Версия для печати 12106 Материалы по теме
юрлин
О том, что волнует город сегодня, рассказывает глава муниципального образования ЗАТО город Снежногорск Юрий ЮРЛИН.

Много лет наличие судоремонтного завода «Нерпа» в пос. Вьюжном (позже переименованном в Мурманск-60, а затем в город Снежногорск) Мурманской области было государственной тайной. Этот завод, детище отечественного ВПК, начали строить в 1964 г. для технического обслуживания и модернизации атомных подводных лодок четвертого поколения. Вместе с заводом развивался и поселок судоремонтников. В 1980 г. ему был присвоен статус «закрытого» города областного подчинения.
Изначально в Снежногорске всем владел завод, но в 1989 г. по взаимному соглашению началась передача социальных объектов и жилищного фонда в муниципальную собственность. Решение стало весьма своевременным: государство неуклонно сокращало гособоронзаказ, и «Нерпа» оказалась в трудном финансовом положении. Выход из сложной ситуации руководство Снежногорска и завода искали вместе. В 1993 г. Снежногорск как закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) стал получать финансирование из федерального бюджета. Завод, освобожденный от несвойственных ему функций, все средства направил на производство: освоил ремонт гражданских судов, включился в российско-американскую программу по утилизации отслуживших свой срок атомных подводных лодок. Это позволило сохранить уникальный опыт, технологии и кадры. Сейчас ФГУП СРЗ «Нерпа» работает стабильно, определив для себя приоритеты: экологическая безопасность Северо-Западного региона и поддержание боеготовности кораблей Северного флота.
Снежногорск стал одним из самых благоустроенных городов Мурманской области. Здесь проживает более 15 тыс. человек. Средний возраст горожан – 40 лет. На протяжении последнего десятилетия в Снежногорске рождаемость превышает смертность. Создана социальная инфраструктура. Благодаря тому, что администрация города поддерживает малый бизнес и вкладывает средства в альтернативные формы торговли, население обеспечено товарами, работают предприятия общественного питания и муниципальный рынок.
За последние годы в рамках программы капитального строительства, финансируемой из федерального бюджета, построены роддом и современный тренажерный зал, а также открытый стадион – самый северный на Кольском полуострове.

– Юрий Петрович, с 1 января 2006 г. ЗАТО включены в новую схему разграничения расходных полномочий между бюджетами разного уровня и в общую систему межбюджетного регулирования. Как теперь живется «закрытому» городу?
– Не скрою, трудно. Только особый статус ЗАТО и финансовая помощь, получаемая из федерального центра на решение общегосударственных задач, позволяют сдерживать резкое падение доходной части бюджета. В бюджет ЗАТО уже не зачисляются налоги и сборы в особом порядке, который ранее был установлен федеральным законодательством. Поэтому в 2006 г. налоговых доходов в местный бюджет поступило всего 80,7 млн руб. (для сравнения: в 2005 г. – 189 млн). Одним из источников пополнения местной казны являются неналоговые доходы, к которым относится арендная плата за землю. До 2006 г. она полностью зачислялась в доход бюджета ЗАТО. Однако в новых межбюджетных условиях зачисляется лишь 50%, другая половина поступает в областной бюджет. Такая пропорция будет сохраняться до разграничения права на землю, а для этого нужно провести работы, которые оцениваются в 9 млн руб. Высокодотационному городу изыскать такие средства просто невозможно. Складывается парадоксальная ситуация: финансовую помощь в виде субвенции на решение данной проблемы муниципалитет не получает ни из федерального, ни из областного бюджетов, а в результате городская казна теряет 50% от суммы арендной платы.
В условиях новых межбюджетных отношений с субъектом РФ на выравнивание бюджетной обеспеченности с 2006 г. из областной казны бюджетам ЗАТО выделяются дотации. Но если в 2006 г. их суммы в полном объеме перекрывали потери бюджетов по недополученным налогам, то в 2007 г., после принятия на уровне области минимальных расходов бюджетов при расчете межбюджетных трансфертов, дотации снизились почти вдвое. Итогом установления новых межбюджетных отношений и проводимой в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ политики бюджетного выравнивания стало уменьшение доходной базы ЗАТО. В таких условиях крайне трудно не допустить сокращения количества и снижения качества услуг, предоставляемых населению органами местного самоуправления ЗАТО.
Дополнительные сложности создает проводимая административная реформа, целью которой назывались максимальное приближение и доступность государственных услуг для населения. Но в результате разграничения полномочий важнейшие государственные услуги (социальная защита, а с 1 января 2008 г. – опека и попечительство, выплата жилищных субсидий) для большей части населения станут дальше, поскольку полномочия переходят на областной уровень.
– Особый статус ЗАТО ограничивает возможности привлечения инвестиций для развития территории. Какой опыт в этой сфере есть у Снежногорска?
– Мы не имеем права регистрировать на своей территории организации с иностранным капиталом. Но изыскиваем возможности участвовать в проектах с зарубежными инвестициями, например в сфере теплоэнергетики. В 1997 г. администрация города и Северная финансовая корпорация по окружающей среде (NEFCO) – организация Союза Скандинавских стран, привлекающая инвестиции в сферу экологии и окружающей среды в Центральной и Восточной Европе, – начали поэтапное обновление системы теплоснабжения в рамках проекта «Энергия-50»; затем был запущен энергетический проект ERUS-9704. Их внедрение позволило модернизировать котельную и перевести город на снабжение от единого теплоисточника. Продолжилась реконструкция теплосетей за счет средств, выделяемых из федерального бюджета и местной казны. В результате, оказывая качественные услуги, мы ежегодно экономим 8 тыс. тонн мазута (в денежном эквиваленте – около 50 млн руб.), а значит, сдерживаем рост платы за коммунальные услуги для населения. В условиях Севера, где отопительный сезон длится 10 месяцев, это очень важно.
– Какая проблема Вас, как главу ЗАТО, волнует сейчас больше всего?
– Обеспечение населения жильем. Сейчас в очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий находится около 500 человек. По меркам нашего небольшого города это очень много. Мы пытаемся решить проблему. В частности, за счет средств федерального бюджета реконструировано три дома гостиничного типа, большую часть квартир там получили молодые семьи. Мы первыми в области стали применять санкции к злостным неплательщикам за жилищно-коммунальные услуги. Администрация обращается в суд с исками о выселении должников из квартир с предоставлением им жилья по нормам общежития – из расчета 6 кв. м. Безусловно, это крайняя мера. В суде рассматриваются все обстоятельства дела, заключаются мировые соглашения, но если должник уклоняется от исполнения, администрация передает в службу судебных приставов исполнительный лист для реального выселения. В 2005 г. 38 семей выселено на площадь по нормам общежития, 8 семей – без предоставления жилья; в 2006 г. соответственно 66 и 2.
Мы ведем учет выморочного имущества (квартир, собственники которых умерли, не оставив наследников). В 2006 г. Мурманская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах подготовила пять исковых заявлений в арбитражный суд для передачи такого жилья в муниципальную собственность.
Однако названные меры не позволяют удовлетворить потребности граждан в жилье. Кроме того, нужно строить новые дома, чтобы на судоремонтный завод «Нерпа» приезжали работать молодые специалисты – им, молодым, обеспечивать боеготовность Северного флота, охраняющего северные рубежи нашей Родины.

Журнал "Бюджет" №4 апрель 2007 г.
Поделиться