Версия для печати 4848 Материалы по теме
Новый шанс для регионов

клишина
Президентом РФ 3 декабря 2011 года был подписан Федеральный закон № 392-ФЗ «О зонах территориального развития РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Данный закон предусматривает, что на части территорий отдельных субъектов РФ в целях ускорения их социально-экономического развития за счет более активного привлечения инвестиций могут создаваться на 12-летний период зоны территориального развития. Марина Александровна КЛИШИНА, первый заместитель генерального директора Центра исследования бюджетных отношений

Перечень субъектов РФ будет определяться  на основе последних десятилетних значений по девяти показателям, характеризующим экономическое и социальное состояние региона (уровень развития промышленного и сельскохозяйственного производства, смертность населения в трудоспособном возрасте, доля длительной безработицы, миграционный прирост, среднедушевые доходы граждан, уровень расчетной бюджетной обеспеченности и т. п.). Перед составлением перечня регионов для каждого из этих показателей Правительством РФ будут устанавливаться предельные значения, методики расчета и порядок их применения. На сегодняшний день точной информации о составе регионов, имеющих право претендовать на создание зон территориального развития, пока нет. В то же время следует заметить, что на этапе отбора регионов, где могут создаваться зоны территориального развития, конкурсные процедуры отбора проводить не планируется. Решение о создании конкретной зоны будет приниматься также Правительством РФ на основе заявки региона и также без проведения конкурса.

В каждом регионе, где может быть создана зона территориального развития, на основе установленных в данном регионе значений показателей социально-экономического развития должно быть выбрано одно либо несколько муниципальных образований, имеющих документы территориального планирования и градостроительного зонирования, на чьей территории и будет функционировать зона. Резидентами зоны могут стать зарегистрировавшиеся в ней организации, запланировавшие реализацию на территории зоны инвестиционного проекта и представившие паспорт инвестиционного проекта по разрешенным рассматриваемым законом видам деятельности. К числу резидентов не могут быть отнесены ГУПы и МУПы, субъекты естественных монополий, организации с долей участия РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Впрочем, средства на развитие данных организаций могут быть направлены в рамках реализации проектов по созданию инфраструктуры зоны.

Плюсы для власти и бизнеса

Чем же интересен данный закон для региональных и местных властей, а также для организаций-резидентов? Организации-резиденты смогут претендовать на государственную поддержку в виде:

  • получения ассигнований из Инвестиционного фонда (методология отбора проектов утверждается Правительством РФ);
  • развития энергетической и транспортной инфраструктуры (в том числе объектов, находящихся в федеральной собственности);
  • упрощения процедур получения в аренду земельных участков;
  • получения на срок до десяти лет инвестиционного налогового кредита;
  • получения налоговых льгот.

Кроме того, по дополнительным заявкам резиденты смогут получать:

  • государственные гарантии РФ по кредитам;
  • субсидии из федерального бюджета региональным бюджетам в целях поддержки предпринимательской и иной экономической деятельности (для возмещения резидентам процентов по кредитам российских банков, возмещения затрат на уплату лизинговых платежей, развития инфраструктуры, включая сети инженерно-технического обеспечения).

Перечни мер государственной поддержки, приведенные в законе, не являются исчерпывающими, а следовательно, могут быть расширены с учетом потребностей резидентов и финансовых возможностей федерального и регионального бюджетов. Включенные в региональные законы классические меры поддержки инвесторов также могут безо всяких ограничений применяться в отношении резидентов зоны территориального развития. Удовлетворение заявок резидентов на получение государственной поддержки должно осуществляться по результатам проводимого в регионе отбора. Впрочем, продекларированные в законе обязательства федерального центра оказывать финансовую поддержку будут реальными лишь в случае включения в федеральный бюджет соответствующих норм при условии своевременного доведения региональными властями информации о потребностях в поддержке резидентов до федерального центра.

Для региональных властей помимо возможностей привлечения ассигнований федерального бюджета и Инвестиционного фонда дополнительным плюсом станет получение ряда полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной и муниципальной собственности.

Соглашаясь вводить на своей территории особый режим и получать федеральную поддержку, региональные власти должны обеспечить введение положений о создаваемой зоне в стратегию социально-экономического развития на долгосрочную перспективу1 (отразив в ней муниципалитеты, где планируется создание зоны, меры государственной поддержки резидентов зоны, планируемые к строительству объекты инфраструктуры, значения целевых показателей), а также заключить соглашение с Правительством РФ. В случае если запланированные значения целевых показателей не будут достигнуты по окончании этапов функционирования зоны, ее существование по решению Правительства РФ может быть досрочно прекращено. Неблагоприятный исход видится вполне возможным, поскольку состав целевых показателей поддается лишь косвенному влиянию со стороны региональных властей. Это создает дополнительные риски как для органов власти субъекта РФ, так и для организаций-резидентов, которые лишатся всех финансово-экономических плюсов, полученных ими в качестве резидентов.

Шаги на опережение

Предложенный рассматриваемым законом метод привлечения инвестиций ориентирован на то, чтобы путем применения экономических стимулов заинтересовать широкий круг инвесторов любого масштаба и на этом основании за 12 лет не только создать предпосылки для ускоренного развития, но и получить положительные результаты в регионе, где в последнее десятилетие значимых результатов достигнуть не удалось. Возможно ли это на практике?

Регионы, не имеющие внятной политики работы с инвесторами и не начавшие взаимодействие с ними уже сейчас, вряд ли смогут создать эффективную зону территориального развития. Важно сформировать понимание того, на каких территориях, какого рода новые организации будут действовать наиболее продуктивно (в том числе с учетом сложившегося размещения промышленных и сельхозобъектов), какого рода инфраструктура им может потребоваться (и в чьей собственности она должна находиться), каков кадровый потенциал территории, каково состояние в муниципалитетах документации территориального планирования и градостроительного зонирования и т. д. Кроме того, перед созданием каждой из таких зон целесообразно просчитывать финансовые последствия функционирования зоны для региональных и местных бюджетов, имея в виду временное недопоступление в региональные и местные бюджеты части налоговых платежей, а также необходимость финансирования из бюджетов инфраструктурных проектов.

Подобные шаги на опережение диктуются не только здравым смыслом, но и требованиями закона: перед началом функционирования зоны информация о муниципалитетах, потребностях в инфраструктуре, ожидаемых мерах поддержки должна найти отражение в региональной стратегии долгосрочного социально-экономического развития. Более того, при заключении соглашения с Правительством РФ потребуется указывать конкретные суммы и сроки финансирования инфраструктурных проектов из бюджетов всех уровней, разбивать 12-летний период работы зоны на этапы и устанавливать целевые значения показателей функционирования зоны по результатам каждого из этапов (за недостижение которых функционирование зоны может быть прекращено).

Помимо оговоренных в законе экономических стимулов региональные власти должны будут обеспечить на начальном этапе проведение серьезной информационной кампании среди потенциальных инвесторов, а затем оказывать инвесторам административно-организационную поддержку. Соответствующий функционал может возлагаться на администрацию зоны территориального развития, создание которой предусмотрено рассматриваемым законом для управления зоной территориального развития.

Закон № 392-ФЗ дает повод активизировать в регионах работу по привлечению инвестиций, однако ее успех будет зависеть исключительно от своевременности, комплексности и продуманности действий региональных властей.

Поделиться