Проблема реформирования законодательства в области заказов для государственных и муниципальных нужд, в сферах строительства, ЖКХ и землепользования – одна из самых злободневных. Именно этой теме была посвящена конференция, прошедшая недавно в Тюмени.
Организаторами второй конференции «Реформа законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, жилищно-коммунального хозяйства и землепользования» (первая состоялась 1 декабря 2006 г.) выступили Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) и холдинговая компания «РАСТАМ». Среди участников были представители правительства Тюменской области и администрации города Тюмени, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, комитетов городского хозяйства и информатизации, департаментов финансов и имущественных отношений, недропользования и экологии, градостроительной политики, жилищно-коммунального хозяйства, а также делегаты от Управления капитального строительства и Государственно-правового департамента ЯНАО, Ямальской службы заказчика, Счетной палаты Тюменской области, Департамента имущественных отношений юга области.
ФАС: расставляя приоритеты
Открывая конференцию, начальник Управления по контролю за размещением государственного заказа ФАС России Михаил Евраев заявил, что основная цель этой встречи – плодотворный обмен новостями в сфере госзаказа и законодательства (земельного, градостроительного, жилищно-коммунального). Подобные мероприятия дают прекрасную возможность поделиться опытом правоприменительной практики, которая складывается в ФАС, в судебной системе и т.д. Здесь собираются участники, представляющие обе стороны процесса: предприниматели и заказчики – представители органов власти, строительных компаний, жилищно-коммунального комплекса, судебных органов власти и т.д.
Честь провести конференцию у себя выпала Тюмени неслучайно: в 2005 г. город стал победителем Всероссийского конкурса «Золотой рубль» в номинации «Лучшая столица» по финансово-экономическим показателям развития. Да и практика реализации законодательства по госзакупкам в Тюмени складывается хорошо.
Начальник Управления по контролю за размещением госзаказа ФАС России в своем выступлении отметил, что сейчас в стране завершен только первый этап реформирования системы размещения заказа. Теперь Правительству РФ необходимо принять постановления о перечне товаров и услуг, заказы на которые должны размещаться исключительно на аукционах, а также утвердить критерии отбора победителей конкурсов. Не секрет, что подавляющее большинство проводимых сейчас конкурсов являются таковыми лишь номинально, поскольку четких критериев по определению победителей не существует. Кроме того, многие заказчики не хотят проводить аукционы. Принятие ключевых нормативных правовых актов должно полностью изменить практику размещения заказов и сделать процедуры более прозрачными. В связи с этим основной задачей ФАС России на ближайшее время является организация жесткого контроля выполнения законодательства о размещении заказов, для чего антимонопольная служба вскоре начнет проверку деятельности государственных заказчиков по всей стране.
Прокомментировал М. Евраев и одно из последних нововведений ФАС. Напомним, что недавно руководитель ФАС России Игорь Артемьев заявил, что служба готовит новые поправки в Федеральный закон № 94-ФЗ. Законопроект предоставит заказчику возможность проверки контрагентов и определит условия допуска компаний к торгам, объем которых в 2007 г. будет равен 3 трлн руб. Норма, предусматривающая обязательные аукционы для строительной отрасли, будет введена не ранее 1 января 2008 г.
Законопроект содержит около 200 поправок и работа над ним еще идет, пояснил начальник Управления по контролю за размещением госзаказа ФАС России. В документе нужно «прописать, какие компании будут допускаться к процедурам размещения госзаказа», чтобы, с одной стороны, защитить заказчика от недобросовестных участников торгов, а с другой – исключить возможность субъективного подхода. ФАС выдвигает два ключевых требования к критериям допуска: они должны быть измеряемыми и администрируемыми (оценить и проверить их могут как заказчики, так и контролирующие органы). Законопроект также предоставляет заказчику право запросить в соответствующих органах информацию о том, находится ли участник торгов в состоянии банкротства, ликвидации, есть ли у него просроченная налоговая задолженность. Поправки также смягчают требования к публикации в печатных СМИ итоговых протоколов: по каждому конкурсу теперь будет достаточно разместить краткую версию.
Права на ошибку в строительстве нет!
