Франция, один из глобальных лидеров в сфере государственно-частного партнерства, накопила богатый опыт в управлении ГЧП и привлечении инвесторов, в том числе в региональную и муниципальную инфраструктуру. С учетом того, что Российская Федерация стремится активно развивать это направление, форум стал хорошей возможностью обменяться опытом и перспективами партнерства с зарубежными коллегами.
На форуме были рассмотрены законодательный, контрактный и финансовый аспекты государственно-частного партнерства, во второй части прошли круглые столы и представлены проекты ГЧП по различным отраслям: водоснабжение, утилизация твердых бытовых отходов, теплоснабжение, энергоэффективность.
О. В. Морозов: «ГЧП станет основной формой сотрудничества Франции и России в рамках реализации Стратегии развития Северного Кавказа»
Выступая с приветствием от Федерального Собрания РФ, заместитель Председателя Государственной думы РФ О. В. Морозов назвал главной задачей законодателей создание всей необходимой правовой базы для эффективного развития государственно-частного партнерства в России. Говоря о партнерстве с Францией, вице-спикер подчеркнул, что в последние годы обе страны демонстрируют высочайший уровень и динамику развития российско-французских отношений: «Недавно лидеры наших стран договорились о реализации крупного совместного проекта на Северном Кавказе, в рамках которого Франция окажет всестороннюю помощь в развитии курортов Северного Кавказа. Французская сторона готова предложить России опыт строительства горнолыжных и морских курортов, помочь с нормативно-правовой базой, стратегией маркетинга и сбыта». По мнению О. В. Морозова, тема форума очень актуальна в связи с принятием Стратегии развития Северного Кавказа, поскольку формы, в которых будут реализовываться проекты, разрабатываемые в рамках стратегии, имеют прямое отношение к ГЧП. «Франция продвинулась в реализации различных форм ГЧП, и поэтому сегодняшний форум — это очередная возможность изучить имеющийся опыт», — сказал вице-спикер.
Жан де Глиниасти: «На государственном уровне целесообразно поддерживать межмуниципальные и межрегиональные проекты в области ГЧП»
Посол Франции в России Жан де Глиниасти отметил важность международного сотрудничества в области ГЧП, и в первую очередь на муниципальном уровне. «Правительство Франции придает большое значение сотрудничеству между регионами и городами наших стран. Это позволяет получать максимальную пользу от разнообразия наших территорий. Я с радостью отмечаю, что некоторые российские и французские муниципалитеты выстраивают совместные проекты, например Бордо и Санкт-Петербург. Поэтому на государственном уровне целесообразно поддерживать межмуниципальные и межрегиональные проекты в области государственно-частного партнерства, проводить программы подготовки кадров для их реализации», — сообщил посол.
Как отметил г-н де Глиниасти, главные темы форума — коммунальное хозяйство и транспорт, они относятся к кругу важнейших вопросов для местных властей и предприятий, и здесь у России и Франции есть огромное поле для взаимодействия. «Иностранные компании, которые начинают работу во Франции, часто положительно отзываются об уровне местного коммунального хозяйства. Еще в начале XIX века во Франции муниципальные власти и частные предприятия сотрудничали, чтобы предоставить наилучшие услуги гражданам. Этот способ взаимодействия — государственно-частное партнерство — способствовал развитию многих крупных концернов, таких как „Veolia“, „GDF“, „Syez“, „Vinci“, „Boygues“, которые стали мировыми лидерами. Этот принцип развивается и в России, некоторые уже вступили в коммерческие отношения с французскими партнерами, в частности, компания „Vinci“ участвовала в концессии автодороги „Москва—Петербург“, а компания „Dalkia“ — в концессии сети теплоснабжения в Сланцевском районе Ленинградской области. Также напомню о концессии водоснабжения фирмы „Veolia“ в Томске. Другие проекты еще только готовятся, например, концессия на услуги электроснабжения фирмы „ERDF“ и холдинга „МРСК“ в Томске», — рассказал посол.
Также господин де Глиниасти отметил, что в условиях истощения энергоресурсов и воздействия климатических изменений энергосбережение приобретает первостепенное значение: «Возникают новые задачи: изыскание новых форм производства тепла, таких как новые ТЭЦ, использование биомассы; повышение энергоэффективности на каждом этапе производства, транспорта и потребления энергии; оптимизация транспортных сетей и модернизация общественного транспорта. Недавно созданный франко-российский центр по энергоэффективности будет способствовать взаимодействию всех участников этого процесса, ставшего одним из приоритетов российского правительства».
А. А. Попов: «Проблема износа в сфере ЖКХ может быть решена только путем привлечения частных инвестиций»
Заместитель министра регионального развития РФ А. А. Попов отметил, что в последнее время сфере жилищно-коммунального хозяйства уделяется огромное внимание: очень многое сделано в создании нормативно-правовой базы, в продвижении многих государственных проектов. Однако, констатировал А. А. Попов, остается достаточно много проблем, в первую очередь касающихся нормативно-правового обеспечения государственно-частного партнерства в этой сфере. По словам замминистра, «в настоящее время готовится целый пакет нормативно-правовых актов, план мероприятий именно в части привлечения инвестиций и дальнейшего развития государственно-частного партнерства, который будет в ближайшее время рассмотрен Правительством РФ и принят». Это, в числе прочего, позволит продвинуться в решении проблемы износа основных фондов в ЖКХ, на что требуется более 6 трлн руб. инвестиций. А. А. Попов уверен, что проблема износа может быть решена только одним способом: с помощью привлечения частных инвестиций, включая средства населения и иностранные инвестиции.
Н. А. Асаул: «У ГЧП нет альтернативы с точки зрения оптимальности решений»
Заместитель министра транспорта РФ Н. А. Асаул в своем выступлении отметил, что цель взаимодействия бизнеса и государства — это не только привлечение финансовых средств, но и поиск оптимального со всех точек зрения решения для реализации того или иного проекта. «В этом отношении у инструмента ГЧП нет альтернативы», — уверен замминистра. Н. А. Асаул напомнил, что в нынешнем году был принят закон о дорожных фондах, которые будут создаваться и на федеральном, и на региональном уровнях. Так будут расширены источники для обновления российской инфраструктуры.
И. А. Вдовин: «В 2010 году доля России в мировом объеме прямых иностранных инвестиций составила всего 1,24 процента»
В рамках форума прошел круглый стол «Инвестиционная политика Сибирского федерального округа», модератором которого выступил председатель правления Национального агентства прямых инвестиций И. А. Вдовин. По его словам, в 2010 году мировой объем прямых иностранных инвестиций равнялся 1,122 трлн долл., а доля России в нем составила всего 1,24 % (13,8 млрд долл.). Не считая Южной Африки, это самый низкий показатель среди стран БРИКС. Для сравнения, доля Китая составила 9,5 % (105 млрд долл.). «Столь незначительный объем вызывает у руководства страны и у региональных властей очень большую озабоченность. При этом среди стран, инвестирующих в Россию, по-прежнему лидируют Кипр, Нидерланды и Германия, и эта статистика оставляет желать лучшего», — подчеркнул И. А. Вдовин и выразил надежду, что после форума и других аналогичных мероприятий доля прямых инвестиций Франции в Россию, и особенно в Сибирский федеральный округ, значительно возрастет.
«Готовясь к этому круглому столу, мы попытались найти детальную и достоверную информацию о Сибирском федеральном округе, которая дала бы возможность крупным инвесторам рассматривать этот регион в качестве возможного места для размещения своего бизнеса, вложения инвестиций. Но, к сожалению, сайт www.sibfo.ru, который информирует о Сибири в целом, существует только на русском языке, вся информация, размещенная на нем, относится к периоду до 2007 года и ее довольно мало. Из тех 13 миллиардов долларов прямых инвестиций, которые привлекла Россия, на долю Сибирского федерального округа приходится менее 6 процентов (763 миллиона долларов). При этом потенциал Сибири просто колоссален: население составляет около 20 миллионов жителей — это половина населения Франции, большие запасы полезных ископаемых, потребительский рынок, так как Сибирь находится в центре огромной платформы, имеющей выход на
В. А. Толоконский: «Без инвестиций вряд ли можно говорить об ускорении и повышении качества развития страны»
В работе круглого стола принял участие полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе В. А. Толоконский. Он убежден, что все задачи развития страны могут решаться только за счет наращивания инвестиционного процесса. «Без инвестиций вряд ли можно говорить об ускорении и повышении качества нашего развития. При этом совершенно очевидно, что инвестиции в Россию в целом и в подавляющее большинство регионов, в том числе в Сибирь, крайне малы, поэтому и не получается с нужным темпом, нужным качеством решать важные задачи экономического и социального развития», — подчеркнул В. А. Толоконский. По его мнению, очень важно сегодня обновить и усилить федеральное законодательство, регулирующее многие инвестиционные процессы, а также сформировать, во многом заново, региональное законодательство. «Федеральное законодательство частично сформировано, есть уже административная практика и по концессиям, и по государственно-частному партнерству, и по поддержке инвесторов, по формированию институтов развития, но тем не менее я утверждаю, что этого еще недостаточно. Что же касается регионального законодательства, то его качеством мы не можем быть удовлетворены, хотя в каждом регионе есть нормативно-правовая база, регулирующая процесс привлечения инвесторов, поддержку малого и среднего бизнеса, в ряде регионов уже есть специальные законы о государственно-частном партнерстве. Однако, когда задаешь вопрос, сколько предприятий за год воспользовалось государственной поддержкой по региональному законодательству, то оказывается, что не больше 10, это означает, что законодательство неэффективное», — отметил В. А. Толоконский.
Как считает полпред Президента РФ, опыт Франции в сфере ГЧП очень интересен, но Франция — страна с развитой рыночной экономикой. «В России другие географические, природно-климатические факторы, другая отраслевая специфика — это не туризм, а огромные нефтегазовые, металлургические, машиностроительные секторы экономики, поэтому масштаб инвестиционного участия государства должен быть совершенно иным. Формируя инвестиционную политику в Сибирском регионе, мы должны понимать, что для целого ряда территорий и для целого ряда отраслей экономики, чтобы привлечь инвестора, организовать инвестиционный процесс, одних рыночных стимулов недостаточно», — считает В. А. Толоконский. При этом, подчеркнул полпред президента, «я не сторонник наращивания объемов государственных инвестиций, когда государство выступает как прямой инвестор, необходимо создавать условия для стимулирования частных инвестиций».
В. А. Толоконский отметил, что у Сибири есть целый ряд конкурентных преимуществ, которые делают регион очень привлекательным в рыночном отношении: географическая близость к растущим рынкам Китая и Юго-Восточной Азии, несколько городов-миллионеров — Новосибирск, Омск, Красноярск, которые являются точками инвестиционного роста, богатство Сибири топливно-энергетическими и другими природными ресурсами, высокая мощность по генерации электроэнергии. Таким образом, подытожил полпред Президента РФ свое выступление, главная задача федерального центра — создавать инвестиционное законодательство, институты развития, формировать условия для инвестиционного процесса, а конкретные проекты, инвестиционная инициатива должны исходить от региона, который взаимодействует с потенциальными инвесторами напрямую.