Ее участники пришли к выводу, что в России созданы все условия для формирования правового государства: Конституция, которая обеспечивает разделение властей, а также достаточно эффективные исполнительная и судебная системы. Однако эти предпосылки еще не означают, что государство действительно стало правовым - зачастую в спорах побеждает "сильный", а не "правый".
Это проявляется во многих отраслях. К примеру, согласно федеральному закону, кредитные учреждения должны принимать все меры, чтобы помочь клиентам выбраться из сложной ситуации, погасить просроченный долг. Вместо этого они переуступают свое право коллекторам. Хотя это противоречит ряду статей нескольких федеральных законов и кодексов.
- Суды, как правило, встают на сторону кредитного учреждения, а не гражданина. Надо создавать механизмы, гарантирующие соблюдение прав вкладчиков, обязательного страхования вкладов явно недостаточно, - замечает Александр Братко, профессор Московской государственной юридической академии.
Именно мотивами защиты "слабого" руководствовались разработчики нового Гражданского кодекса. Напомним, что задачу модернизировать ГК поставил президент еще в 2008-м. Поправки, что называется, назрели: предыдущий вариант ГК писался 20 лет назад, и хотя он до сих пор считается одним из лучших в Европе, не в полной мере отражает реалии современного гражданского оборота. В конце 2009 года концепция совершенствования ГК РФ утверждена на совете по кодификации законодательства, еще год ушел на подготовку законопроекта. Наступил решающий этап - внесение в Госдуму. И тут развернулись острые дискуссии.
- Можно трактовать изменения ГК как очередные бюрократические барьеры для малого и среднего бизнеса. Ничего подобного - это нормальные правовые механизмы по предотвращению правонарушений, подобные действуют и в Европе,- говорит Вениамин Яковлев, советник президента России. - Необходимо стабилизировать гражданский оборот, чтобы сделки нельзя было легко разрушить, когда не хочется выполнять условия договора. Безотзывные доверенности, неснижаемая неустойка - с помощью этих инструментов можно ущемить в правах более слабых участников. Такая экономика непривлекательна для инвесторов.
На вопросы дотошных журналистов, кто эти таинственные силы, жаждущие реванша экономической "свободы" 90-х, советник президента ответил иносказательно: все, кто в мутной воде недостаточного правового порядка ловит рыбку. Причем это люди весьма влиятельные, богатые. Среди оппонентов также много юристов, которые за 20 лет научились зарабатывать состояния на недостатках правовой системы.
Кстати, предприниматели тоже согласны с тем, что российская правовая система не слишком привлекательна для инвесторов. Инвестиционное законодательство, по их мнению, слишком разнородно: многочисленные нормативные акты, некоторые из которых приняты еще в РСФСР, зачастую противоречат друг другу, не согласуются с отраслевыми. К тому же они не отражают всей специфики экономических отношений. К примеру, размытое определение инвестиций не позволяет конкретизировать, на каких инвесторов распространяются льготы, а на каких - нет. Не описаны все договорные формы инвестиционной деятельности, в том числе частно-государственного партнерства, поддержки инвесторов муниципалитетами и субъектами РФ. Не установлены случаи инвестиционного иммунитета представителя иностранного государства в РФ. Как результат - в прошлом году наша страна привлекла всего 14 миллиардов долларов инвестиций, при этом отток капитала превысил 30 миллиардов.
К тому же остро не хватает информации по применению нормативных актов, актуальных для инвесторов, поэтому возникает предвзятое отношение к российской правовой системе.
- Мы недавно проводили переговоры с китайской компанией. Иностранные партнеры настаивали на применении юрисдикции любого государства ЕС, только не России. На мой взгляд, реальных оснований для этого не было. Просто у зарубежных предпринимателей недостаточно знаний о существующей в РФ правовой системе, правилах ведения бизнеса и гарантиях для инвесторов. Я думаю, надо организовать постоянную площадку в Интернете по вопросам гармонизации законодательства разных стран, на которой все заинтересованные лица будут получать компетентные ответы как от ученых, так и от юристов, работающих в корпорациях, - рассуждает Андрей Козицын, генеральный директор УГМК-Холдинга.
Еще один способ привлечения стратегических инвесторов предложил Сергей Цыганов, доцент кафедры экономических теорий УрГЮА. С его точки зрения, кризис дал неплохой шанс России перетянуть на себя инвестиционное одеяло, надо только предоставить глобальным инвесторам гарантию рынка сбыта продукции, целевые налоговые льготы при капстроительстве и НИОКР, безвозмездное пользование федеральным или региональным имуществом на срок окупаемости проекта. Таким образом, уверен Цыганов, Россия сможет перейти от узкоформатной модернизации (развития отдельных высокотехнологичных производств и очаговых инвестпроектов) к настоящему слому устаревших производительных сил, реализовать особо крупные проекты (стоимостью не меньше 30 миллиардов рублей).