Начальник управления строительства и стройиндустрии Главного управления строительства Тюменской области Сергей Шустов в ходе своего выступления назвал несколько проблем, связанных с реализацией Федерального закона № 94-ФЗ в сфере строительства. В их числе:
1. Производство проектных и строительно-монтажных работ по подавляющему большинству объектов, финансируемых за счет средств областного бюджета, составляет более одного года. Согласно ст. 72 Бюджетного кодекса РФ «государственный или муниципальный контракт на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может быть заключен на срок более одного года, если предметом такого контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более одного года. Перечень таких работ, услуг устанавливается Правительством РФ». Однако до настоящего времени соответствующий перечень не установлен, что делает невозможным заключение договоров на исполнение функций заказчика-застройщика, производство проектных и строительно-монтажных работ на объектах на весь срок исполнения работ (услуг), что в значительной степени влияет на качество и сроки строительства.
2. Специфика отрасли заключается в том, что участники строительства (проектные, подрядные организации, поставщики стройматериалов и оборудования) должны обладать опытом работы и квалификацией, необходимой для возведения крупных и социально значимых объектов. На практике же основными критериями оценки заявок подрядных организаций становятся цена и сроки, что позволяет недобросовестным компаниям заявлять демпинговую стоимость и сомнительные (намного отличающиеся от нормативных) сроки возведения зданий. В дальнейшем такие организации показывают себя совершенно несостоятельными подрядчиками, срывают сроки строительства, пытаются найти возможность увеличения цены относительно ранее предложенной. Расторжение государственных контрактов уже в процессе строительства приводит к значительным финансовым потерям и переносам сроков сдачи объекта. Такой ситуации можно избежать, если принимать во внимание имеющийся
у подрядной организации опыт строительства объектов.
3. В случае расторжения государственного контракта, заключенного
с таким «победителем», действующий порядок проведения конкурсов не позволяет подписать контракт с победителем конкурса номер два. Таким образом, строительство «замораживается» еще на два месяца – на период проведения повторного конкурса.
4. Кроме того, в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ «в конкурсной документации может быть предусмотрено право заказчика при исполнении контракта в одностороннем порядке изменить объем всех предусмотренных контрактом работ, услуг не более чем на 5% такого объема в случае выявления потребности в дополнительных работах, услугах, не предусмотренных контрактом».
Однако практика показывает, что объем работ, предусмотренный проектной документацией, подлежит значительной корректировке в связи с необходимостью усиления несущих
конструкций, перекладкой инженерных коммуникаций, что выявляется только при выходе подрядной организации на объект. Объем таких дополнительных работ почти всегда превышает пятипроцентную планку. Фактически стройке опять грозит «заморозка»: нужно провести конкурс на дополнительные работы, которые превысили 5% объема, предусмотренного заключенным контрактом. Ситуация осложняется и тем, что в конкурсе может победить другая подрядная организация, что приведет к значительному увеличению сроков сдачи объекта.
Таким образом, при проведении конкурсных процедур в рамках Федерального закона № 94-ФЗ необходимо учитывать специфику строительного процесса и выработать согласованную, сбалансированную позицию по обозначенным выше проблемам, как это сделано в Тюменской области.
Тюмень: проблемы адаптации
Согласно распоряжению администрации города Тюмени от 27 января 2006 г. органом, уполномоченным осуществлять функции по размещению заказов для муниципальных заказчиков, стал Департамент имущественных отношений. О работе этой структуры, проблемах, с которыми ей пришлось столкнуться, и результатах работы за прошлый год рассказал заместитель директора департамента Юрий Лунев.
В 2006 г. размещение муниципального заказа в Тюмени осуществлялось в соответствии с поданными заявками муниципальных заказчиков на потребности в поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг. Было проведено 272 открытых конкурса на сумму более 16,133 млрд руб. (экономия бюджетных средств превысила 800 млн руб.); 459 запросов котировок, по которым в прошлом году подведены итоги, на сумму 74 млн руб. (экономия бюджетных средств – более 5 млн). Число муниципальных контрактов в городе достигло 5 934 на сумму 21 млрд руб.
Основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться департаменту, напрямую связаны с «черными дырами» федерального законодательства в сфере государственных закупок:
отсутствие порядка оценки заявок на участие в конкурсе, необходимость принятия которого предусмотрена ст. 28 Федерального закона № 94-ФЗ;
отсутствие порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, необходимость принятия которого предусмотрена ст. 19 того же закона. В настоящее время на территории региона действует Временное положение о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденное постановлением правительства Тюменской области от № 244-п;
отсутствие перечней товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, необходимость принятия которых предусмотрена ст. 10 Федерального закона № 94-ФЗ.
Кроме того, в 2006 г. пришлось безотлагательно решать проблемы, возникавшие в процессе подготовки конкурсной документации:
в большинстве случаев техническое задание, предоставляемое заказчиками для проведения конкурсов, не соответствовало требованиям закона о размещении заказов;
отсутствовали типовые проекты муниципальных контрактов, в связи с чем направляемые заказчиками контракты не всегда соответствовали требованиям Федерального закона № 94-ФЗ;
отсутствовал порядок оценки конкурсных заявок;
процесс размещения муниципального заказа – от формирования потребностей до заключения муниципальных контрактов – не был автоматизирован.
Для решения названных проблем Департамент имущественных отношений провел открытый конкурс на разработку проектов муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в сфере муниципального заказа города Тюмени, а также на создание и внедрение Системы электронных закупок для муниципальных нужд города Тюмени в 2006–2007 гг. Победителем конкурса стало ООО «РАСТАМ-Оценка», которое на сегодняшний день уже выполнило часть работ – внедрило анализ схемы управления муниципальными закупками в Тюмени. На очереди формирование пакета проектов муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в сфере муниципального заказа города, а также проектирование, разработка и тестирование информационной системы.
В завершение конференции руководитель УФАС ЯНАО Олег Печерин выразил желание провести подобное мероприятие на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. ООО «РАСТАМ» и представители регионов дали согласие на участие. Конференция пройдет в Салехарде в октябре текущего года.
Материал подготовила Анастасия Андреева
Журнал «Бюджет» №5 май 2007 г.
Организаторами второй конференции «Реформа законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, жилищно-коммунального хозяйства и землепользования» (первая состоялась 1 декабря 2006 г.) выступили Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) и холдинговая компания «РАСТАМ». Среди участников были представители правительства Тюменской области и администрации города Тюмени, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, комитетов городского хозяйства и информатизации, департаментов финансов и имущественных отношений, недропользования и экологии, градостроительной политики, жилищно-коммунального хозяйства, а также делегаты от Управления капитального строительства и Государственно-правового департамента ЯНАО, Ямальской службы заказчика, Счетной палаты Тюменской области, Департамента имущественных отношений юга области.
ФАС: расставляя приоритеты
Открывая конференцию, начальник Управления по контролю за размещением государственного заказа ФАС России Михаил Евраев заявил, что основная цель этой встречи – плодотворный обмен новостями в сфере госзаказа и законодательства (земельного, градостроительного, жилищно-коммунального). Подобные мероприятия дают прекрасную возможность поделиться опытом правоприменительной практики, которая складывается в ФАС, в судебной системе и т.д. Здесь собираются участники, представляющие обе стороны процесса: предприниматели и заказчики – представители органов власти, строительных компаний, жилищно-коммунального комплекса, судебных органов власти и т.д.
Честь провести конференцию у себя выпала Тюмени неслучайно: в 2005 г. город стал победителем Всероссийского конкурса «Золотой рубль» в номинации «Лучшая столица» по финансово-экономическим показателям развития. Да и практика реализации законодательства по госзакупкам в Тюмени складывается хорошо.
Начальник Управления по контролю за размещением госзаказа ФАС России в своем выступлении отметил, что сейчас в стране завершен только первый этап реформирования системы размещения заказа. Теперь Правительству РФ необходимо принять постановления о перечне товаров и услуг, заказы на которые должны размещаться исключительно на аукционах, а также утвердить критерии отбора победителей конкурсов. Не секрет, что подавляющее большинство проводимых сейчас конкурсов являются таковыми лишь номинально, поскольку четких критериев по определению победителей не существует. Кроме того, многие заказчики не хотят проводить аукционы. Принятие ключевых нормативных правовых актов должно полностью изменить практику размещения заказов и сделать процедуры более прозрачными. В связи с этим основной задачей ФАС России на ближайшее время является организация жесткого контроля выполнения законодательства о размещении заказов, для чего антимонопольная служба вскоре начнет проверку деятельности государственных заказчиков по всей стране.
Прокомментировал М. Евраев и одно из последних нововведений ФАС. Напомним, что недавно руководитель ФАС России Игорь Артемьев заявил, что служба готовит новые поправки в Федеральный закон № 94-ФЗ. Законопроект предоставит заказчику возможность проверки контрагентов и определит условия допуска компаний к торгам, объем которых в 2007 г. будет равен 3 трлн руб. Норма, предусматривающая обязательные аукционы для строительной отрасли, будет введена не ранее 1 января 2008 г.
Законопроект содержит около 200 поправок и работа над ним еще идет, пояснил начальник Управления по контролю за размещением госзаказа ФАС России. В документе нужно «прописать, какие компании будут допускаться к процедурам размещения госзаказа», чтобы, с одной стороны, защитить заказчика от недобросовестных участников торгов, а с другой – исключить возможность субъективного подхода. ФАС выдвигает два ключевых требования к критериям допуска: они должны быть измеряемыми и администрируемыми (оценить и проверить их могут как заказчики, так и контролирующие органы). Законопроект также предоставляет заказчику право запросить в соответствующих органах информацию о том, находится ли участник торгов в состоянии банкротства, ликвидации, есть ли у него просроченная налоговая задолженность. Поправки также смягчают требования к публикации в печатных СМИ итоговых протоколов: по каждому конкурсу теперь будет достаточно разместить краткую версию.
Права на ошибку в строительстве нет!
Начальник управления строительства и стройиндустрии Главного управления строительства Тюменской области Сергей Шустов в ходе своего выступления назвал несколько проблем, связанных с реализацией Федерального закона № 94-ФЗ в сфере строительства. В их числе:
1. Производство проектных и строительно-монтажных работ по подавляющему большинству объектов, финансируемых за счет средств областного бюджета, составляет более одного года. Согласно ст. 72 Бюджетного кодекса РФ «государственный или муниципальный контракт на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может быть заключен на срок более одного года, если предметом такого контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более одного года. Перечень таких работ, услуг устанавливается Правительством РФ». Однако до настоящего времени соответствующий перечень не установлен, что делает невозможным заключение договоров на исполнение функций заказчика-застройщика, производство проектных и строительно-монтажных работ на объектах на весь срок исполнения работ (услуг), что в значительной степени влияет на качество и сроки строительства.
2. Специфика отрасли заключается в том, что участники строительства (проектные, подрядные организации, поставщики стройматериалов и оборудования) должны обладать опытом работы и квалификацией, необходимой для возведения крупных и социально значимых объектов. На практике же основными критериями оценки заявок подрядных организаций становятся цена и сроки, что позволяет недобросовестным компаниям заявлять демпинговую стоимость и сомнительные (намного отличающиеся от нормативных) сроки возведения зданий. В дальнейшем такие организации показывают себя совершенно несостоятельными подрядчиками, срывают сроки строительства, пытаются найти возможность увеличения цены относительно ранее предложенной. Расторжение государственных контрактов уже в процессе строительства приводит к значительным финансовым потерям и переносам сроков сдачи объекта. Такой ситуации можно избежать, если принимать во внимание имеющийся
у подрядной организации опыт строительства объектов.
3. В случае расторжения государственного контракта, заключенного
с таким «победителем», действующий порядок проведения конкурсов не позволяет подписать контракт с победителем конкурса номер два. Таким образом, строительство «замораживается» еще на два месяца – на период проведения повторного конкурса.
4. Кроме того, в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ «в конкурсной документации может быть предусмотрено право заказчика при исполнении контракта в одностороннем порядке изменить объем всех предусмотренных контрактом работ, услуг не более чем на 5% такого объема в случае выявления потребности в дополнительных работах, услугах, не предусмотренных контрактом».
