступало. В системе ОМС области участвуют 19 частных и 8 ведомственных организаций здравоохранения. Сейчас в области ведется работа по приведению нормативно-правовых актов субъекта в соответствие с изменившимся федеральным законодательством. Но приоритетным направлением мы считаем разъяснительную работу с населением и с медицинскими работниками.
Поделиться