— Камчатка — один из самых неизвестных регионов. Камчатцы живут обособленно, оторвано от России, но не только из-за географических особенностей, но и из-за нынешнего состояния как российской, так и местной экономики. Новости о жизни 350 тысяч человек, населяющих полуостров, появляются в центральных СМИ лишь в разделе «чрезвычайные происшествия». Но ведь это не отображает истинной картины жизни на Камчатке. Михаил Борисович, чем сейчас живет полуостров? Как вы оцениваете экономический потенциал области?
— Конечно же, Камчатка живет не только чрезвычайными происшествиями. Настоящие ЧП происходят на Камчатке, к счастью, довольно редко. Сильная пурга или подземный толчок силой в три балла — это не происшествие, а привычный фон, на котором протекает жизнь. На самом деле камчатцы живут заботами о подъеме экономики области. Причем не только путем дальнейшего развития привычной для полуострова формы хозяйствования — рыбного промысла. Занимаемся и новыми видами социально-экономической деятельности. В частности, уже третий год работаем над развитием горнодобывающей промышленности. Администрация Камчатской области завершает конкурс на право пользования участком недр с целью геологического изучения и добычи никеля, меди и сопутствующих металлов в пределах Квинум-Кувалорогской никеленосной зоны на территории Елизовского и Усть-Болыперецкого районов. Приросты запасов никеля по залежам Квинум-1 и Квинум-2 оцениваются в 40 тыс. тонн. По разведанным месторождениям Квинумской группы — в 200 тыс. тонн. Общий объем инвестиций проекта составит около 5,5 млн. долларов. Заявки на участие в конкурсе подали — петропавловское предприятие «Геотехнологии», московское акционерное общество «СКС Монтаж», металлургическое предприятие из Гонконга, компания по использованию залежей полезных ископаемых из Ирландии. Основные критерии для выявления победителя при проведении конкурса — научно-технический уровень программы использования недр, полнота извлечения металлосодержащей руды, а самое главное — вклад в социально-экономическое развитие Камчатской области. Ранее подобная работа была проведена по использованию золоторудных залежей Агинского, Асачинского, Родникового месторождений и Бараньевского золоторудного поля. В 2004 году общий объем инвестиций в Агинский проект составил 25 млн. долларов. Там сейчас заканчивается реконструкция автодороги и строительство добывающего комплекса. В ближайшее время мы планируем получить первый слиток камчатского золота. Большое значение в развитии экономики области имеет туризм. В Камчатской области имеются два государственных заповедника, 17 государственных заказников, 169 уникальных природных объектов, включая памятники природы, пять природных парков. 27% территории области отнесено к категории охраняемых. Пять природных территорий, объединенных под общим названием «Вулканы Камчатки», включены ЮНЕСКО в Список Всемирного культурного и природного наследия. В настоящее время в области работают 102 туроператорские и турагентские фирмы.
— Вы руководите одной из богатых, но проблемных территорий России. Какие варианты финансового оздоровления области вы видите?
— В 2004 году рост собственных доходов областного бюджета достиг почти 40%. Это стало возможным благодаря слаженной и грамотной работе руководителей и специалистов структурных подразделений администрации области. По данным Ассоциации менеджеров России, в рейтинговой таблице профессиональной репутации региональных администраций Камчатская область занимает 38-е место из 89 субъектов Федерации. Только на 5 пунктов опережает нас Московская область, занимающая 33-е место. Показатели большинства наших дальневосточных соседей несколько скромнее: 40-е место у Приморского края, 41-е — у Магаданской области.
В середине ноября прошлого года на 5-й Петровской ассамблее Камчатская область за успехи в экономическом развитии была награждена орденом Петра Великого — одной из престижных общественных наград Российской Федерации, ежегодно вручаемых фондом «Менеджеры новой эпохи» и Международным клубом менеджеров. Областная администрация ведет постоянную работу по привлечению инвестиций в проекты, направленные на использование богатств Камчатки. В успешном осуществлении этих проектов мы видим залог оздоровления экономики. Основная задача — использовать природные богатства на пользу жителей области. Каждый реализованный проект должен приносить доход в областной бюджет. Ввиду крайне неэффективной работы, не приносящей прибыли областному бюджету, нам пришлось отказать нескольким иностранным фирмам в праве использования камчатских недр и передать это право отечественным предприятиям. Хочу отметить, что от работы отечественных недропользователей мы получаем заметную отдачу. — И все же основной доход областной казне дает рыба. Как прошла лососевая путина в прошлом году, и как это отразилось на жизни камчатцев?
— В общей структуре промышленного производства продукция рыбной отрасли составляет около 60%. Промысел лосося на Камчатке имеет свою специфику. Обильные подходы приходятся на четные годы. 2003 год был нечетным и не принес нам весомых уловов. Тем не менее только неналоговые поступления в областной бюджет составили 715 млн. рублей. 200 млн. руб. мы получили в качестве добровольной поддержки камчатскими рыбаками социальных программ и программы закупки топлива для работы муниципальных котельных. Именно на этот значительный вклад рыбной отрасли в экономику области я и рассчитывал, когда шел на губернаторские выборы, заявляя, что рыба должна обогащать не только отдельных предпринимателей, приехавших из других городов или связанных с заграницей, а работать на нужды жителей полуострова. Я ставил перед собой задачу прекратить порочную традицию прошлых лет. К примеру, в 1998 году тысячи тонн выпотрошенного лосося сгнили на полях, добытая икра была благополучно вывезена и реализована за пределами полуострова, а зимой Камчатка прошла через ужасы масштабного отключения тепла и электричества. Перед предпринимателями была поставлена четкая задача: те, кто хочет пользоваться водными биоресурсами Камчатки, обязаны вносить свой вклад в поддержку экономики области. 2001 год мы прожили с теплом и светом в домах только потому, что смогли разработать типовой контракт, названный потом «Топливо в обмен на рыбу». Предприятия получали дополнительные квоты на условиях помощи в приобретении топлива. Если бы не это — камчатцы вновь выходили бы на улицу из промерзших квартир и грелись во дворах у костров, готовя на них же еду для своих детей. Большинство предприятий выполняли условия договора и в 2002м, и в 2003 годах и не отказывались вносить свои добровольные вклады в экономику области. Конечно же, были и недовольные руководители предприятий, подававшие иски в суд. Однако ни один судебный процесс ими выигран не был. Условия контракта предполагали полную добровольность.
— С приходом на пост губернатора вы полностью изменили стиль взаимоотношений рыбного департамента областной администрации с рыбопромысловыми предприятиями. В чем суть этих изменений?
— Работа департамента рыбного хозяйства стала предельно прозрачной и открытой. Заработала система распределения квот на конкурсной основе. Начал выполняться закон Камчатской области «О водных биоресурсах», который принят в 1997 году, но до 2001 года не работал. До этого квоты делились кулуарно, без привлечения членов областного рыбохозяйственного совета и соответствующих комиссий. Депутатов областного Совета к этому процессу прежде на пушечный выстрел не подпускали... Заработав по-новому, департамент начал выполнять основную свою функцию — приносить максимальный доход в бюджет области.
— Государственный комитет по рыболовству России подтвердил право областной администрации распределять квоты между предприятиями прибрежного рыболовства на основе положений, разработанных с учетом потребностей рыбаков-прибрежников. Что это даст области?
