Президент РФ В. Путин при посещении Тулы в 2003 г. назвал наш город столицей ветхого жилья. Действительно, около 7% всего жилищного фонда приходится на долю ветхого и аварийного жилья, в котором проживает на сегодняшний день 3 890 семей.
Альберт УКОЛОВ, глава администрации муниципального образования город Тула
На протяжении многих лет эта проблема замалчивалась, а затраты на капитальное строительство были минимальными. В 1956 г. городской совет принял решение о возведении так называемых хрущевок и сталинских домов, запретив реконструкцию и строительство малоэтажного жилья. В результате городской частный сектор пришел в упадок.
С мертвой точки дело сдвинулось только два года назад. С 2005 г. в городе наблюдается устойчивый рост объемов вводимого жилья.
Руководство города активно включилось в реализацию национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», сосредоточив свое внимание на разработке муниципальной адресной целевой программы «Городские магистральные инженерные сети и сооружения Привокзального района города Тулы на 2006–2007 гг.». Один из инвестиционных проектов прошел конкурсный отбор в Росстрое в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства». Получены гарантии Министерства финансов РФ и администрации Тульской области на 189 млн руб. в обеспечение банковского кредита, привлекаемого на реализацию данного проекта, а также на получение субсидии на полное возмещение затрат по уплате процентов. Реализация этого проекта позволит ввести в действие в общей сложности 450 тыс. кв. м жилья; в июне предполагается сдать первые 70 тыс. кв. м.
В целях обеспечения опережающего развития коммунальной инфраструктуры подписан ряд инвестиционных контрактов, в соответствии с которыми инвесторы примут участие в строительстве внеплощадочных инженерных сетей.
В городе принята муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2006–2009 гг.», реализация которой позволит обеспечить жильем 993 молодые семьи, в том числе 150 семей – в текущем году.
Соглашение о сотрудничестве с Тульским отделением Сберегательного банка России позволило в 2006 г. выдать тулякам ипотечных жилищных кредитов и займов на 369 млн руб., а в 2007 г. эта сумма может возрасти до 516 млн.
Можно утверждать, что в городе создана организационная структура гарантированного долгосрочного заказа, который обеспечит стабильную загрузку для строителей, выполнение властью своих обязательств перед жителями города, а главное – возможность получения гражданами жилья.
Достижению цели, определенной приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», будет способствовать и новый генеральный план города, проект которого обсуждался на публичных слушаниях в начале текущего года. Генплан позволит системно развивать инженерную инфраструктуру Тулы, разработать схему зонирования и определения новых территорий для массового жилищного строительства, а значит, уйти от точечной застройки, эффективно вкладывать бюджетные средства, привлекать инвестиционные ресурсы.
В бюджете города выделены средства на разработку проекта строительства большого жилого массива; всего планируется заложить порядка 2 млн кв. м жилья.
Нужно сказать, что в прошлом году бюджет был дефицитным. Но благодаря тому, что мы полностью поменяли инвестиционную программу, пересмотрели подход к инвестиционным проектам, в 2007 г. удалось найти внебюджетные денежные средства. Тула стала городом-донором.
Стабилизация экономики города, увеличение доходной базы бюджета, активное участие администрации области в решении проблем Тулы позволяют своевременно изыскивать средства на благоустройство, расширять сеть учреждений социальной сферы, вводить новые путепроводы.
Путепроводы – это еще один больной вопрос. Например, Одоевский путепровод, соединяющий два крупных района города – Привокзальный и Центральный, был построен в 1942 г. и реконструировать его невозможно. РЖД, на балансе которого он находится, предложили передать путепровод городу. Раньше муниципалитет принимал все передаваемые непрофильные активы и ремонтировал их за свой счет. Однако, в силу недостатка денежных средств, властям пришлось пересмотреть отношение к этому вопросу. В конце концов, муниципалитет – это такой же хозяйствующий субъект со своим бюджетом, со своей политикой и планами на будущее. Поэтому мы выдвинули встречное предложение: если на месте Одоевского за счет РЖД будет построен новый путепровод (на это потребуется порядка 900 млн руб.), то муниципалитет примет на свой баланс оставшиеся у РЖД непрофильные активы – еще пять путепроводов. Первый этап переговоров прошел успешно.
В прошлом году благодаря консолидации средств областного и городского бюджетов удалось выделить около 200 млн руб. и отремонтировать почти в три раза больше кровель, систем отопления, фасадов и цоколей, ликвидировать промерзание стеновых швов и панелей.
Тула – одно из немногих в области муниципальных образований, где коммуникации не были приватизированы. В собственности города находятся электро- и теплосети, водоканал, спецавтохозяйство. Управляющая компания, которая обслуживает жилье, тоже муниципальная. Все предприятия рентабельны. Сети, конечно, очень изношены, но мы хорошо подготовились за лето, поэтому зимой ни разу не выезжали на аварии, обрывы. Забрав сети у предпринимателей, за полгода мы привели их в порядок, разработали график замены старых сетей новыми. По оптимистичным прогнозам, водоканал и теплосети удастся обновить за семь лет, электросети – намного быстрее.
Существенно увеличился объем средств, направляемых на капитальный ремонт и модернизацию лифтового хозяйства, что позволило сократить количество простаивающих лифтов со 100 и более в предыдущие годы до 8–10. В целях комплексного подхода к решению данной проблемы принята программа «Модернизация, капитальный ремонт и обеспечение безопасной эксплуатации лифтового хозяйства города Тулы», предусматривающая за 2007–2009 гг. полное восстановление работоспособности простаивающих лифтов, обеспечение бесперебойной и безопасной эксплуатации всего лифтового хозяйства города. Наряду со средствами бюджета города (101,6 млн руб.) на ее реализацию предполагается привлечь и другие источники финансирования в объеме до 300 млн.
2006 г. для Тулы стал годом трех юбилеев: мы отметили 860-летие образования города, 65-летие героической обороны в годы Великой Отечественной войны и 30-летие присвоения Туле высокого звания «Город-герой». При подготовке к празднованию ремонтировались дороги и тротуары, благоустраивались газоны, реконструировались и приводились в порядок скверы, было устроено 24 фонтана, высажено более миллиона цветов. Город похорошел, преобразился.
И изменения не закончились вместе с юбилейными торжествами. Так, в этом году муниципалитет взял под контроль вырубку деревьев. Теперь в городе действует правило: срубил дерево – посади пять, и не чахлых саженцев, а взрослых деревьев высотой не менее 3 м на согласованных с городом участках.
У администрации Тулы сейчас нет никаких разногласий ни с городской Думой, ни с областными властями. Нужно сказать, что работать в условиях взаимопонимания гораздо проще.
Справка «Бюджета»
Альберт Викторович УКОЛОВ
Родился 11 февраля 1969 г. в Туле.
В 1986 г. поступил в Тульское высшее артиллерийское инженерное училище, до 1994 г. проходил службу в Вооруженных Силах.
Позже окончил Российскую академию предпринимательства.
В настоящее время является студентом Российского государственного гуманитарного университета по специальности «Государственное муниципальное управление».
В 1994–2005 гг. работал на руководящих должностях
в коммерческих организациях.
С 28 декабря 2005 г. по настоящее время занимает должность главы администрации города Тулы.
Альберт УКОЛОВ, глава администрации муниципального образования город Тула
На протяжении многих лет эта проблема замалчивалась, а затраты на капитальное строительство были минимальными. В 1956 г. городской совет принял решение о возведении так называемых хрущевок и сталинских домов, запретив реконструкцию и строительство малоэтажного жилья. В результате городской частный сектор пришел в упадок.
С мертвой точки дело сдвинулось только два года назад. С 2005 г. в городе наблюдается устойчивый рост объемов вводимого жилья.
Руководство города активно включилось в реализацию национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», сосредоточив свое внимание на разработке муниципальной адресной целевой программы «Городские магистральные инженерные сети и сооружения Привокзального района города Тулы на 2006–2007 гг.». Один из инвестиционных проектов прошел конкурсный отбор в Росстрое в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства». Получены гарантии Министерства финансов РФ и администрации Тульской области на 189 млн руб. в обеспечение банковского кредита, привлекаемого на реализацию данного проекта, а также на получение субсидии на полное возмещение затрат по уплате процентов. Реализация этого проекта позволит ввести в действие в общей сложности 450 тыс. кв. м жилья; в июне предполагается сдать первые 70 тыс. кв. м.
В целях обеспечения опережающего развития коммунальной инфраструктуры подписан ряд инвестиционных контрактов, в соответствии с которыми инвесторы примут участие в строительстве внеплощадочных инженерных сетей.
В городе принята муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в городе Туле на период 2006–2009 гг.», реализация которой позволит обеспечить жильем 993 молодые семьи, в том числе 150 семей – в текущем году.
Соглашение о сотрудничестве с Тульским отделением Сберегательного банка России позволило в 2006 г. выдать тулякам ипотечных жилищных кредитов и займов на 369 млн руб., а в 2007 г. эта сумма может возрасти до 516 млн.
Можно утверждать, что в городе создана организационная структура гарантированного долгосрочного заказа, который обеспечит стабильную загрузку для строителей, выполнение властью своих обязательств перед жителями города, а главное – возможность получения гражданами жилья.
Достижению цели, определенной приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», будет способствовать и новый генеральный план города, проект которого обсуждался на публичных слушаниях в начале текущего года. Генплан позволит системно развивать инженерную инфраструктуру Тулы, разработать схему зонирования и определения новых территорий для массового жилищного строительства, а значит, уйти от точечной застройки, эффективно вкладывать бюджетные средства, привлекать инвестиционные ресурсы.
В бюджете города выделены средства на разработку проекта строительства большого жилого массива; всего планируется заложить порядка 2 млн кв. м жилья.
Нужно сказать, что в прошлом году бюджет был дефицитным. Но благодаря тому, что мы полностью поменяли инвестиционную программу, пересмотрели подход к инвестиционным проектам, в 2007 г. удалось найти внебюджетные денежные средства. Тула стала городом-донором.
Стабилизация экономики города, увеличение доходной базы бюджета, активное участие администрации области в решении проблем Тулы позволяют своевременно изыскивать средства на благоустройство, расширять сеть учреждений социальной сферы, вводить новые путепроводы.
Путепроводы – это еще один больной вопрос. Например, Одоевский путепровод, соединяющий два крупных района города – Привокзальный и Центральный, был построен в 1942 г. и реконструировать его невозможно. РЖД, на балансе которого он находится, предложили передать путепровод городу. Раньше муниципалитет принимал все передаваемые непрофильные активы и ремонтировал их за свой счет. Однако, в силу недостатка денежных средств, властям пришлось пересмотреть отношение к этому вопросу. В конце концов, муниципалитет – это такой же хозяйствующий субъект со своим бюджетом, со своей политикой и планами на будущее. Поэтому мы выдвинули встречное предложение: если на месте Одоевского за счет РЖД будет построен новый путепровод (на это потребуется порядка 900 млн руб.), то муниципалитет примет на свой баланс оставшиеся у РЖД непрофильные активы – еще пять путепроводов. Первый этап переговоров прошел успешно.
В прошлом году благодаря консолидации средств областного и городского бюджетов удалось выделить около 200 млн руб. и отремонтировать почти в три раза больше кровель, систем отопления, фасадов и цоколей, ликвидировать промерзание стеновых швов и панелей.
Тула – одно из немногих в области муниципальных образований, где коммуникации не были приватизированы. В собственности города находятся электро- и теплосети, водоканал, спецавтохозяйство. Управляющая компания, которая обслуживает жилье, тоже муниципальная. Все предприятия рентабельны. Сети, конечно, очень изношены, но мы хорошо подготовились за лето, поэтому зимой ни разу не выезжали на аварии, обрывы. Забрав сети у предпринимателей, за полгода мы привели их в порядок, разработали график замены старых сетей новыми. По оптимистичным прогнозам, водоканал и теплосети удастся обновить за семь лет, электросети – намного быстрее.
Существенно увеличился объем средств, направляемых на капитальный ремонт и модернизацию лифтового хозяйства, что позволило сократить количество простаивающих лифтов со 100 и более в предыдущие годы до 8–10. В целях комплексного подхода к решению данной проблемы принята программа «Модернизация, капитальный ремонт и обеспечение безопасной эксплуатации лифтового хозяйства города Тулы», предусматривающая за 2007–2009 гг. полное восстановление работоспособности простаивающих лифтов, обеспечение бесперебойной и безопасной эксплуатации всего лифтового хозяйства города. Наряду со средствами бюджета города (101,6 млн руб.) на ее реализацию предполагается привлечь и другие источники финансирования в объеме до 300 млн.
2006 г. для Тулы стал годом трех юбилеев: мы отметили 860-летие образования города, 65-летие героической обороны в годы Великой Отечественной войны и 30-летие присвоения Туле высокого звания «Город-герой». При подготовке к празднованию ремонтировались дороги и тротуары, благоустраивались газоны, реконструировались и приводились в порядок скверы, было устроено 24 фонтана, высажено более миллиона цветов. Город похорошел, преобразился.
И изменения не закончились вместе с юбилейными торжествами. Так, в этом году муниципалитет взял под контроль вырубку деревьев. Теперь в городе действует правило: срубил дерево – посади пять, и не чахлых саженцев, а взрослых деревьев высотой не менее 3 м на согласованных с городом участках.
У администрации Тулы сейчас нет никаких разногласий ни с городской Думой, ни с областными властями. Нужно сказать, что работать в условиях взаимопонимания гораздо проще.
Справка «Бюджета»
Альберт Викторович УКОЛОВ
Родился 11 февраля 1969 г. в Туле.
В 1986 г. поступил в Тульское высшее артиллерийское инженерное училище, до 1994 г. проходил службу в Вооруженных Силах.
Позже окончил Российскую академию предпринимательства.
В настоящее время является студентом Российского государственного гуманитарного университета по специальности «Государственное муниципальное управление».
В 1994–2005 гг. работал на руководящих должностях
в коммерческих организациях.
С 28 декабря 2005 г. по настоящее время занимает должность главы администрации города Тулы.
Журнал «Бюджет» №5 май 2007 г.