Согласно отчету Standard & Poor’s, в 2011 и 2012 годах текущие балансы российских региональных и местных органов власти (РМОВ) в среднем немного ухудшатся в сравнении с 2010-м, несмотря на дальнейший рост их доходов. "Это, с нашей точки зрения, обусловлено политическим давлением, направленным на повышение таких расходов РМОВ, как оплата труда бюджетников и социальные нужды, в преддверии парламентских выборов в декабре 2011 года и президентских выборов в 2012 году, а также в связи с очень скромным уровнем таких расходов на сегодняшний день",— прокомментировал отчет кредитный аналитик Standard & Poor’s Борис Копейкин.
По расчету Standard & Poor’s, прямой долг российских региональных и местных органов власти будет по-прежнему расти и к 31 декабря 2011 года его суммарный объем может достичь 1,25 трлн руб. против 1,05 трлн руб. в 2010 году. При этом уже в текущем году темпы роста заимствований могут замедлиться по сравнению с периодом 2009–2010 годов и составить менее 20% против 25–30%. "Допуская возможность некоторого ухудшения текущих балансов РМОВ, мы считаем, что значения дефицитов с учетом капитальных расходов в 2011–2012 годах останутся в среднем не более 3% общих доходов бюджетов",— отмечается в отчете.
Кроме того, дополнительные расходы, по версии Standard & Poor’s, приведут к еще более заметным различиям в финансовых показателях регионов, поскольку "самые сильные из них весьма существенно отличаются от самых слабых по способности справиться с этими расходами". "Учитывая это, мы продолжаем считать, что в следующие год-два способность РМОВ взвешенно подходить к росту расходов, несмотря на политическое давление и потребности, останется основным фактором, определяющим финансовые показатели и, следовательно, кредитоспособность РМОВ, как это было и в 2009–2010 годах",— отмечает господин Копейкин.
Основную политику в области долга по-прежнему будут определять два региона — Москва и Московская область, на долю которых приходится почти половина общего объема долга и более 70% рублевых облигаций и которые, по предположению Standard & Poor’s, планируют в 2011 году довести бюджетный дефицит до минимума. Но учитывая значительное давление на текущие расходы и невысокие показатели ликвидности, аналитики агентства предполагают, что с таким уровнем расходов на погашение и обслуживание долга некоторые регионы будут подвержены рискам рефинансирования. "Из-за ограниченной емкости российского рынка облигаций и кредитов, проявившейся в 2008–2009 годах, у РМОВ могут неожиданно возникнуть трудности с обеспечением рефинансирования задолженности на приемлемых условиях,— поясняется в отчете.— Краткосрочная структура долга, предполагающая высокие расходы на обслуживание и погашение, а также риски рефинансирования будут оказывать существенное сдерживающее влияние на уровень кредитоспособности многих регионов в 2011–2013 годах".