— К сожалению, пока Госкомитет по рыболовству не подтвердил право областной администрации распределять квоты прибрежникам так, чтобы полностью удовлетворить потребности рыбаков. Против такого распределения выступил прокурор области и добился поддержки своего мнения в суде. Хотя есть письмо генерального прокурора, подтверждающее наше право вырабатывать собственное положение по распределению. Вопрос этот весьма спорный. Если область вынуждена будет перейти на типовое положение без его «привязки» к нашим реалиям, то пострадает не только областной бюджет. Гораздо большие потери понесут тысячи семей рыбаков, работающих в прибрежной зоне. Понимая, что это обернется тяжелейшим потрясением, мы сделали что могли, отстаивая свою позицию во всех инстанциях. — Каждую зиму Камчатская область сталкивается с энергетическим кризисом. По уровню тарифов Камчатка является лидером всего региона. Стало ли это поводом для позитивных перемен, и какова готовность области к следующему отопительному сезону?
— Из-за высоких цен на топливо, а следовательно и соответствующей стоимости электроэнергии. Камчатка идет чуть ли не впереди планеты всей. По крайней мере электричество в Камчатской области самое дорогое в России. Но население платит лишь половину реальной стоимости киловатт-часа. Вторую половину берет на себя областной бюджет. За тепло население тоже платит далеко не реальную цену. Тарифы на тепловую энергию устанавливаются адекватные. Однако депутаты муниципальных органов законодательной власти, пользуясь своим правом, принимают популистские решения о занижении стоимости услуг ЖКХ.
На самом деле это вовсе не забота о народе, а скорее наоборот. Если бы мы вышли на федеральные стандарты, то большая часть жителей смогла бы получать федеральную субсидию. Высокие энерготарифы были бы совершенно незаметны населению со средним и малым достатком. А жилищно-коммунальные хозяйства смогли бы существенно поправить свои дела за счет поступления федеральных средств на компенсацию потерь. Я буду любыми путями — пусть даже в ущерб своей популярности в предвыборный год — добиваться перехода на федеральный стандарт. Если удастся этого добиться — мы решим основную из проблем реформы жилищно-коммунального хозяйства в Камчатской области.
— Как осуществляется поддержка региона со стороны федерального округа?
— Идея создания федеральных округов была в принципе правильной. Это укрепило вертикаль государственной власти. К сожалению, федеральный округ не располагает собственным резервным фондом, из которого можно было бы помогать регионам в самых критических ситуациях. У нас ведь все проблемы, как правило, упираются в деньги. Все наши обращения за помощью в федеральный округ сводятся к одному: помочь довести до сведения того или иного министра, правительства РФ, Президента России информацию о степени сложности ситуации, указать на наши «болевые точки». В этом округ нам помогает. Федеральный округ может проводить через Правительство РФ законодательные инициативы, что делает эту работу более результативной. И, конечно же, контроль! Я убежден, что указывать на ошибки в работе исполнительной власти субъектов — это значит оказывать помощь в работе.
— Отвлечемся от экономики, от повседневных хозяйственных дел. Расскажите, пожалуйста, о своих увлечениях, о семье.
— Моя жена — педагог, директор петропавловской общеобразовательной школы. Мечтала об этой профессии со школьной скамьи. У нас две дочери, обе окончили Ленинградский педагогический институт им. Герцена. Старшая — специалист по преподаванию русского языка для слабослышащих детей. Младшая — преподаватель английского языка в начальной школе, дополнительная специальность — психология, сейчас пишет кандидатскую диссертацию, работая в альма-матер. Я с гордостью храню погоны курсанта знаменитого Качинского авиационного училища. Увлечения... Люблю умные и добрые книги, хорошую бардовскую песню. Когда тихонько подпеваю, это никого не ранит. А мечта... Она у нас одна на всех: сделать Камчатку уютным домом, в котором бы был достаток и много званых гостей!
Справка «Бюджета»
Машковцев Михаил Борисович, родился 1 января 1947 г. в Минске. Среднюю школу окончил в Ленинграде.
С 1965 по 1966 гг. работал токарем на заводе, затем учился в Качинском высшем военном авиационном училище. В 1974 г. окончил Ленинградский электротехнический институт .
