Наталия ПИЛЮС, председатель совета муниципальных образований Тульской области, глава Щекинского района
Совет муниципальных образований Тульской области был образован в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ. Он появился 26 февраля 2006 г. Кстати, мы были и одними из инициаторов создания Единого общероссийского объединения муниципальных образований (Конгресс).
Основные задачи совета – защита интересов муниципалитетов, обмен опытом и обучение. Всего в Тульской области 179 муниципальных образований, из них 177 входят в состав Совета. Два оставшихся будут приняты в ближайшее время.
Одними из самых важных и сложных сейчас стали вопросы бюджетного планирования, так как с 1 января 2007 г. практически все МО имеют собственные бюджеты. Другое дело, что только 27% от общего количества МО региона осуществляли и формирование, и исполнение бюджетов самостоятельно, остальные 110 МО передали свои функции по формированию и исполнению бюджетов районам. Например, в Щекинском районе все девять МО подписали соответствующее соглашение.
Серьезной проблемой, с которой пришлось столкнуться, стало обеспечение муниципальных образований компьютерной техникой. Некоторым МО пришлось покупать технику за свой счет, регион рассчитался с ними позже. Но в конечном итоге все МО получили компьютеры и необходимые для работы программные продукты.
Кадровый вопрос тоже требует решения. Думаю, отсутствие специалистов финансовой службы – это основная причина, по которой муниципальные образования делегировали свои полномочия районам. Однако, передав полномочия, МО не остались в стороне от формирования бюджетов. Финансисты поселений трудились вместе с финорганами районов, учились, чтобы в следующем году проделать эту работу самостоятельно. Мы стремимся к тому, чтобы МО уже в 2007 г. смогли действовать автономно: ведь Государственная Дума будет принимать бюджет весной, а вслед за ней то же должны сделать и все финорганы, чтобы это потом не отразилось на выборах.
Актуальным является и вопрос формирования доходной части бюджета, который обсуждался на заседании Конгресса. Мы предлагаем внести изменения в ст. 104 Налогового кодекса РФ в части предоставления налоговыми органами информации о начисленных и уплаченных суммах налоговых поступлений в разрезе налогоплательщиков, поскольку отсутствие таких сведений составляет для нас серьезную проблему при формировании доходной части бюджета. Надеемся, что законодатели обратят внимание на этот вопрос, ведь он актуален для муниципальных образований всех регионов России.
Не менее серьезная проблема для муниципалитетов заключается в том, что межбюджетные отношения сейчас базируются на принципах подушевого финансирования. Однако есть ряд муниципальных образований, обладающих значительной территорией при малой численности населения. Возможно, в таком случае целесообразно было бы разработать финансово гарантированный стандарт, набор социальных услуг.
Совет совместно с областным Департаментом финансов организовывал семинары, первый из которых – «О порядке и сроках формирования бюджетов поселений на 2007 г.» – прошел в июне 2006 г. На нем рассматривались вопросы бюджетного планирования. Следующий, июльский семинар был посвящен реформированию финансов. В Туле была проведена целая серия семинаров для финансистов, обучение прошли работники всех финансовых служб МО, в том числе и по программе муниципальной службы.
В Тульской области серьезно относятся к социально-экономическому и бюджетному планированию. Принята программа развития региона до 2010 г. и программа реформирования финансов области. Сейчас эта работа ведется уже и на уровне муниципалитетов. Совет муниципальных образований не стоит в стороне. В конце февраля совместно с Департаментом экономического развития и государственного заказа области проведен круглый стол с участием пяти муниципальных районов, которые уже занимаются стратегическим планированием не первый год (в некоторых районах эта работа ведется с 1996 г.). Но вопрос методологии достаточно сложен, поэтому администрация области предложила нам методику, по которой надо выстраивать прогноз социально-экономического развития. На круглом столе мы обсудили вопросы по методике составления прогноза, обменялись имеющимися у каждого района наработками. Далее мы планируем выступить перед остальными муниципальными образованиями, дать необходимые рекомендации и советы.
Год, конечно, будет нелегким, вопросов необходимо решить множество, но при тех единодушии и взаимопонимании между органами власти – областной и муниципальной, законодательной и исполнительной, – которые существуют в Тульской области, у нас все получится.
Журнал «Бюджет» №5 май 2007 г.
Совет муниципальных образований Тульской области был образован в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ. Он появился 26 февраля 2006 г. Кстати, мы были и одними из инициаторов создания Единого общероссийского объединения муниципальных образований (Конгресс).
Основные задачи совета – защита интересов муниципалитетов, обмен опытом и обучение. Всего в Тульской области 179 муниципальных образований, из них 177 входят в состав Совета. Два оставшихся будут приняты в ближайшее время.
Одними из самых важных и сложных сейчас стали вопросы бюджетного планирования, так как с 1 января 2007 г. практически все МО имеют собственные бюджеты. Другое дело, что только 27% от общего количества МО региона осуществляли и формирование, и исполнение бюджетов самостоятельно, остальные 110 МО передали свои функции по формированию и исполнению бюджетов районам. Например, в Щекинском районе все девять МО подписали соответствующее соглашение.
Серьезной проблемой, с которой пришлось столкнуться, стало обеспечение муниципальных образований компьютерной техникой. Некоторым МО пришлось покупать технику за свой счет, регион рассчитался с ними позже. Но в конечном итоге все МО получили компьютеры и необходимые для работы программные продукты.
Кадровый вопрос тоже требует решения. Думаю, отсутствие специалистов финансовой службы – это основная причина, по которой муниципальные образования делегировали свои полномочия районам. Однако, передав полномочия, МО не остались в стороне от формирования бюджетов. Финансисты поселений трудились вместе с финорганами районов, учились, чтобы в следующем году проделать эту работу самостоятельно. Мы стремимся к тому, чтобы МО уже в 2007 г. смогли действовать автономно: ведь Государственная Дума будет принимать бюджет весной, а вслед за ней то же должны сделать и все финорганы, чтобы это потом не отразилось на выборах.
Актуальным является и вопрос формирования доходной части бюджета, который обсуждался на заседании Конгресса. Мы предлагаем внести изменения в ст. 104 Налогового кодекса РФ в части предоставления налоговыми органами информации о начисленных и уплаченных суммах налоговых поступлений в разрезе налогоплательщиков, поскольку отсутствие таких сведений составляет для нас серьезную проблему при формировании доходной части бюджета. Надеемся, что законодатели обратят внимание на этот вопрос, ведь он актуален для муниципальных образований всех регионов России.
Не менее серьезная проблема для муниципалитетов заключается в том, что межбюджетные отношения сейчас базируются на принципах подушевого финансирования. Однако есть ряд муниципальных образований, обладающих значительной территорией при малой численности населения. Возможно, в таком случае целесообразно было бы разработать финансово гарантированный стандарт, набор социальных услуг.
Совет совместно с областным Департаментом финансов организовывал семинары, первый из которых – «О порядке и сроках формирования бюджетов поселений на 2007 г.» – прошел в июне 2006 г. На нем рассматривались вопросы бюджетного планирования. Следующий, июльский семинар был посвящен реформированию финансов. В Туле была проведена целая серия семинаров для финансистов, обучение прошли работники всех финансовых служб МО, в том числе и по программе муниципальной службы.
В Тульской области серьезно относятся к социально-экономическому и бюджетному планированию. Принята программа развития региона до 2010 г. и программа реформирования финансов области. Сейчас эта работа ведется уже и на уровне муниципалитетов. Совет муниципальных образований не стоит в стороне. В конце февраля совместно с Департаментом экономического развития и государственного заказа области проведен круглый стол с участием пяти муниципальных районов, которые уже занимаются стратегическим планированием не первый год (в некоторых районах эта работа ведется с 1996 г.). Но вопрос методологии достаточно сложен, поэтому администрация области предложила нам методику, по которой надо выстраивать прогноз социально-экономического развития. На круглом столе мы обсудили вопросы по методике составления прогноза, обменялись имеющимися у каждого района наработками. Далее мы планируем выступить перед остальными муниципальными образованиями, дать необходимые рекомендации и советы.
Год, конечно, будет нелегким, вопросов необходимо решить множество, но при тех единодушии и взаимопонимании между органами власти – областной и муниципальной, законодательной и исполнительной, – которые существуют в Тульской области, у нас все получится.
Журнал «Бюджет» №5 май 2007 г.