Версия для печати 1339 Материалы по теме
Регионам выставили счет за выборы

бюджет
Предстоящие парламентские и президентские выборы негативно повлияют на бюджеты российских регионов, пришли к выводу аналитики агентства Standard & Poor’s. Регионы будут вынуждены больше финансировать социальную сферу, что в итоге уже к концу года повысит объем их суммарного долга до 1,25 трлн руб. против 1,05 трлн руб. по итогам 2010 года. При этом рефинансировать существующие долговые обязательства, по расчетам агентства, смогут далеко не все.

Согласно отчету Standard & Poor’s, в 2011 и 2012 годах текущие балансы российских региональных и местных органов власти (РМОВ) в среднем немного ухудшатся в сравнении с 2010-м, несмотря на дальнейший рост их доходов. "Это, с нашей точки зрения, обусловлено политическим давлением, направленным на повышение таких расходов РМОВ, как оплата труда бюджетников и социальные нужды, в преддверии парламентских выборов в декабре 2011 года и президентских выборов в 2012 году, а также в связи с очень скромным уровнем таких расходов на сегодняшний день",— прокомментировал отчет кредитный аналитик Standard & Poor’s Борис Копейкин.

По расчету Standard & Poor’s, прямой долг российских региональных и местных органов власти будет по-прежнему расти и к 31 декабря 2011 года его суммарный объем может достичь 1,25 трлн руб. против 1,05 трлн руб. в 2010 году. При этом уже в текущем году темпы роста заимствований могут замедлиться по сравнению с периодом 2009–2010 годов и составить менее 20% против 25–30%. "Допуская возможность некоторого ухудшения текущих балансов РМОВ, мы считаем, что значения дефицитов с учетом капитальных расходов в 2011–2012 годах останутся в среднем не более 3% общих доходов бюджетов",— отмечается в отчете.

Кроме того, дополнительные расходы, по версии Standard & Poor’s, приведут к еще более заметным различиям в финансовых показателях регионов, поскольку "самые сильные из них весьма существенно отличаются от самых слабых по способности справиться с этими расходами". "Учитывая это, мы продолжаем считать, что в следующие год-два способность РМОВ взвешенно подходить к росту расходов, несмотря на политическое давление и потребности, останется основным фактором, определяющим финансовые показатели и, следовательно, кредитоспособность РМОВ, как это было и в 2009–2010 годах",— отмечает господин Копейкин.

Основную политику в области долга по-прежнему будут определять два региона — Москва и Московская область, на долю которых приходится почти половина общего объема долга и более 70% рублевых облигаций и которые, по предположению Standard & Poor’s, планируют в 2011 году довести бюджетный дефицит до минимума. Но учитывая значительное давление на текущие расходы и невысокие показатели ликвидности, аналитики агентства предполагают, что с таким уровнем расходов на погашение и обслуживание долга некоторые регионы будут подвержены рискам рефинансирования. "Из-за ограниченной емкости российского рынка облигаций и кредитов, проявившейся в 2008–2009 годах, у РМОВ могут неожиданно возникнуть трудности с обеспечением рефинансирования задолженности на приемлемых условиях,— поясняется в отчете.— Краткосрочная структура долга, предполагающая высокие расходы на обслуживание и погашение, а также риски рефинансирования будут оказывать существенное сдерживающее влияние на уровень кредитоспособности многих регионов в 2011–2013 годах".

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно