Тульская область – уникальный край, во все времена славившийся своими историческими и культурными традициями. Он дал миру талантливых писателей, художников, ученых, изобретателей и государственных деятелей. Куликово поле, Ясная поляна – это места, значение которых оценивается в масштабах всей России. В сознании каждого русского человека Тула ассоциируется с печатными пряниками, сверкающими самоварами, оружием и гармонями. Последние два года Тульская область позиционируется в числе активно развивающихся регионов. В 2005 г. вместе с новым губернатором в область пришла команда молодых и энергичных сотрудников. Регион активно включился в реализацию национальных проектов, был признан лидером в проведении административной реформы. В области, прежде отличавшейся сложными отношениями между администрацией и Законодательным собранием, партиями и организациями, стабилизировалась общественно-политическая ситуация. О том, что еще удалось сделать новой администрации за два года работы, рассказывает Вячеслав ДУДКА, губернатор Тульской области.
– Вячеслав Дмитриевич, Вы часто говорите, что успех работы администрации напрямую зависит от того, насколько правильно расставлены приоритеты и насколько реально определены пути их достижения, и что конечная цель этой работы – улучшение качества жизни людей. Для достижения такой цели нужны общественно-политическая стабильность в регионе, развитие экономики, грамотная бюджетно-финансовая политика…
– Да, главной целью, основным показателем успешной работы администрации, органов исполнительной власти области является обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения на основе структурных преобразований в экономике, положительных темпов прироста ВРП, увеличения эффективности производства во всех основных отраслях хозяйственного комплекса, улучшения делового и инвестиционного климата, снижения уровня безработицы, повышения доходов населения.
За 2006 г. денежные доходы населения Тульской области увеличились по сравнению с предыдущим годом на 22,6%, опережая индекс потребительских цен на 13,8%. На каждого жителя в 2006 г. приходилось в среднем 6 175,7 руб. денежных доходов в месяц, что на 23,6% больше, чем в прошлом году. Рост денежных доходов связан с ростом реальной заработной платы. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников предприятий и организаций в прошлом году составила 7 557,9 руб., увеличившись по сравнению с 2005 г. на 19,3%, а в реальном исчислении – на 9,6%.
Основным фактором роста денежных доходов населения стали положительные тенденции основных макроэкономических показателей социально-экономического развития региона. Оценивая основные макроэкономические тенденции, можно говорить о том, что рост региональной экономики приобрел стабильный характер. По большинству макроэкономических параметров 2006 г. был успешным для Тульской области. Можно констатировать, что по темпам развития мы уверенно выдвигаемся в первые ряды российских регионов с несырьевой экономикой.
Сбалансированное социально-экономическое развитие в современных условиях немыслимо без использования методов стратегического планирования. В целях формирования условий для интенсивного развития экономического потенциала региона нами проводится активная работа по формированию региональной политики, обеспечивающей сочетание общегосударственных, региональных и коммерческих интересов, поскольку открытость и прозрачность намерений государственной власти являются одним из важнейших факторов развития региональной экономики в рыночных условиях.
Одним из главных событий 2006 г. является разработка Программы социально-экономического развития Тульской области до 2010 г. В феврале 2007 г. она была утверждена Законом Тульской области. При подготовке Программы были учтены целевые установки стратегии социально-экономического развития области, приоритеты развития Российской Федерации и условия оптимальной согласованности с приоритетными национальными проектами, определенными Президентом России Владимиром Путиным.
Комплекс мер, предусматриваемых Программой, нацелен на достижение к 2010 г. таких результатов, как увеличение ВРП Тульской области до 190 млрд руб., повышение доходов населения в 2 раза, снижение уровня зарегистрированной безработицы до 0,8%, рост объема отгруженной продукции предприятиями области в 1,5–1,8 раз, увеличение производства сельскохозяйственной продукции в 1,5 раза, рост объема ввода жилья в 2 раза, увеличение объема инвестиций в основной капитал в 2 раза.
В Программе социально-экономического развития области в качестве важнейших положений обозначены контуры новой модели государственного управления и хозяйствования в регионе: в документ включены элементы территориального планирования социально-экономического развития региона. Эта часть содержит разбивку территории на пять социально-экономических пространств со сходными типами экономики и жизненного уклада. Механизмы территориального планирования, заложенные в Программу, позволят повысить эффективность размещения крупных хозяйственных объектов, осуществлять их целенаправленную привязку к действующим и планируемым транспортным магистралям.
В качестве перспективных приоритетов развития в Тульской области мы рассматриваем усиление существующих и создание новых конкурентных преимуществ нашего региона. Основными из них являются: возвращение к использованию бурого угля Подмосковного угольного бассейна для нужд энергетики на новом технологическом уровне, развитие производственного комплекса сферы потребительских товаров, продуктов питания, высокотехнологичного сельского хозяйства, стройматериалов, топлива и энергетики, туризма.
Первый Тульский экономический форум, прошедший в ноябре 2006 г., стал заявлением на общероссийском и международном уровне самых серьезных намерений нашего региона по реализации исключительно богатого экономического потенциала Тульской области. О представительности форума, говорит, в частности, то, что на его открытии присутствовали Г. О. Греф и Г. С. Полтавченко, а участниками стали более тысячи руководителей и представителей федеральных ведомств, региональных и муниципальных администраций, отечественных и иностранных компаний. В рамках форума прошла выставка инвестиционных проектов, которая, по оценкам специалистов, стала одной из самых значительных в Центральном федеральном округе за последнее время. Хочу отметить, что в Тульской области за последнее десятилетие уже появились предприятия таких компаний, как «Проктер-энд-Гэмбл», «Кнауф», «Каргилл». Сегодня речь идет о значительном расширении присутствия мировых брендов в регионе.
По объему подписанных на форуме инвестиционных соглашений, а это более 90 млрд руб., мы вошли в число российских лидеров. Рейтинг инвестиционной привлекательности региона вырос, о чем свидетельствуют не только экспертные оценки, но и увеличение количества предложений от русских и зарубежных инвесторов, которые мы сегодня рассматриваем.
– В 2006 г. по итогам первого этапа административной реформы Тульская область была признана лучшей среди 38 регионов России, включившихся в процесс реформирования. Почему область заняла столь жесткую позицию в этом вопросе?
– Мы отдаем себе отчет в том, что качество предоставляемых населению услуг много лет было неудовлетворительным и его необходимо улучшить. Это беда не только Тульской области. Жителям любого региона знакомо ощущение беспомощности, возникающее при соприкосновении с административной машиной, когда для получения какой-нибудь справки приходится отпрашиваться с работы, выстаивать в очередях, обивать десятки порогов. Тульская область в последние годы входит в тройку субъектов РФ с самым большим числом льготников. Представьте, какие возникают очереди в органах социальной защиты населения, особенно если учесть, что право на социальную поддержку имеет почти каждый второй житель региона.
Именно поэтому одной из стратегических целей области на 2006 г. стало проведение административной реформы. В основу региональных приоритетных направлений реформирования легли наиболее злободневные проблемы населения, касающиеся жилищно-коммунальной сферы и организации социального обслуживания. Мы разработали систему «одного окна». Теперь жителю области достаточно появиться в государственном учреждении единожды, чтобы сдать комплект документов конкретному специалисту – он проверит наличие и правильность заполнения бумаг, выдаст расписку в принятии и сообщит срок исполнения, вплоть до времени. В прошлом году мы в качестве эксперимента стали внедрять эту систему в двух районах Тулы и в Узловой. К концу года к ним прибавились еще три района областного центра, а с нового года – семь районов области.
– Но ведь реформа этим не ограничивается…
– Вторая сфера реформирования – оптимизация контрольно-распределительных функций системы управления регионом. Например, мы объединили два департамента, ранее дублировавшие ряд функций, – а это ведь не только лишние затраты, но и дополнительная волокита, которая вызывала недовольство населения. После их объединения работа пошла быстрее и эффективнее, хотя выполняют ее теперь не 180, а всего 49 человек. По результатам опроса 11 тыс. жителей нашей области выяснилось, что 89% граждан оценили нововведения положительно, 11% – опасались, что за «сервис» с народа будут взиматься дополнительные средства. Ответственно заявляю, что ничего дополнительно взиматься не будет.
