В 2010 году, как явствует из отчета Минюста, в стране было обнаружено 4355 региональных законодательных актов, не соответствовавших федеральным законам. Это те документы, по которым была проведена правовая экспертиза. В результате 3443 акта были исправлены. Всего же в отчетный период поступило на экспертизу 88,6 тыс. местных законов. Приходится признать, что огромная бюрократическая машина государственной вертикали во многих случаях работает на холостом ходу.
В Центральном федеральном округе не соответствует федеральному законодательству 683 закона, в Северо-Западном – 494, в Южном – 230, в Северо-Кавказском – 123, в Приволжском – 1108, в Уральском – 230, в Сибирском – 996, в Дальневосточном – 491.
В пятерке лидеров по некачественному законодательству – Воронежская, Нижегородская, Пензенская и Новосибирская области, а также Санкт-Петербург. В этих регионах существует разный подход к работе над ошибками. К примеру, воронежские власти уже за год поправили 179 законов из 203 забракованных актов. А вот в Петербурге исправлять положение не торопятся: там из 147 ошибочных актов исправлено было только 13.
Глава комитета по законодательству парламента Санкт-Петербурга Светлана Коновалова пояснила, что брак идет в основном за счет распоряжений и постановлений местной исполнительной власти: «Как только мы получаем заключение от Минюста, тут же включаем целую систему отработки этих вопросов. Где-то они приходят к мнению, что погорячились, где-то мы уступаем – если считаем, что замечания к нам обоснованны. У нас постоянно идет процесс приведения в соответствие с их заключениями. Представителей Минюста приглашают в комитет по законодательству». В юридическую службу питерского правительства корреспонденту «НГ» вчера дозвониться не удалось. Заметим, нынешний губернатор региона Валентина Матвиенко, – бывший полпред в Северо-Западном федеральном округе, и кому как не ей понимать важность этих вопросов.
Сергей Попов, советник по правовым вопросам председателя Совета Федерации Сергея Миронова, отмечая большую работу Минюста по приведению в порядок местных законов, считает, что проблема есть, и довольно серьезная: «Большим количеством незаконных актов субъектов РФ в течение длительного времени, до рассмотрения их Министерством юстиции, пользуются граждане. Потом закон меняется, и люди становятся жертвами этой чехарды». Нарушаются права граждан и организаций, уверен эксперт, «потому что они вынуждены зачастую отстаивать свои права в суде, теряя на этом время, деньги»: «Особо я отметил бы, что этим затрудняется нормальная деятельность предпринимателей».
Проблема эта возникла около 10 лет назад, напоминает первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин: «Полпреды должны были следить, чтобы местное законодательство соответствовало федеральному. Регионалы тогда были сильными, влиятельными людьми, заседавшими в Совете Федерации. Они стремились диктовать свои условия Центру. Поэтому борьба за приведение в соответствие законов связана с общим уменьшением влияния регионалов». Во-вторых, указывает Макаркин, тогда борьба с региональным влиянием рассматривалась как борьба с сепаратизмом и носила приоритетный для государства характер: «Сейчас регионалы ослаблены – в Совфеде их фактически нет, отменена выборность губернаторов, политически главы регионов лояльны Центру, все работают на ЕР и т.д. Поэтому интерес к проблеме снизился».
Однако в таком равнодушии к проблеме таится потенциальная опасность, уверен эксперт: «Если есть федеральный закон, но ему противоречит региональный, возникает вопрос: какие нормы работают? Речь идет о тысячах важных документов. Получается, что законы пишутся в одной плоскости, а население живет в другой...» Отсюда, считает собеседник «НГ», и вырастает тот самый правовой нигилизм граждан, с которым постоянно призывает бороться президент Дмитрий Медведев: «Здесь опасен сам принцип нарушения единого правового пространства. У нас к этим принципам отношение достаточно спокойное, пока речь не идет об опасности сепаратизма... Но граждане уже привыкли к мысли, и это очень плохо, что главное – не следование законам, а быть в хороших отношениях с начальством».
Здесь – истоки проигрыша в борьбе с коррупцией, утверждает собеседник «НГ», подчеркивая, что в будущем «может возникнуть прецедент несоответствия и по политически значимым законам, если в регионах почувствуют, что это возможно».
Между тем институт полпредов, предназначенный для решения всех этих проблем, продолжает существовать в весьма комфортном режиме. Чиновники сменяют друг друга на престижных постах, и уходящие в отставку делают это с чувством выполненного долга. Напомним, что в одном только Южном федеральном округе исполняли обязанности уже четверо полномочных представителей президента: Виктор Казанцев, Владимир Яковлев, Дмитрий Козак, Григорий Рапота. Сегодня на этом посту – Владимир Устинов.
Хотя эксперты считают его в нынешнем виде архаичным и предвидят в недалеком будущем его трансформацию. К примеру, член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко сказал «НГ»: «Регулярно появляются слухи об укрупнении регионов. И если это произойдет, то должности новых руководителей будут представлять собой некий синтез между постами нынешних губернаторов и полпредов. Я думаю, что этот вопрос будет решаться. Потому что ситуация абсолютно противоречивая. Огромное количество неработающих и постоянно меняющихся законов явно мешает функционировать государству. От них нужно избавляться. Но по частям это делать невозможно. Нужно повышать эффективность государственной власти в целом». Но об этом никто сейчас не думает, подчеркивает собеседник «НГ»: «Ситуация похожа на канадский хоккей. Власти думают – вот мы забросим шайбу, укрепим регионы, а под это опять будем изобретать законы, отменяя те, которые были».