— Какие проекты сейчас в работе?
— Помимо аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге есть план по строительству так называемого надземного экспресса, это легкорельсовый транспорт, который будет соединять Пулково с центром города. Также имеется план по строительству железнодорожной ветки в Пулково совместно с «Аэроэкспрессом». Общий объем финансирования инфраструктурных проектов в Северо-Западном регионе оценивается в 10 млрд евро.
— Заметен ли интерес западных инвесторов к этим проектам?
— Да, во всех проектах есть заинтересованность международных инвесторов, как строительных и профильных компаний, так и финансовых.
— Можно привлечь средства инвесторов в крупные фонды, а затем вывести акции таких фондов на западные биржи. Такой вариант вы не рассматриваете?
— В принципе это возможно, особенно если объект построен и демонстрирует хорошие финансовые результаты. Через несколько лет, когда терминал Пулково будет достроен, он, безусловно, станет интересен как частным, так и институциональным инвесторам. Причем не только тем, кто готов вкладывать средства в акции аэропорта, но и тем, кто заинтересован в бумагах с фиксированной доходностью.
— Кому в большей мере интересны российские инфраструктурные проекты — инвесторам из Европы, Азии или российским инвесторам через их офшорные компании?
— Если говорить о финансовых инвесторах, то основной интерес к российской инфраструктуре проявляют фонды, ориентированные на европейских и ближневосточных инвесторов. В меньшей степени это фонды, работающие с азиатскими деньгами. Стратегические инвесторы — это, как правило, компании из Азии — Китая, Японии.
— На каких условиях «стратеги» готовы заходить в наши инфраструктурные проекты? Под гарантии правительства? В проекты с правом собственности на земельные участки?
— Какой-либо однозначной позиции нет: инвесторы соотносят риски и потенциальную отдачу. В этом смысле каждый инфраструктурный проект уникален. По своему опыту скажу, что инвесторам интереснее проекты, которые после их реализации генерируют денежные потоки, как, например, аэропорт Пулково. Схема может быть и другой, как, скажем, в проекте «Янино». В данном случае город гарантирует инвестору получение определенных денежных потоков после ввода в строй мусороперерабатывающего завода. Сейчас мы видим, что инвесторам интересны проекты, где есть не только гарантии какой-то минимальной доходности, но и получение существенно большей доходности после вывода проекта на плановую мощность.
— Оценивали ли вы объемы иностранных инвестиций, которые можно привлечь под инфраструктурные проекты в России?
— Мы проводили такое исследование до кризиса 2008 года. Тогда нам казалось, что в один проект можно привлечь порядка 2 млрд долл. иностранных инвестиций. Кризис внес свои коррективы. Тем не менее в Пулково мы привлекли 1,2 млрд евро, и это в общем хороший пример. Сейчас инвестиционный климат улучшается, поэтому 2 млрд в проект — это нормальная цифра. Сложно сказать, сколько средств мы привлечем с иностранных рынков до конца года, когда реализуется сразу несколько больших проектов, могут возникнуть сложности с привлечением ресурсов.
— У «ВТБ Капитала» пока нет опыта размещения инфраструктурных облигаций, увидим ли мы размещение таких бумаг в 2011 году?
— Мы работаем с рядом эмитентов по инфраструктурным облигациям, размещения в этом году будут, объемы предполагаемых выпусков разные и колеблются в пределах 10—30 млрд руб. После России, соответственно, мы смотрим на страны СНГ, где нам прежде всего интересны Украина и Казахстан. На Украине мы размещали выпуски украинских суверенных еврооблигаций, участвуем в различных проектах, в том числе занимаемся организацией финансирования для компаний. В числе других украинских проектов — наш первый инфраструктурный проект в этой стране. Интересен он тем, что связан с так называемой зеленой энергетикой. На Украине есть законодательная база, которая позволяет осуществлять подобные проекты. В общем мы надеемся на привлечение иностранных финансовых ресурсов около 700 млн долл. В Казахстане мы консультируем один частный проект объемом несколько миллиардов долларов. В Монголии мы работаем вместе с ОАО «РЖД», которое участвует в конкурсе на разработку угольного месторождения Таван-Толгой.
— А есть ли проекты в дальнем зарубежье?
— Да, есть у нас интерес и в Анголе, где у группы ВТБ имеется банковская «дочка». В прошлом мы занимались реализацией одного из проектов АЛРОСА в этой стране. С другими российскими компаниями мы изучали возможность инвестирования в страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, включая Вьетнам. Сейчас в Турции будет множество проектов, которые мы также готовы поддержать.
— Готов ли «ВТБ Капитал» к участию в строительстве проектов для сочинской Олимпиады 2014 года и чемпионата мира по футболу в 2018 году?
— Нам очень интересно, как будет организовано финансирование проектов, связанных с чемпионатом мира по футболу 2018 года.
Уверен, что реализовать проекты строительства высокоскоростных магистралей и модернизации аэропортов наверняка можно будет по схеме ГЧП с привлечением частного капитала.