– Соглашения о социально-экономическом партнерстве, заключенные администрацией области с муниципальными образованиями, – следующий шаг на пути к обеспечению комфортной жизни туляков?
– Именно так. Эти соглашения подписаны в рамках реформы местного самоуправления, и мы уверены, что они будут способствовать повышению качества жизни населения. Кстати, мы опубликовали все документы, чтобы жители региона четко знали, какая власть за что отвечает, кто какими полномочиями наделен, кто какие вопросы обязан решать, не перекладывая проблемы друг на друга. Подписанные и обнародованные соглашения способствуют повышению уровня ответственности власти.
– Вы упомянули, что Тульская область входит в тройку регионов России с самым большим числом льготников, и право на социальную поддержку имеет почти каждый второй житель. Какое внимание область уделяет вопросам социальной защиты населения?
– В 2006 г. общий объем финансирования ежемесячных денежных выплат из регионального бюджета составил 582 млн руб. – их получили 214 тыс. федеральных и 189 тыс. региональных льготников. Всем тем, кто пользовался льготами до реформирования, были оставлены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг на общую сумму более 1,43 млрд руб.
Сложившаяся в области демографическая ситуация требует в первую очередь усиления социальной поддержки семей с детьми. Способы решения проблем в данной сфере определены в Концепции управления демографическими процессами в Тульской области на период до 2010 г.
Сегодня 90 тыс. детей, проживающих в регионе, получают более 10 видов социальных пособий. На их выплату из бюджета выделено 160 млн руб.
Тульская область – практически единственный в России регион, где в соответствии с законом «О защите прав ребенка» детям, оставшимся без попечения родителей и не получающим государственную пенсию, за счет средств областного бюджета выплачивается социальное пособие в размере 1 350 руб. до достижения ими 18-летнего возраста. В прошлом году 2 637 детей получили социальные пособия на общую сумму около 45 млн руб.
Принята областная программа социальной и медицинской реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий и членов их семей, семей погибших, граждан, получивших увечья и заболевания в период прохождения военной службы и службы в правоохранительных органах, рассчитанная на период с 2007 по 2010 гг. На финансирование программы планируется выделить 40 млн руб.
– В качестве одного из достижений 2006 г. Вы назвали успешное начало реализации национальных проектов. Расскажите, пожалуйста, о каждом из них.
– Начну с того, что сама идея реализации национальных проектов заставила регионы по-новому взглянуть на свои программы развития. Я считаю, что в области успешно реализуется нацпроект «Здоровье». В прошлом году мы приняли областную программу развития здравоохранения на период до 2010 г. Она обеспечена суммой в 1,5 млрд руб. Только в прошедшем году по этой программе на покупку новейшего медицинского оборудования было направлено 500 млн руб.
Образование – одна из важнейших составляющих развития человеческого капитала. В рамках реализации нацпроекта «Образование» мы год назад приступили к проведению ряда мероприятий, касающихся и внедрения новых методик обучения, и оснащения школ самым современным оборудованием. Реконструкция системы общего образования, прежде всего на селе, создание на базе ведущих образовательных школ центров образования позволят повысить качество образовательных услуг.
Отмечу, что учителя получают из надтарифного фонда доплаты за классное руководство – в 2006 г. размер надбавки за счет этих доплат и средств, поступающих по национальному проекту, был увеличен в 2,3 раза. В 2007 г. на выполнение программы направлено более 700 млн руб. Мы стремимся к тому, чтобы обеспечить гражданам равные права на получение качественного образования как в городской, так и в сельской местности.
Если говорить о национальном проекте «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», то главная проблема здесь – огромное количество ветхого жилья в области. Сейчас мы активно занимаемся модернизацией нашей строительной отрасли. Конечно, пока темпы строительства жилья недостаточны: в 2005 г. построено 217 тыс. кв. м жилья, в 2006 г. – 250,5 тыс. В 2007 г., думаю, нам удастся ввести в эксплуатацию как минимум 255 тыс. кв. м жилья.
Что касается нацпроекта «Развитие агропромышленного комплекса», то подводить итоги пока рано. Сейчас на селе внедряется 50 крупных проектов в сфере птицеводства, животноводства и свиноводства, предусматривающих как модернизацию существующих комплексов, так и строительство новых. Плановый объем инвестиций составляет 4 млрд руб. Для сравнения: в 2004–2005 гг. были реализованы лишь 20 проектов на общую сумму около 700 млн руб.
Основное направление проектов в сфере АПК в 2007 г. – внедрение интенсивных трудо- и энергосберегающих систем производства, обеспечение роста производительности труда, выпуск конкурентоспособной продукции. Работа по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования АПК» дала личным подсобным и крестьянским хозяйствам возможность получить доступ к субсидированию крестьянских ресурсов.
Мы обязаны максимально эффективно использовать все резервы и возможности, чтобы программы по реализации национальных проектов дали ощутимый результат. И результат этот должен сказаться на всех жителях области, в частности на получении ими качественных услуг, увеличении заработной платы, а значит, на повышении качества всей нашей жизни.
Справка «Бюджета»
Вячеслав Дмитриевич ДУДКА, губернатор Тульской области
Родился 23 апреля 1960 г. в Туле. В 1982 г. с отличием окончил Тульское высшее артиллерийское инженерное училище. Кандидат технических наук, профессор.
С 1982 по 1998 г. проходил службу в частях Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны. Полковник запаса.
С 1998 г. – первый заместитель генерального конструктора и начальника ГУП «Конструкторское бюро приборостроения», главный инженер предприятия.
С 2005 г. – губернатор Тульской области.
Член Государственного совета РФ. Почетный академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук. Академик Российской академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Академик Российской академии проблем подъема экономики России.
Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За безупречную службу в ВС СССР», «За отличие в военной службе» I и II степеней; орденами cвятого благоверного князя Димитрия Донского II степени, святого князя Александра Невского I степени, святителя Николая Чудотворца; Петра Великого I степени, орденом «Добродетель–Благородство–Мужество», а также почетным знаком Олимпийского комитета России «За заслуги в развитии олимпийского движения в России».
Лауреат премии Правительства РФ за разработку и создание новой техники, премии им. С.И. Мосина, премии им. святого князя Александра Невского.
Почетный гражданин города-героя Тулы.
Женат. Имеет троих детей.
Журнал "Бюджет" №3 март 2007
– Вячеслав Дмитриевич, Вы часто говорите, что успех работы администрации напрямую зависит от того, насколько правильно расставлены приоритеты и насколько реально определены пути их достижения, и что конечная цель этой работы – улучшение качества жизни людей. Для достижения такой цели нужны общественно-политическая стабильность в регионе, развитие экономики, грамотная бюджетно-финансовая политика…
– Да, главной целью, основным показателем успешной работы администрации, органов исполнительной власти области является обеспечение роста благосостояния и качества жизни населения на основе структурных преобразований в экономике, положительных темпов прироста ВРП, увеличения эффективности производства во всех основных отраслях хозяйственного комплекса, улучшения делового и инвестиционного климата, снижения уровня безработицы, повышения доходов населения.
За 2006 г. денежные доходы населения Тульской области увеличились по сравнению с предыдущим годом на 22,6%, опережая индекс потребительских цен на 13,8%. На каждого жителя в 2006 г. приходилось в среднем 6 175,7 руб. денежных доходов в месяц, что на 23,6% больше, чем в прошлом году. Рост денежных доходов связан с ростом реальной заработной платы. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников предприятий и организаций в прошлом году составила 7 557,9 руб., увеличившись по сравнению с 2005 г. на 19,3%, а в реальном исчислении – на 9,6%.
Основным фактором роста денежных доходов населения стали положительные тенденции основных макроэкономических показателей социально-экономического развития региона. Оценивая основные макроэкономические тенденции, можно говорить о том, что рост региональной экономики приобрел стабильный характер. По большинству макроэкономических параметров 2006 г. был успешным для Тульской области. Можно констатировать, что по темпам развития мы уверенно выдвигаемся в первые ряды российских регионов с несырьевой экономикой.