Однако практика показывает, что объем работ, предусмотренный проектной документацией, подлежит значительной корректировке в связи с необходимостью усиления несущих
конструкций, перекладкой инженерных коммуникаций, что выявляется только при выходе подрядной организации на объект. Объем таких дополнительных работ почти всегда превышает пятипроцентную планку. Фактически стройке опять грозит «заморозка»: нужно провести конкурс на дополнительные работы, которые превысили 5% объема, предусмотренного заключенным контрактом. Ситуация осложняется и тем, что в конкурсе может победить другая подрядная организация, что приведет к значительному увеличению сроков сдачи объекта.
Таким образом, при проведении конкурсных процедур в рамках Федерального закона № 94-ФЗ необходимо учитывать специфику строительного процесса и выработать согласованную, сбалансированную позицию по обозначенным выше проблемам, как это сделано в Тюменской области.
Тюмень: проблемы адаптации
Согласно распоряжению администрации города Тюмени от 27 января 2006 г. органом, уполномоченным осуществлять функции по размещению заказов для муниципальных заказчиков, стал Департамент имущественных отношений. О работе этой структуры, проблемах, с которыми ей пришлось столкнуться, и результатах работы за прошлый год рассказал заместитель директора департамента Юрий Лунев.
В 2006 г. размещение муниципального заказа в Тюмени осуществлялось в соответствии с поданными заявками муниципальных заказчиков на потребности в поставках товаров, выполнении работ и оказании услуг. Было проведено 272 открытых конкурса на сумму более 16,133 млрд руб. (экономия бюджетных средств превысила 800 млн руб.); 459 запросов котировок, по которым в прошлом году подведены итоги, на сумму 74 млн руб. (экономия бюджетных средств – более 5 млн). Число муниципальных контрактов в городе достигло 5 934 на сумму 21 млрд руб.
Основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться департаменту, напрямую связаны с «черными дырами» федерального законодательства в сфере государственных закупок:
отсутствие порядка оценки заявок на участие в конкурсе, необходимость принятия которого предусмотрена ст. 28 Федерального закона № 94-ФЗ;
отсутствие порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, необходимость принятия которого предусмотрена ст. 19 того же закона. В настоящее время на территории региона действует Временное положение о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденное постановлением правительства Тюменской области от № 244-п;
отсутствие перечней товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, необходимость принятия которых предусмотрена ст. 10 Федерального закона № 94-ФЗ.
Кроме того, в 2006 г. пришлось безотлагательно решать проблемы, возникавшие в процессе подготовки конкурсной документации:
в большинстве случаев техническое задание, предоставляемое заказчиками для проведения конкурсов, не соответствовало требованиям закона о размещении заказов;
отсутствовали типовые проекты муниципальных контрактов, в связи с чем направляемые заказчиками контракты не всегда соответствовали требованиям Федерального закона № 94-ФЗ;
отсутствовал порядок оценки конкурсных заявок;
процесс размещения муниципального заказа – от формирования потребностей до заключения муниципальных контрактов – не был автоматизирован.
Для решения названных проблем Департамент имущественных отношений провел открытый конкурс на разработку проектов муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в сфере муниципального заказа города Тюмени, а также на создание и внедрение Системы электронных закупок для муниципальных нужд города Тюмени в 2006–2007 гг. Победителем конкурса стало ООО «РАСТАМ-Оценка», которое на сегодняшний день уже выполнило часть работ – внедрило анализ схемы управления муниципальными закупками в Тюмени. На очереди формирование пакета проектов муниципальных правовых актов, регулирующих отношения в сфере муниципального заказа города, а также проектирование, разработка и тестирование информационной системы.
В завершение конференции руководитель УФАС ЯНАО Олег Печерин выразил желание провести подобное мероприятие на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. ООО «РАСТАМ» и представители регионов дали согласие на участие. Конференция пройдет в Салехарде в октябре текущего года.
Материал подготовила Анастасия Андреева
Журнал «Бюджет» №5 май 2007 г.