Госдума решила отложить рассмотрение президентских законопроектов о партиях в 500 человек и почти полной отмене сбора ими подписей для допуска к выборам. Вместо этого 28 февраля депутаты проведут дополнительное заседание, где вместе с этими проектами будет проведено голосование и по закону о выборах губернаторов.
А также по закону о новой избирательной системе страны — если документ уже поступит в ГД. Таким образом, перед самыми президентскими выборами народу будет сделан по-настоящему «демократический» подарок. А пока представители партий и эксперты продолжают споры, сколько человек должно состоять в политструктурах, чтобы они считались серьезными, все ли мелкие партии надо допускать до федеральных кампаний и т.д.
Единороссы в очередной раз позвали представителей всех остальных партий к «открытой трибуне». Под таким общим названием ЕР сейчас проводит серию круглых столов, на которых без цензуры и купюр обсуждаются острые политические проблемы страны. Вчера темой стали новые партии. Что они принесут с собой — хаос или новые возможности? Напомним, что, как уже писала «НГ», фактически все эксперты прогнозируют на первых порах именно первый вариант. То есть максимально раздерганную партсистему и мелкопартийность. А все действующие партии настаивают, что 500 человек, достаточных для регистрации, — это нонсенс. Вчера единого мнения собравшимся в библиотеке Дома Пашкова выработать так и не удалось. Однако стало понятно: в первом чтении президентский закон будет принят без изменений, а вот ко второму в него все-таки могут быть внесены поправки.
Вчера первой слово на круглом столе получила наука. Социологическое исследование показало, что на митингах протеста люди, в общем-то, не выступают ни за какую партию. То есть большинство к проблеме численности и характера партий в принципе равнодушны. Кстати, лидер «Яблока» Сергей Митрохин, когда очередь дошла до него, категорически заявил, что он не понимает, откуда такие данные. Потому что, по его сведениям, все опросы как раз говорят, что у протестующих наиболее популярна как раз его партия. А вот первому зампреду ЦК КПРФ Владимиру Кашину все эти исследования были ни к чему. В сухом остатке от его речи можно было увидеть одно требование — минимальная численность для регистрации новой политструктуры должна быть не менее 10 тыс. человек.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский к численности относится более либерально, но недоумевает, зачем мелкие партии надо допускать до выборов. Все равно они ничего сделать не смогут, и в следующей ГД все равно не будет больше пяти—семи фракций. Его предложение было таким: сейчас, после принятия закона, зарегистрировать только «живые», по его словам, структуры. То есть те, кто уже пытался пройти Минюст, у кого созданы оргкомитеты или нечто подобное. Вот им и можно будет участвовать в выборах 2016 года. «Остальные — до свидания, ждите до
Жириновский вчера вообще говорил больше всех, постоянно с разрешения и без оного отпускал реплики, вступал в дискуссии с другими докладчиками и так далее. Единороссам он посоветовал не создавать подставных партий — не поддерживать эсэров, забыть о правых, отказаться от «Патриотов России». Пусть, по его словам, останутся только три настоящие партии — ЕР, КПРФ и ЛДПР. Ну и разная мелочь, которая погоды делать не будет. Впрочем, по его словам, страну ожидает инфляция — не только в денежной, но и в партийной сферах. По этой причине, как известно, кризисы и возникают. Глава думской фракции ЕР Андрей Воробьев оказался согласен с Жириновским, что в ГД пройдут не более пяти—семи партий, но заявил, что смысл президентского закона не в этом. А в том, что он ведет нас в «новую действительность». Из намеков Воробьева было понятно, что ЕР с воодушевлением ждет появления конкурентов своим политическим оппонентам.
В общем, как оказалось, практически все присутствовавшие на круглом столе выступают за большее число обязательных членов. Средним показателем, похоже, окажется 5 тыс. человек. Замруководителя ЦИК ЕР Андрей Ильницкий в беседе с корреспондентом «НГ», во всяком случае, это допустил. Предложение же президента в 500 человек он назвал слишком радикальным. А на вопрос «НГ», зачем же Медведев сделал его, предположил, что глава государства просто хотел, чтобы в обществе развернулась дискуссия. Между тем Андрей Воробьев в ответ на замечание одного из участников круглого стола, что здесь все против радикальной идеи президента, сказал, что ЕР готова это смелое предложение поддержать.
Звучали вчера с «открытой трибуны» и более интересные предложения. Например, партии регистрировать все какие попало, а вот допуск к федеральным и региональным выборам уже регулировать. Через численность общую и региональных отделений тоже. С другой стороны, как заметила исполнительный директор организации «Голос» Лилия Шибанова, почему-то никто не говорит о процедурах регистрации, которые, похоже, остаются, по сути дела, запретительными.