Сбалансированное социально-экономическое развитие в современных условиях немыслимо без использования методов стратегического планирования. В целях формирования условий для интенсивного развития экономического потенциала региона нами проводится активная работа по формированию региональной политики, обеспечивающей сочетание общегосударственных, региональных и коммерческих интересов, поскольку открытость и прозрачность намерений государственной власти являются одним из важнейших факторов развития региональной экономики в рыночных условиях.
Одним из главных событий 2006 г. является разработка Программы социально-экономического развития Тульской области до 2010 г. В феврале 2007 г. она была утверждена Законом Тульской области. При подготовке Программы были учтены целевые установки стратегии социально-экономического развития области, приоритеты развития Российской Федерации и условия оптимальной согласованности с приоритетными национальными проектами, определенными Президентом России Владимиром Путиным.
Комплекс мер, предусматриваемых Программой, нацелен на достижение к 2010 г. таких результатов, как увеличение ВРП Тульской области до 190 млрд руб., повышение доходов населения в 2 раза, снижение уровня зарегистрированной безработицы до 0,8%, рост объема отгруженной продукции предприятиями области в 1,5–1,8 раз, увеличение производства сельскохозяйственной продукции в 1,5 раза, рост объема ввода жилья в 2 раза, увеличение объема инвестиций в основной капитал в 2 раза.
В Программе социально-экономического развития области в качестве важнейших положений обозначены контуры новой модели государственного управления и хозяйствования в регионе: в документ включены элементы территориального планирования социально-экономического развития региона. Эта часть содержит разбивку территории на пять социально-экономических пространств со сходными типами экономики и жизненного уклада. Механизмы территориального планирования, заложенные в Программу, позволят повысить эффективность размещения крупных хозяйственных объектов, осуществлять их целенаправленную привязку к действующим и планируемым транспортным магистралям.
В качестве перспективных приоритетов развития в Тульской области мы рассматриваем усиление существующих и создание новых конкурентных преимуществ нашего региона. Основными из них являются: возвращение к использованию бурого угля Подмосковного угольного бассейна для нужд энергетики на новом технологическом уровне, развитие производственного комплекса сферы потребительских товаров, продуктов питания, высокотехнологичного сельского хозяйства, стройматериалов, топлива и энергетики, туризма.
Первый Тульский экономический форум, прошедший в ноябре 2006 г., стал заявлением на общероссийском и международном уровне самых серьезных намерений нашего региона по реализации исключительно богатого экономического потенциала Тульской области. О представительности форума, говорит, в частности, то, что на его открытии присутствовали Г. О. Греф и Г. С. Полтавченко, а участниками стали более тысячи руководителей и представителей федеральных ведомств, региональных и муниципальных администраций, отечественных и иностранных компаний. В рамках форума прошла выставка инвестиционных проектов, которая, по оценкам специалистов, стала одной из самых значительных в Центральном федеральном округе за последнее время. Хочу отметить, что в Тульской области за последнее десятилетие уже появились предприятия таких компаний, как «Проктер-энд-Гэмбл», «Кнауф», «Каргилл». Сегодня речь идет о значительном расширении присутствия мировых брендов в регионе.
По объему подписанных на форуме инвестиционных соглашений, а это более 90 млрд руб., мы вошли в число российских лидеров. Рейтинг инвестиционной привлекательности региона вырос, о чем свидетельствуют не только экспертные оценки, но и увеличение количества предложений от русских и зарубежных инвесторов, которые мы сегодня рассматриваем.
– В 2006 г. по итогам первого этапа административной реформы Тульская область была признана лучшей среди 38 регионов России, включившихся в процесс реформирования. Почему область заняла столь жесткую позицию в этом вопросе?
– Мы отдаем себе отчет в том, что качество предоставляемых населению услуг много лет было неудовлетворительным и его необходимо улучшить. Это беда не только Тульской области. Жителям любого региона знакомо ощущение беспомощности, возникающее при соприкосновении с административной машиной, когда для получения какой-нибудь справки приходится отпрашиваться с работы, выстаивать в очередях, обивать десятки порогов. Тульская область в последние годы входит в тройку субъектов РФ с самым большим числом льготников. Представьте, какие возникают очереди в органах социальной защиты населения, особенно если учесть, что право на социальную поддержку имеет почти каждый второй житель региона.
Именно поэтому одной из стратегических целей области на 2006 г. стало проведение административной реформы. В основу региональных приоритетных направлений реформирования легли наиболее злободневные проблемы населения, касающиеся жилищно-коммунальной сферы и организации социального обслуживания. Мы разработали систему «одного окна». Теперь жителю области достаточно появиться в государственном учреждении единожды, чтобы сдать комплект документов конкретному специалисту – он проверит наличие и правильность заполнения бумаг, выдаст расписку в принятии и сообщит срок исполнения, вплоть до времени. В прошлом году мы в качестве эксперимента стали внедрять эту систему в двух районах Тулы и в Узловой. К концу года к ним прибавились еще три района областного центра, а с нового года – семь районов области.
– Но ведь реформа этим не ограничивается…
– Вторая сфера реформирования – оптимизация контрольно-распределительных функций системы управления регионом. Например, мы объединили два департамента, ранее дублировавшие ряд функций, – а это ведь не только лишние затраты, но и дополнительная волокита, которая вызывала недовольство населения. После их объединения работа пошла быстрее и эффективнее, хотя выполняют ее теперь не 180, а всего 49 человек. По результатам опроса 11 тыс. жителей нашей области выяснилось, что 89% граждан оценили нововведения положительно, 11% – опасались, что за «сервис» с народа будут взиматься дополнительные средства. Ответственно заявляю, что ничего дополнительно взиматься не будет.
– Соглашения о социально-экономическом партнерстве, заключенные администрацией области с муниципальными образованиями, – следующий шаг на пути к обеспечению комфортной жизни туляков?
– Именно так. Эти соглашения подписаны в рамках реформы местного самоуправления, и мы уверены, что они будут способствовать повышению качества жизни населения. Кстати, мы опубликовали все документы, чтобы жители региона четко знали, какая власть за что отвечает, кто какими полномочиями наделен, кто какие вопросы обязан решать, не перекладывая проблемы друг на друга. Подписанные и обнародованные соглашения способствуют повышению уровня ответственности власти.
– Вы упомянули, что Тульская область входит в тройку регионов России с самым большим числом льготников, и право на социальную поддержку имеет почти каждый второй житель. Какое внимание область уделяет вопросам социальной защиты населения?
– В 2006 г. общий объем финансирования ежемесячных денежных выплат из регионального бюджета составил 582 млн руб. – их получили 214 тыс. федеральных и 189 тыс. региональных льготников. Всем тем, кто пользовался льготами до реформирования, были оставлены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг на общую сумму более 1,43 млрд руб.
Сложившаяся в области демографическая ситуация требует в первую очередь усиления социальной поддержки семей с детьми. Способы решения проблем в данной сфере определены в Концепции управления демографическими процессами в Тульской области на период до 2010 г.
Сегодня 90 тыс. детей, проживающих в регионе, получают более 10 видов социальных пособий. На их выплату из бюджета выделено 160 млн руб.
Тульская область – практически единственный в России регион, где в соответствии с законом «О защите прав ребенка» детям, оставшимся без попечения родителей и не получающим государственную пенсию, за счет средств областного бюджета выплачивается социальное пособие в размере 1 350 руб. до достижения ими 18-летнего возраста. В прошлом году 2 637 детей получили социальные пособия на общую сумму около 45 млн руб.
Принята областная программа социальной и медицинской реабилитации инвалидов и ветеранов боевых действий и членов их семей, семей погибших, граждан, получивших увечья и заболевания в период прохождения военной службы и службы в правоохранительных органах, рассчитанная на период с 2007 по 2010 гг. На финансирование программы планируется выделить 40 млн руб.
– В качестве одного из достижений 2006 г. Вы назвали успешное начало реализации национальных проектов. Расскажите, пожалуйста, о каждом из них.
