О регулировании государственных закупок для нужд научных учреждений и выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ говорили участники круглого стола, который в августе прошел в РИА «Новости». Были приглашены заместитель министра экономического развития РФ А. Е. Лихачев, директор Департамента государственной научно-технической политики и инноваций Министерства образования и науки РФ А. В. Наумов, директор Департамента развития Федеральной контрактной системы Министерства экономического развития РФ О. В. Анчишкина, начальник Управления ориентированных исследований Российского фонда фундаментальных исследований С. А. Цыганов, а также ряд представителей научного сообщества.
Ученые в очередной раз подвергли критике Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». По этому поводу они уже трижды начиная с марта 2011 года обращались к Президенту РФ и Председателю Государственной думы. По их общему мнению, следует вывести научно-исследовательские организации и университеты из-под действия данного закона. Как отметил научный сотрудник Института биоорганической химии РАН Д. М. Чудаков, в действительности самый важный фактор при исполнении государственного заказа — квалификация исполнителя, а не цена. Если, например, закупается некачественное оборудование по низкой цене, то о какой экономии бюджетных средств можно говорить? Кроме того, указанный закон ограничивает расходование любых внебюджетных средств, в том числе и тех, что поступают институтам в рамках договоров от коммерческих компаний. Это отталкивает малый и средний бизнес от взаимодействия с научными организациями и вузами.
«Закупить по более низкой цене реактив — это во многих случаях значит загубить эксперимент. Ученые сами хорошо знают, какой поставщик дает продукцию нужного качества», — сказал А. В. Наумов. И привел еще один пример из практики: сегодня негосударственные гранты на научные исследования расходуются достаточно оперативно и свободно, а вот бюджетные (скажем, выделяемые Президентом РФ молодым ученым) могут дойти до адресата только через торги. На то, чтобы соблюсти всю процедуру согласно Закону № 94-ФЗ, проходит не менее двух месяцев, а это нередко ведет к приостановке исследований, подчеркнул представитель Минобрнауки.
«Мы не можем конкурировать с китайскими или индийскими институтами, которые могут выполнить такие же работы. Но они делают это быстро, а мы нет», — продолжил тему Е. В. Шеваль, старший научный сотрудник НИИ физико-химической биологии МГУ. А вопрос скорости очень важен в современном мире. Россия просто отстанет в области инноваций, сделал вывод ученый. Чтобы избежать такого финала, об эффективности исследований надо судить по конечному результату. Проконтролировать все и вся через систему госзакупок здесь просто невозможно.
Замминистра Минэкономразвития России А. Е. Лихачев сообщил, что последние поправки к Закону № 94-ФЗ, вступившие в силу 24 апреля, являются не только попыткой решить текущие проблемы, но и началом перехода к новой контрактной системе. Министерство считает необходимым принять специальный закон, который будет ее регулировать. Сейчас над проектом закона работают российские и зарубежные специалисты. Заказчик должен получить большую степень свободы, но его ответственность за результат тоже возрастет. По словам заместителя министра, необходим и более широкий общественный контроль за госзакупками. Именно для большей открытости решено разместить проект закона «О федеральной контрактной системе» на интернет-сайте министерства. Выступавший призвал участников круглого стола вместе потрудиться над законопроектом, а О. В. Анчишкина раскрыла некоторые детали документа. Для борьбы с демпингом на торгах предполагается сделать следующее: если победитель предложит цену на 25 % меньше первоначальной, он будет обязан объяснить и обосновать структуру такой цены.