Но деловой климат в стране по-прежнему трудно назвать благоприятным. Чтобы изменить ситуацию, по решению Президента РФ создан институт инвестиционных уполномоченных в федеральных округах. Наш собеседник — инвестиционный уполномоченный и заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Сергей Михайлович ЗИМИН.
— Сергей Михайлович, Северо-Западный федеральный округ состоит из регионов с разным социально-экономическим положением. Какими вам видятся дальнейшие перспективы этой территории? Может ли быть некая общая стратегия для всех субъектов Федерации, входящих в округ?
— Мы не можем рассматривать округ как единую территорию. Это совокупность территорий разных регионов. Их социально-экономическое развитие определяется, с одной стороны, геополитическим положением, с другой — системой экономического районирования, сложившейся в советский период, определявшей экономическую специализацию регионов и развитие базовых отраслей народного хозяйства.
Сейчас система социально-экономического регионального развития принципиально иная. На основе прогнозов развития экономики и оценок демографической ситуации выстраиваются индикаторы социального развития на определенный период. Главным инструментом реализации стратегий и планов социально-экономического развития регионов определены инвестиционные программы, формирующиеся органами власти и местного самоуправления. И вот здесь важен принцип построения таких программ. Единственно правильным подходом, на мой взгляд, является оценка инвестиционных предпочтений частного капитала, а государство при необходимости может корректировать данный процесс в рамках своих программ социально-экономического развития, определяя приоритетные и проблемные проекты для возможного предоставления государственных преференций.
Если же говорить об общей стратегии для Северо-Западного федерального округа, то в ноябре ее будет рассматривать Правительство РФ. Это единый документ на срок до 2020 года, согласованный с Министерством регионального развития РФ и субъектами РФ. Все интересы регионов там отражены, и регионы его поддерживают. В проекте учтены индикативные показатели социально-экономического развития, которые рассчитаны на основе научных прогнозов. Точки роста определялись исходя из предложений Минрегиона. Скажем, Санкт-Петербург в перспективе — центр научно-технического развития, инноваций, перерабатывающего производства. Таков приоритет города, предложенный федеральным центром и поддержанный субъектом РФ. В данном случае все интересы совпали.
А вот Республика Карелия была в свое время определена Минрегионом как центр развития туризма, и здесь, казалось бы, должна быть соответствующая инвестиционная политика. Но основными инвестиционными предпочтениями и бюджетообразующими секторами экономики в Карелии являются добыча и переработка леса, а также добыча нерудных полезных ископаемых. Инвесторы туда в основном и вкладываются. Частный бизнес лучше видит рынок и наличие ресурсов, поэтому вопрос приоритетов должен решаться на двух уровнях. Должно быть некое видение федерального центра, администрации и в то же время оценка инвестиционного процесса «снизу».
— Президент России 3 августа назначил вас инвестиционным уполномоченным в СЗФО. Каковы ваши первые шаги в этом качестве и есть ли уже план действий на перспективу?
— На сегодня мой аппарат принял на рассмотрение более 30 проектов от самых разных инвесторов. Скажу сразу: мы не занимаемся привлечением инвестиций в регионы, это задача других структур. Мы не оцениваем целесообразность или нецелесообразность проектов, мы обязаны поддерживать любые проекты, которые уже стартовали и столкнулись с административными ограничениями. Типичный случай, например, отказ предоставить в аренду земельный участок по причине нецелесообразности. Это часто практикуют муниципальные образования в отношении малых компаний. Или отказывают в открытии магазина под предлогом достижения норматива шаговой доступности. Такой отказ и нелогичен, и противоречит закону, так как максимальный потолок доступности не установлен... У меня сегодня в течение дня было четыре встречи с инвесторами, которые жалуются на необоснованные ограничения. Боюсь, когда заработаем в полную силу, таких обращений будет не четыре, а 400 в день. Такова ситуация в нашем округе, да и в России тоже.
