25 апреля 2024 года
Версия для печати 15420 Материалы по теме
Три способа пополнить муниципальную казну

фомичев
Один из потенциалов развития сельских территорий — земля и водные объекты. Об интересном опыте эффективного управления данными ресурсами и о возможностях увеличения доходной базы сельских территорий рассказывает Сергей Николаевич ФОМИЧЕВ, руководитель финансового управления Усть-Кубинского района Вологодской области.

Каждая сельская территория независимо от того, в каком субъекте РФ она расположена, обладает определенным набором ресурсов, которые при умелом и рациональном использовании дают возможность увеличивать доходы местных бюджетов. Наиболее значимы трудовые, природные, энергетические ресурсы, инженерная инфраструктура и др. Если говорить о природных ресурсах, то Усть-Кубинский район не богат полезными ископаемыми. Самое ценное для нас — это земля и водные объекты: река Кубена и озеро Кубенское, главной достопримечательностью которого является уникальный вид рыбы — нельмушка.

Кубенское озеро и приозерная полоса — одно из самых привлекательных мест Вологодчины для рыболовов и охотников. Здесь много водоплавающей птицы, а количество лосей в охотничьих угодьях района едва ли не самое большое в области. Усть-Кубинские леса примечательны и тем, что это место обитания зубров. «Поцелованный богом край» — так называл наше Заозерье В. П. Чусов, долгие годы руководивший Усть-Кубинским районом. Сегодня администрация района прилагает много усилий для того, чтобы эффективно использовать для развития муниципального образования, а значит, и для повышения качества жизни людей, все то, чем наделила природа эту территорию.

Налог на землю должны платить все

Половина земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых составляет 334 млн руб., в период с 1992 по 1994 год была передана в долевую собственность работникам сельскохозяйственных предприятий района. Начиная с 2006 года земельный налог на данные территории не начислялся. Потери бюджетов сельских поселений составили более 3 млн руб. Для нашего маленького района это весьма большая сумма. Причина возникновения данной ситуации достаточна проста. Кадастровая служба предоставляла налоговым органам информацию о размере долей в гектарах. А, как известно, для расчета налога облагаемая площадь земельного участка должна указываться в виде дроби, выражающей размер доли. В результате налоговые органы не могли исчислить данный налог.

Чтобы исправить возникшую ситуацию и привлечь собственников к уплате земельного налога, по согласованию с налоговыми органами был проведен эксперимент в двух сельских поселениях — Богородском и Высоковском. Работники администрации поселений провели работу по уточнению данных на собственников земельных долей. Финансовое управление района по уточненным данным рассчитало размеры долей собственников в дробных значениях и направило их в налоговую инспекцию. Налоговый орган начислил земельный налог за три года (2006–2008 гг.) и предъявил налоговые уведомления гражданам для оплаты. Казалось бы, были проведены элементарные действия, но каков результат! По Богородскому сельскому поселению поступления доходов по земельному налогу увеличились почти в 44 раза, а по Высоковскому — более чем в три раза. (см рис. 1).

Продажа земель

рис 1
Одним из источников увеличения доходной части бюджетов сельских территорий является реализация земельных участков. Небольшая удаленность от Вологды, хорошая транспортная доступность, красивейшие места манят в наш район жителей городов. На имидже нашей территории положительно сказывается и ежегодный «Праздник лодки». Благодаря поддержке правительства Вологодской области этот праздник в текущем году будет проводиться уже одиннадцатый раз, и с каждым годом участников становится все больше. Увеличивается и количество желающих приобрести земельные участки в нашем районе, а это в свою очередь ведет к развитию дачного и жилищного строительства и увеличению доходной базы района.

Чтобы добиться максимального эффекта от продажи земельных участков, в администрации района в составе Управления имущественных отношений в 2009 году был образован земельный отдел. Основные функции данного отдела — выявление неиспользуемых земельных участков (которые не приносили никакого дохода), организация проведения землеустроительных работ по формированию земельных участков, независимой оценки стоимости сформированных участков и, наконец, продажа участков через открытые аукционы. За 2009–2010 годы проведено 44 аукциона, на которых было продано 6,3 га земли (см. табл. 1). В итоге в бюджеты муниципальных образований района поступило 9,6 млн руб. К примеру, доходы от продажи земли по Высоковскому сельскому поселению составили 5,4 млн руб. С учетом того, что у нас имеется в запасе 19 тыс. га свободных земель, это огромнейший потенциал для формирования и пополнения доходной части бюджетов сельских поселений. Просто нужно приложить некоторое усилие, чтобы эффективно использовать этот ресурс.

Налог на имущество физических лиц: борьба с уклонистами

таблица
Реализация свободной земли стала стимулом к дачному, жилищному строительству и, следовательно, увеличению количества плательщиков налога на имущество физических лиц. Как известно, взимание налога на имущество физических лиц регулируется Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц», согласно которому необходимость уплаты этого налога связывается с государственной регистрацией имущества. К тому же основаниями для исчисления налога являются данные об инвентаризационной стоимости имущества по состоянию на 1 января каждого года. Это приводит к тому, что, имея объект налогообложения, но не имея данных об его инвентаризационной стоимости, исчислить налог невозможно. Зная это, граждане умышленно уклоняются от технической инвентаризации объектов. Необходимо отметить тот факт, что в рамках так называемой дачной амнистии на территории района граждане за последние три года зарегистрировали в собственность более 100 объектов недвижимого имущества, при этом ни по одному из зарегистрированных объектов не была произведена техническая инвентаризация. Следовательно, ни один из собственников не платит налога на имущество.

Чтобы собственники имущества не забывали о своей конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги, в порядке эксперимента на территории района в текущем году создана мобильная группа, которая займется выявлением таких граждан и привлечением их к уплате налога на имущество, в том числе за заборы, ограды, павильоны, стадионы, фонтаны, пешеходные дорожки, дороги для транспорта, мосты, бассейны, артезианские скважины, колодцы, трансформаторные подстанции, любые коммуникационные сети и т. д. Факты использования возведенных, но неоформленных объектов будут документироваться при помощи видеофотосъемки, а участковые инспекторы выявят владельцев (собственников) объектов. По результатам будут составляться акты, а сформированные материалы передаваться в налоговые органы с предложением провести выездную налоговую проверку. К участию в выездных проверках должны привлекаться эксперты для определения инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Следует отметить и то, что, несмотря на все наши активные действия, в районе наблюдается тенденция к снижению налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц. Причиной всему — старение населения. Если на 1 января 2008 года удельный вес пенсионеров от общей численности населения района составлял 33 %, то на 1 января 2010 года он составил уже 34 %, а пенсионеры не являются плательщиками данного налога. Таким образом, к 2040 году при сохранении данной тенденции сельские поселения района могут потерять 2/3 количества налогоплательщиков.

Изменить ситуацию могли бы поправки к Закону № 2003-1, позволяющие включать в налогооблагаемую базу незавершенные строительством здания, сооружения. При этом расширение списка объектов обложения налогом на имущество физических лиц должно сопровождаться изменением градации налоговых ставок. Необходимо увеличить порог суммарной инвентаризационной стоимости, по которой применяется минимальная ставка налога, до 1 млн руб. По имуществу стоимостью свыше 1 млн руб. надо уменьшить предельную ставку налога не менее чем в два раза. Нужно снижать налоговое давление (бремя) на граждан путем уменьшения ставок налога, но при этом увеличивать количество налогоплательщиков. Платить должны все, но понемногу.

В заключение хочу сказать, что планомерно организованная работа по привлечению доходов и повышению эффективности использования материальных ресурсов позволяет наполнять казну муниципальных образований, выполнять и даже перевыполнять бюджетные назначения по доходам. Что в свою очередь позволяет органам местного самоуправления в полной мере выполнять обязательства по решению вопросов местного значения.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно