В Государственной думе 30 июня состоялось заседание круглого стола на тему: «Разграничение полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан».
В его работе приняли участие депутаты федерального парламента, представители Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Общественной палаты РФ, Российской академии медицинских наук, а также региональных и муниципальных органов власти.
Предметом обсуждения стали поправки к проекту федерального закона № 534829-5 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Они законодательно обеспечат передачу части полномочий муниципалитетов в сфере здравоохранения субъектам РФ. По словам председателя Комитета Госдумы по охране здоровья О. Г. Борзовой, перед заседанием основательно потрудились две рабочие группы. Но главной задачей круглого стола было выслушать прежде всего представителей регионов. Их зарегистрировалось в общей сложности 70 человек, и некоторые выступления были достаточно эмоциональными.
Передача дополнительных полномочий должна быть подкреплена материально. Как заметила Г. С. Изотова, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике, «невозможно сделать хороший закон без денег». А расстаться с деньгами и материальной базой готовы не все муниципальные образования, и особенно те, у кого эти деньги и база есть. Так, мэр Хабаровска А. Н. Соколов призвал парламентариев законодательно защитить экономически крепкие муниципалитеты. По мнению мэра, отношения между ними и губернаторами при разграничении полномочий в сфере охраны здоровья должны строиться только на договорных началах. Имущество медицинских учреждений — это, вообще, предмет спора между региональными и местными властями. В Екатеринбурге, например, такой спор вылился в настоящую информационную войну.
О том, что у разных муниципальных образований разные возможности и разные проблемы, напомнила глава администрации Вяземского района Смоленской области И. В. Демидова. Малым городам и сельским районам элементарно не хватает младшего и среднего медперсонала, а также врачей всех специальностей. Заинтересовать и удержать людей можно, предоставляя им жилье, но средства на это есть не у всех муниципальных образований. Большинство муниципалитетов существует в условиях дефицита бюджета. Им без поддержки региональных властей не обойтись, и передача полномочий явится для них скорее благом. Ничего страшного в такой передаче не увидел и начальник отдела здравоохранения Минусинска (Красноярский край) Д. А. Чепрасов. В сфере охраны здоровья, по его убеждению, тоже необходима вертикаль, «чтобы решать вопросы легко и просто».
Передача полномочий субъектам Федерации — единственно верное решение, сказала начальник департамента здравоохранения Томской области О. С. Кобякова. Ответственность за ситуацию в социальной сфере все равно лежит на губернаторах, и для региональных бюджетов новые полномочия обернутся новыми финансовыми рисками. Но рисковать надо. Соглашения же с муниципальными образованиями — это нормально, и Томская область, по ее словам, их уже практикует. У регионов, которые раньше других начали готовиться к разграничению полномочий, сегодня проблем нет, подтвердила председатель Комитета Госдумы О. Г. Борзова.
Откладывать принятие и реализацию поправок к закону нельзя, заявил председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования А. В. Юрин, как бы подведя итог дискуссии. Наличие с 2005 года у многих муниципальных образований полномочий, не обеспеченных финансами, привело, по его оценке, к «дезорганизации отрасли». Централизация неизбежна — к такому выводу пришли участники «круглого стола». Уменьшить возможные издержки этого процесса помогут публичность и подробная отчетность о расходовании бюджетных средств.