Версия для печати 1746 Материалы по теме
Инновации в России интересуют всего 30 регионов из 83

инновации
На инновации в 2011 году в федеральном бюджете выделено 742 млрд руб. Несмотря на значительность суммы, это всего 1,37% ВВП при норме 2,5–4% ВВП. Но это не главное препятствие в переходе на инновационные рельсы. Критично то, что бизнес пока мало заинтересован в модернизации производств, а государство, выделяя большие средства, мало стимулирует предпринимателей к шагам в сторону новейшей экономики.

Вчера, в первый день работы XIV Инновационного форума в Томске, чиновники и эксперты в который раз попытались найти способы трансформации ресурсозависимой российской экономики в инновационное русло. «Нас радуют происшедшие перемены, но тревожат оставшиеся проблемы», — задал тон дискуссии хозяин форума губернатор Томской области Виктор Кресс.

Список проблем, озвученный губернатором, оказался действительно внушительным. Среди преград, встающих на пути инноваторов, г-н Кресс назвал набивший оскомину закон о госзакупках, непрекращающуюся череду мелочных проверок и бюрократический пресс, задавивший академические университеты.

«Сейчас всего лишь 30 регионов из 83 проявляют инновационную активность», — продолжил разговор замминистра финансов Александр Новак. По его словам, денег на экономику знаний выделяется достаточно. «На инновационные проекты федеральный бюджет в 2011 году выделит 742 млрд руб., что составляет 1,37% ВВП», — отметил он. В прошлом году объем финансирования был куда меньше — 419 млрд руб.

Вместе с тем чиновник отметил, что в развитых странах федеральная поддержка инноваций составляет 2,5–4% ВВП. Причем это всего лишь одна треть средств, тратящихся на инновации. В России ситуация обратно пропорциональна: доля государственных денег по отношению к частным составляет три к одному. По мнению г-на Новака, основная проблема инноваций в России — незаинтересованность в них бизнеса.

«Роль государства состоит не только в том, чтобы инфраструктуру поддерживать, но и в том, чтобы финансировать фундаментальные исследования и быть связующим звеном между фундаментальной наукой и коммерциализацией инноваций», — подчеркнул г-н Новак, прибавив, что Минфин готов поддерживать инновационно-активные регионы.

Локомотивом инноваций могут быть и власть, и бизнес, и рядовой потребитель, уверен ректор РАНХ Владимир Мау. Государство должно само генерировать инновационный спрос через объявление стимулирующих инновационную деятельность закупок, а бизнес и потребители — на спрос реагировать. Одним из критериев запуска экономист считает существенную модернизацию законодательства, которое до сих строится на принципах индустриального развития.

По ироничному признанию г-на Мау, сама постановка вопроса «Как запустить инновации?» поначалу повергла его в недоумение. В связи с этим ректор разрядил обстановку анекдотом про Вовочку, говорившего о том, что «у нас не только спутник запустили, но и сельское хозяйство запустили». «Нужно пожелать, чтобы экономика знаний запустилась, а не была запущена», — подхватили позже тезис г-на Мау в кулуарах форума.

Еще один рецепт отказа от ресурсной иглы и перехода к инновационной экономике эксперты получили от вице-президента фонда «Сколково» Олега Алексеева. «Пора и в государственных компаниях создавать комитеты по технологическому развитию, отдавать эти комитеты в руки ученых», — призвал он.

Руководитель администрации президента Сергей Нарышкин выразил всеобщее мнение, подчеркнув безальтернативность перехода России на инновационную экономику. По его мнению, ключ к успеху — продуманная политика привлечения инвестиций. «Регионам нецелесообразно экономить на преференциях для серьезных инвесторов, для инновационных и модернизационных проектов», — посоветовал он.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно