25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 6430 Материалы по теме
Нужны ли России мегапроекты?

мегапроекты
Участники III Общероссийского форума «Инфраструктурные проекты России: партнерство бизнеса и власти», состоявшегося в октябре в Москве, признали, что масштабные инвестиции в инфраструктуру сегодня нужны стране как никогда. Однако возможности государства небезграничны: чтобы преодолеть растущее инфраструктурное отставание, нужно вовлекать в этот процесс частных инвесторов, в том числе иностранных. А с этим пока есть серьезные проблемы.

В центр дискуссии был помещен тезис о том, что страна остро нуждается в так называемых мегапроектах, то есть мощных инфраструктурных проектах со значительным объемом инвестиций, которые бы оказывали долгосрочное влияние на социально-экономическое развитие всей страны. Модератор заседания председатель правления Национального агентства прямых инвестиций И. А. Вдовин напомнил, что за подобные инициативы государство нередко упрекают в гигантомании и стремлении использовать мобилизационные модели развития страны, свойственные советской плановой экономике. Как нельзя кстати президент Союза нефтегазопромышленников России Г. И. Шмаль с ностальгией вспомнил о прорывных инфраструктурных проектах советской эпохи, начиная со знаменитого плана ГОЭЛРО. Неплохим примером успешного советского мегапроекта, экономический эффект от которого Россия ощущает до сих пор, по его мнению, может служить реализация стратегии развития западно-сибирского нефтегазового комплекса.

«Великие стройки нужны и сегодня, но следует понимать, зачем», — считает член Совета Федерации А. П. Починок. Он призвал исходить из того реального положения, в котором находится страна: население сокращается, и в его структуре в ближайшем будущем будут преобладать пенсионеры. Кроме того, отметил бывший министр труда, страна очень мало работает. По данным А. П. Починка, в 2010 году средний россиянин трудился всего 106 дней. Поэтому путь наращивания социальных расходов — тупиковый. «Если направлять деньги на проедание, никакого развития не будет. Нам нужно менять страну. Нужно сокращать расстояния, делать ее более компактной», — сказал сенатор. Таким образом, полагает он, в первую очередь необходимо реализовывать инфраструктурные проекты в транспортной сфере, поскольку Россия с ее огромными расстояниями остро нуждается в современных скоростных автомобильных и железных дорогах. «Настоящий мегапроект — это проект, с помощью которого государство переделывает целый регион и тащит за собой огромный шлейф бизнеса», — сказал Починок. В этом смысле Олимпиада в Сочи или чемпионат мира по футболу 2018 года также вполне отвечают упомянутым критериям.

По мнению председателя правления Центра развития государственно-частного партнерства П. Л. Селезнева, приоритет должен отдаваться не просто проектам, требующим огромных инвестиционных вливаний, а тем, которые дают конкретный социальный эффект. «Настоящие мегапроекты — это те проекты, в которых заинтересовано общество, непосредственно люди», — сказал он. Но для того, чтобы развивать проекты именно в социальной сфере, государство должно уметь приглашать бизнес на это поле деятельности. Для этого власть должна быть компетентным заказчиком и администратором, — сказал П. Л. Селезнев, отметив, что и в регионах, и на местном уровне не хватает квалифицированных чиновников. Сами идеи должны исходить от субъектов РФ и муниципальных образований, только тогда они могут быть полезными и эффективно реализовываться, заключил эксперт.

А. С. Еганян, представитель Первой инфраструктурной компании InfraONE, специализирующейся на реализации проектов по развитию региональной инфраструктуры, уверен, что проводить жесткий водораздел между мегапроектами и локальными инфраструктурными проектами не следует. «Призываю не подменять понятия, — сказал он. — Мегапроекты нужны, равно как и региональные проекты, а диспропорция между ними возникает потому, что мы видим большую концентрацию усилий со стороны федеральных властей, нежели со стороны региональных». По мнению А. С. Еганяна, это связано с ограниченностью как управленческого, так и инвестиционного ресурса, которым располагают губернаторы. В конечном счете регионы рассчитывают на федеральный бюджет как на главного инвестора. При этом эксперт напомнил, что инфраструктурные потребности России Всемирным банком оцениваются в 5 трлн долл., что примерно равно 15 федеральным бюджетам. «Региональным администрациям и бизнесу нужно постепенно наращивать экспертизу и компетенцию, умение иметь дело с инвестиционными инфраструктурными проектами в отличие от инфраструктурных бюджетных проектов», — полагает А. С. Еганян.

Как отметил замминистра регионального развития РФ Ю. В. Осинцев, крупные инфраструктурные проекты общефедерального масштаба важны еще и потому, что дают толчок технологическому развитию страны. В качестве примера он привел проект «Урал промышленный — Урал полярный», который, как он признал, вызвал немало споров. Инициатором этого проекта была не Федерация, а частные компании, прежде всего производители машиностроительной продукции. Кроме того, проект был поддержан заинтересованными регионами. С самого начала данная программа рассматривалась не как сырьевой проект, а в первую очередь как стимул для машиностроения, подчеркнул Ю. В. Осинцев. Так, одно из ключевых условий его реализации заключается в том, что 70 % осваивающей техники будет российского производства.

О том, какой реальный экономический эффект может дать реализация крупных инфраструктурных проектов, рассказал гендиретор ОАО «Компания Усть-Луга» М. Г. Широков. Впрочем, и здесь речь пока о долгосрочных планах. Порт Усть-Луга, расположенный в Лужской губе Финского залива, — это самый глубоководный и в перспективе крупнейший по грузообороту порт на Балтике. Планируется, что к 2018 году он выйдет на полную мощность и будет переваливать 180 млн тонн различных грузов в год. Кстати, этот проект также инициирован не государством, а бизнесом и позиционируется как один из первых успешных примеров государственно-частного партнерства. Соотношение государственных и частных средств в данном инвестпроекте составляет 1 к 7.

По словам М. Г. Широкова, порт должен стать точкой роста для всего региона. Он даст толчок формированию и развитию припортовой промышленно-производственной зоны, строительству нового поселения на 34,5 тыс. жителей, созданию зон для отдыха и туризма. В результате в Кингисеппском районе Ленинградской области должен возникнуть новый промышленно-экономический район федерального значения. Поступления в бюджет от новой промышленной зоны к 2030 году будут составлять 68 млрд руб. ежегодно.

М. Г. Широков отметил необходимость совершенствования законодательной базы в области государственно-частного партнерства. Помехами он назвал также отсутствие единых механизмов получения прав на землю при реализации комплексных проектов и порядка принудительного изъятия неиспользуемых земель.

Губернатор Калининградской области Н. Н. Цуканов представил участникам форума проект комплексного развития своего региона. Стоимость проекта составляет около 120 млрд руб., причем, как пояснил калининградский губернатор, две трети средств должны предоставить частные инвесторы. Проект предусматривает создание в регионе новых промышленных производств и объектов туристско-рекреационной сферы. Частные инвестиции должны обеспечить формирование янтарно-ювелирного и инновационного кластеров, игорной зоны, а также строительство завода по производству автокомпонентов и автосборке. В свою очередь федеральный и региональный бюджеты профинансируют строительство и реконструкцию автомобильных дорог, модернизацию аэропортовой инфраструктуры, строительство морского порта, развитие паромного сообщения с центральной частью России.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно