Роскошные офисы, золотые часы на руках и дизайнерские костюмы в гардеробе руководителей еще ни о чем не говорят. Иногда единственное, что хорошо получается у данной юридической фирмы, это вытягивать деньги из клиентов.
Как отличить место, где вам точно помогут, или как минимум честно и подробно разберутся с вашей проблемой, от конторы, где вас будут пугать страшилками и обещать сто процентный результат, лишь бы вы заплатили? Ассоциация юристов России намерена составлять рейтинги адвокатских и юридических компаний, по которым будет в значительной степени видно, кто есть кто на российском рынке юридических услуг.
Основная задача такого рейтинга указать гражданам и бизнесу на наиболее опытные, стабильные и ответственные организации. На первом этапе идет речь о юридических компаниях. Возможно, будет идти речь и об адвокатских бюро.
— В рабочую группу, которая готовит проект создания рейтинга, входят представители Минюста, — сказал «РГ» член правления Ассоциации юристов России, руководитель Национального юридического бюро Дмитрий Позоров. — Министерство юстиции озабочено проблемой повышения качества юридических услуг, и получилось, что Ассоциация юристов России и Минюст одновременно начали работать в этом направлении и сегодня решили объединить свои усилия. Наша задача: предоставить гражданам и организациям ориентир, публичную и проверенную информацию.
По его словам, идея рейтинга возникла после анализа российского рынка юридических услуг. Не секрет, что качество правовой помощи зачастую оставляет желать лучшего, и это — мягко говоря.
Любой судья может рассказать массу историй, когда «мастерство» адвоката буквально топило клиента. После помощи иных юридических консультантов надо нанимать целые бригады правоведов, чтобы исправить негативные последствия. Юрист, конечно, не доктор. Но его «искусство» тоже может свести человека в могилу, если скальпель (перо) оказались в руках дилетанта.
— Когда-то было лицензирование юридической деятельности, потом это лицензирование отменили, — говорит Дмитрий Позоров.- Сегодня любой человек, даже не имеющий юридического образования, может создать юридическую компанию и оказывать псевдоуслуги.
Однако и возрождать лицензирование, по мнению многих экспертов, не выход. Не все административные барьеры одинаково полезны: у некоторых появляется побочный эффект в виде коррупции и засилья бюрократических процедур. Поэтому Ассоциация юристов решила пойти другим путем, более демократичным. Просто предоставив для публичного использования проверенную информацию, которая будет, в свою очередь, предоставляться самими организациями, естественно, добровольно.
— Поскольку Ассоциация юристов России является основной площадкой, объединяющей практически все цеха юридической профессии, то возникла идея именно на базе ассоциации провести рейтингование юристов, — говорит Дмитрий Позоров, — прежде всего, чтобы хоть как-то показать гражданам и рынку, какие компании более-менее надежны, качественны и социально ответственны.
Среди критериев, по которым юридические конторы будут попадать в рейтинг, — количество социальных программ (проектов), количество успешных проектов, срок работы на рынке профессиональных юридических услуг, уровень образования сотрудников и многое другое. Сейчас как раз заканчивается разработка соответствующей методики.
Авторы проекта пытаются выстроить рейтинги в первую очередь именно по качеству услуг. Казалось бы, это очевидно, однако на самом деле задача не так проста. Как рассказывают специалисты, в западных рейтингах (в них, кстати, фигурируют и российские компании) по большей части смотрят на прибыль, обороты фирмы, (численность сотрудников), другие числовые показатели. Логика понятна, но у нас есть специфическая действительность. Конечно же, юрист — не альтруист. Но в нашем гражданском обществе, находящемся в «больном» состоянии в части правосознания и правоприменения, юрист не имеет права думать исключительно о деньгах. Он — как доктор. Если доктор в эпидемию будет оказывать помощь только тем, кто оплатил лечение, то сколько народу скончается, не дождавшись этой помощи?
Отечественным юристам предлагают другие критерии. Один из них, по словам разработчиков проекта, — это социальные проекты и социальная ориентированность компании. Эксперты постараются разобраться, что хорошего фирма сделала для граждан?
Предполагается, что у хорошей компании, претендующей на высокие места в рейтинге, должно быть в «послужном списке» не менее трех социальных проектов. Скорее всего, речь идет не о благотворительности, хотя это все вещи обсуждаемые. Но для юриста важно прежде всего, чем он помог обществу как профессионал. Например, в зачет пойдут бесплатные консультации, безвозмездная подготовка заключений на социально ориентированные законопроекты.
— Если бизнесу нужен какой-то закон, понятно, что деловое сообщество или конкретные корпорации профинансируют работу над ним. А где надо, там и подтолкнут по мере сил, — сказал «РГ» один из авторов проекта, кандидат юридических наук Игорь Редькин — Законопроекты же, которые позволяют улучшать жизнь граждан, часто идут по остаточному принципу: если дойдут руки, если про них не забудут и тому подобное. Мы считаем, что в правовом сообществе должно стать хорошим тоном работать в первую очередь над социально значимыми законопроектами«.
Еще один критерий отбора: количество юристов-членов АЮР. Это не значит, что «посторонним» вход в топ запрещен. Однако, как поясняют разработчики проекта, если сотрудники организации входят в ассоциацию, значит, они разделяют принципы и подходы, которые она пропагандирует. А это тоже важный показатель.
В целом эксперты внимательно изучат персональные досье сотрудников фирмы: уровень образования, научные степени, опыт работы. Профессиональные награды и премии только приветствуются.
Будет учитываться и срок работы компании. Предполагается вносить в рейтинг только компании, существующие не менее 10 лет. Чем старше фирма, тем больше баллов. Хотя, в силу понятных причин, юридических компаний старше 20 лет у нас вряд ли много найдется. Так что большинству компаний придется еще много лет трудиться над своим честным именем. Вряд ли надо объяснять, почему долгожители имеют фору.
Дополнительные бонусы принесет прозрачность работы компании, в том числе и прозрачность ценообразования. Почему юристы фирмы просят именно столько, а не меньше (больше)? А минусы будут ставится за жалобы на компанию. Сейчас обсуждается вопрос, чтобы Ассоциация юристов начала сбор информации о недобросовестных участниках рынка юридических услуг. Возможно в дальнейшем АЮР сможет выполнять функции СРО.
Техническую работу при составлении рейтингов будут выполнять рейтинговые агентства. Сейчас Ассоциация юристов ведет переговоры с рядом таких агентств, в ближайшее время от них ожидаются предложения по технологии работы. Планируется выбрать одно-два агентства, которые и будут расставлять компании по местам. Первоначально в рейтинг попадут исключительно организации — юридические компании. Обсуждается участие и адвокатских бюро. Юристов, работающих в статусе ИП или адвокатов, выстроить по ранжиру, полагают эксперты, сейчас тяжело.
Зато в перспективе может быть создан рейтинг репутации представителей других юридических профессий, например, адвокатов, нотариусов или медиаторов (специалистов по примирительным процедурам). Такие планы есть, если смотреть за горизонт. Но, скажем, в отношении примирителей есть вопросы. Сейчас идут споры, считать ли специалистов по мирным процедурам юристами. Если да, им прямая дорога в рейтинг. Если нет, и делом мира смогут заниматься слесари, врачи, учителя, психологи, то в юридические рейтинги их могут не взять. Хотя, конечно, медиаторы и оказывают правовые в своем роде услуги.