– Начну с того, что сама идея реализации национальных проектов заставила регионы по-новому взглянуть на свои программы развития. Я считаю, что в области успешно реализуется нацпроект «Здоровье». В прошлом году мы приняли областную программу развития здравоохранения на период до 2010 г. Она обеспечена суммой в 1,5 млрд руб. Только в прошедшем году по этой программе на покупку новейшего медицинского оборудования было направлено 500 млн руб.
Образование – одна из важнейших составляющих развития человеческого капитала. В рамках реализации нацпроекта «Образование» мы год назад приступили к проведению ряда мероприятий, касающихся и внедрения новых методик обучения, и оснащения школ самым современным оборудованием. Реконструкция системы общего образования, прежде всего на селе, создание на базе ведущих образовательных школ центров образования позволят повысить качество образовательных услуг.
Отмечу, что учителя получают из надтарифного фонда доплаты за классное руководство – в 2006 г. размер надбавки за счет этих доплат и средств, поступающих по национальному проекту, был увеличен в 2,3 раза. В 2007 г. на выполнение программы направлено более 700 млн руб. Мы стремимся к тому, чтобы обеспечить гражданам равные права на получение качественного образования как в городской, так и в сельской местности.
Если говорить о национальном проекте «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», то главная проблема здесь – огромное количество ветхого жилья в области. Сейчас мы активно занимаемся модернизацией нашей строительной отрасли. Конечно, пока темпы строительства жилья недостаточны: в 2005 г. построено 217 тыс. кв. м жилья, в 2006 г. – 250,5 тыс. В 2007 г., думаю, нам удастся ввести в эксплуатацию как минимум 255 тыс. кв. м жилья.
Что касается нацпроекта «Развитие агропромышленного комплекса», то подводить итоги пока рано. Сейчас на селе внедряется 50 крупных проектов в сфере птицеводства, животноводства и свиноводства, предусматривающих как модернизацию существующих комплексов, так и строительство новых. Плановый объем инвестиций составляет 4 млрд руб. Для сравнения: в 2004–2005 гг. были реализованы лишь 20 проектов на общую сумму около 700 млн руб.
Основное направление проектов в сфере АПК в 2007 г. – внедрение интенсивных трудо- и энергосберегающих систем производства, обеспечение роста производительности труда, выпуск конкурентоспособной продукции. Работа по направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования АПК» дала личным подсобным и крестьянским хозяйствам возможность получить доступ к субсидированию крестьянских ресурсов.
Мы обязаны максимально эффективно использовать все резервы и возможности, чтобы программы по реализации национальных проектов дали ощутимый результат. И результат этот должен сказаться на всех жителях области, в частности на получении ими качественных услуг, увеличении заработной платы, а значит, на повышении качества всей нашей жизни.
Справка «Бюджета»
Вячеслав Дмитриевич ДУДКА, губернатор Тульской области
Родился 23 апреля 1960 г. в Туле. В 1982 г. с отличием окончил Тульское высшее артиллерийское инженерное училище. Кандидат технических наук, профессор.
С 1982 по 1998 г. проходил службу в частях Главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны. Полковник запаса.
С 1998 г. – первый заместитель генерального конструктора и начальника ГУП «Конструкторское бюро приборостроения», главный инженер предприятия.
С 2005 г. – губернатор Тульской области.
Член Государственного совета РФ. Почетный академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук. Академик Российской академии проблем безопасности, обороны и правопорядка. Академик Российской академии проблем подъема экономики России.
Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалями «За боевые заслуги», «За безупречную службу в ВС СССР», «За отличие в военной службе» I и II степеней; орденами cвятого благоверного князя Димитрия Донского II степени, святого князя Александра Невского I степени, святителя Николая Чудотворца; Петра Великого I степени, орденом «Добродетель–Благородство–Мужество», а также почетным знаком Олимпийского комитета России «За заслуги в развитии олимпийского движения в России».
Лауреат премии Правительства РФ за разработку и создание новой техники, премии им. С.И. Мосина, премии им. святого князя Александра Невского.
Почетный гражданин города-героя Тулы.
Женат. Имеет троих детей.
Журнал "Бюджет" №3 март 2007