Что касается планов, то мы определили порядок взаимодействия аппарата полпредства с федеральными и региональными властными структурами по сопровождению частных инвестиций. В соответствующем регламенте четко указаны функции контрольных групп в регионах, которыми будут руководить наши главные федеральные инспекторы. Они и станут оценивать обстановку, действия или бездействие администраций. Следующий шаг — информирование бизнеса через наш интернет-ресурс и ресурсы субъектов РФ, чтобы инвесторы знали, по какому вопросу куда обращаться. Будем информировать их также через Российский союз промышленников и предпринимателей, торгово-промышленные палаты, ассоциации предпринимателей.
Другое направление — мониторинг инвестиционного климата. С этой целью в рамках Ассоциации экономического взаимодействия «Северо-Запад» мы открываем электронную площадку для регистрации заявленных проектов. Любой инвестор сможет зарегистрироваться как желающий вложить деньги в те или иные сектора экономики. Чиновники смогут видеть инвестиционные предпочтения бизнеса, а бизнес будет знать, какие сегменты рынка наиболее популярны с точки зрения инвестиций. В перспективе работа инвестиционных уполномоченных должна привести к ревизии всей созданной за 20 лет федеральной нормативной базы. Мы должны убрать с помощью Минэкономразвития и Минюста массу ограничений для бизнеса, которые туда по разным причинам попали. От них, кстати, больше страдают иностранные инвесторы. Наши умеют найти лазейки...
— Продолжая тему инвестиций, хотелось бы спросить, какие стимулы вы считаете наиболее действенными для привлечения частных инвесторов, в том числе из-за рубежа. Верите ли вы в эффективность государственно-частного партнерства и государственных гарантий для крупных инвестиционных проектов?
— Для частных инвесторов есть два главных стимула — снижение уровня административного вмешательства в экономику и стабильное законодательство. Что касается ГЧП, то его механизм пока только вырабатывается. Мы еще не имеем достаточно примеров, чтобы подвести итог, видеть конечный результат партнерства. Но перспектива в этой сфере есть — именно в части предоставления государственных гарантий, хотя гарантии не обязательно должны быть бюджетными. Один пример. Есть поручение Президента РФ по привлечению частных инвесторов в сферу переработки бытовых отходов. И в СЗФО сейчас стартует несколько проектов по строительству мусороперерабатывающих заводов. Для таких предприятий мусор — источник сырья, но управляют этим потоком муниципальные власти. Если вдруг сменится глава муниципалитета и будет принято решение открыть другой полигон, то уже построенный завод неизбежно обанкротится. Защиты от подобных решений нет, инвестиционные меморандумы — документы юридически ничтожные. Нужны более эффективные меры по защите инвестиций — такой железобетонный документ, всем бумагам бумага, чтобы предприниматель знал, что государство от него не отвернется.
— Президент РФ, выступая с Бюджетным посланием, говорил о децентрализации властных полномочий. В связи с этим можно ожидать повышения роли местного самоуправления. Что надо сделать, чтобы у муниципальных образований появилась необходимая для этого база — и кадровая, и финансовая?
— С кадрами дело обстоит неважно во всей системе государственного управления. Раньше их выращивали постепенно, сегодня эта традиция потеряна. Новый глава муниципалитета полностью чистит свой аппарат, новый глава района или, не дай бог, региона делает то же самое. Нет преемственности на уровне среднего звена, поэтому нет источника формирования кадрового резерва. Все чиновники понимают, что могут остаться не у дел, и страхуются. К чему это приводит, объяснять не надо... Поэтому принципы кадровой политики надо пересматривать для всех уровней власти.
Что касается децентрализации, то здесь нужен очень аккуратный подход. Если говорить об экономике, может возникнуть проблема координации экономической политики регионов, гармонизации законов. Децентрализация должна быть эффективной, иначе зачем она? Так, три года назад службы занятости были переданы на региональный уровень, зарплаты их работникам стали выплачивать субъекты РФ. Пособия же по безработице по-прежнему выплачиваются из федерального бюджета, а саму безработицу создает экономическая политика регионов. Сейчас рассматривается вопрос о передаче выплаты пособий на региональный уровень. Но одновременно необходимо определить источник пополнения бюджета субъектов, например оставив им чуть большую долю налога на прибыль. Для этого хватит 0,3 процента данного налога. Но тогда бы мы значительно повысили экономическую заинтересованность регионов в реальном обеспечении занятости. Чем выше была бы занятость, тем больше денег получал бы бюджет субъекта. Тогда в регионе подумали бы, стоит ли сносить объекты, например, мелкорозничной торговли в массовом масштабе и плодить безработицу. С 1 января 2012 года субъекты РФ получат и другие дополнительные полномочия. Посмотрим, как региональные власти ими распорядятся.
— Мировой финансовый кризис ударил по многим предприятиям в регионах России, и одним из его последствий стал рост безработицы. Исключительно мерами социальной защиты проблему не решить. Возможно, выход — в содействии частичной миграции населения из депрессивных городов и регионов? Вообще какой должна быть долгосрочная государственная политика на рынке труда?
— Последствия экономического кризиса для Северо-Западного федерального округа в 2010 году по некоторым позициям были более тяжелыми, чем в Российской Федерации в целом. Численность экономически активного населения по сравнению с 2008 годом сократилась на 1,6 процента (в среднем по стране — 0,4 процента) и составляет на сегодня 7,53 миллиона человек. Численность занятых уменьшилась на 2 процента против 0,34 процента по России в целом и составляет 7,15 миллиона человек. При этом уровень занятости, хотя и сократился, но превышает российский показатель. В СЗФО он составляет 67,2 процента, по РФ — 63,8. Во втором полугодии 2011 года коэффициент напряженности еще больше снизился и составляет 0,6 пункта. Отдельные регионы уже испытывают острую нехватку рабочей силы.
Сегодня нужна программа централизованного привлечения рабочей силы. В рамках Ассоциации «Северо-Запад» мы планируем создать ресурсный кадровый центр, который будет заниматься в том числе и вопросами миграции. Мешает традиционная оседлость нашего населения, которое даже в период кризиса не стало искать работу в других регионах, устраивалось поближе к дому. Но существуют другие страны СНГ — например, Белоруссия, с которой правительства регионов могли бы заключить необходимые соглашения. Готовы ли мы разместить людей? В Санкт-Петербурге за это уже взялись, потому что здесь наиболее сложная обстановка с трудовыми ресурсами. Кроме того, налицо структурное несовпадение спроса и предложения на рынке труда, и такую ситуацию мы наблюдаем не только в городе на Неве. Поэтому ограничения на миграцию надо снимать, хотя, конечно, нельзя пускать процесс на самотек, иначе мы получим массу нелегалов. И обязательно надо обеспечить нормальные условия пребывания мигрантов. Они едут с хорошей мотивацией зарабатывать, и этим надо воспользоваться. Нехватка трудовых ресурсов — минус для России и существенный тормоз в инвестиционном процессе.
— В связи с расширением территории Москвы появились высказывания о возможности повторения подобного сценария применительно к Санкт-Петербургу. Целесообразен ли такой шаг в отношении Северной столицы? Мог бы он дать импульс ее дальнейшему развитию?
— Мне трудно оценить целесообразность такого шага. К примеру, условия существования бизнеса в Санкт-Петербурге и Ленинградской области очень разные и экономически соединить эти два субъекта РФ было бы очень сложно. Хотя в принципе укрупнение территории дает свои плюсы — например, ведет к сокращению бюджетных издержек... Но я хочу подчеркнуть, что практических действий по расширению Санкт-Петербурга пока никто не предпринимает. Высказывания, которые звучали в СМИ, — на сегодня только мнения, не более того.