1974—1980 гг. — инженер, затем старший инженер Всесоюзного научно-исследовательского института им. Коминтерна, геофизик Полярной геофизической экспедиции НПО «Совморгео» (Ленинград). 1980—1986 гг. — ге
офизик, затем начальник отряда Северо-Тихоокеанской экспедиции «Севморгеология».
1986—1990 гг. — электромеханик, затем инженер-электрик Камчатского предприятия по обслуживанию вычислительной техники и информатике.
1990—1991 гг. — секретарь Петропавловск-Камчатского горкома КПСС.
В 1991 г. был избран членом Малого Совета Петропавловск-Камчатского городского Совета народных депутатов.
1994—1995 гг. — помощник депутата Госдумы Геннадия Селезнева.
12 апреля 1995 г. избран председателем Законодательного собрания Камчатской области.
В январе 1996 г. вошел в состав Совета Федерации РФ второго созыва. Был избран заместителем председателя Комитета СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии.
17 декабря 2000 г. избран губернатором Камчатской области во втором туре с результатом 46% голосов.
В 2003 г. Российской академией естественных наук награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» — за успешное осуществление мероприятий, направленных на улучшение состояния экономики, экологии, безопасности, культуры и образования.
Беседовала Тая ОЛЕЙНИК
Журнал «Бюджет» №4 апрель 2004 г.
— Конечно же, Камчатка живет не только чрезвычайными происшествиями. Настоящие ЧП происходят на Камчатке, к счастью, довольно редко. Сильная пурга или подземный толчок силой в три балла — это не происшествие, а привычный фон, на котором протекает жизнь. На самом деле камчатцы живут заботами о подъеме экономики области. Причем не только путем дальнейшего развития привычной для полуострова формы хозяйствования — рыбного промысла. Занимаемся и новыми видами социально-экономической деятельности. В частности, уже третий год работаем над развитием горнодобывающей промышленности. Администрация Камчатской области завершает конкурс на право пользования участком недр с целью геологического изучения и добычи никеля, меди и сопутствующих металлов в пределах Квинум-Кувалорогской никеленосной зоны на территории Елизовского и Усть-Болыперецкого районов. Приросты запасов никеля по залежам Квинум-1 и Квинум-2 оцениваются в 40 тыс. тонн. По разведанным месторождениям Квинумской группы — в 200 тыс. тонн. Общий объем инвестиций проекта составит около 5,5 млн. долларов. Заявки на участие в конкурсе подали — петропавловское предприятие «Геотехнологии», московское акционерное общество «СКС Монтаж», металлургическое предприятие из Гонконга, компания по использованию залежей полезных ископаемых из Ирландии. Основные критерии для выявления победителя при проведении конкурса — научно-технический уровень программы использования недр, полнота извлечения металлосодержащей руды, а самое главное — вклад в социально-экономическое развитие Камчатской области. Ранее подобная работа была проведена по использованию золоторудных залежей Агинского, Асачинского, Родникового месторождений и Бараньевского золоторудного поля. В 2004 году общий объем инвестиций в Агинский проект составил 25 млн. долларов. Там сейчас заканчивается реконструкция автодороги и строительство добывающего комплекса. В ближайшее время мы планируем получить первый слиток камчатского золота. Большое значение в развитии экономики области имеет туризм. В Камчатской области имеются два государственных заповедника, 17 государственных заказников, 169 уникальных природных объектов, включая памятники природы, пять природных парков. 27% территории области отнесено к категории охраняемых. Пять природных территорий, объединенных под общим названием «Вулканы Камчатки», включены ЮНЕСКО в Список Всемирного культурного и природного наследия. В настоящее время в области работают 102 туроператорские и турагентские фирмы.
— Вы руководите одной из богатых, но проблемных территорий России. Какие варианты финансового оздоровления области вы видите?
— В 2004 году рост собственных доходов областного бюджета достиг почти 40%. Это стало возможным благодаря слаженной и грамотной работе руководителей и специалистов структурных подразделений администрации области. По данным Ассоциации менеджеров России, в рейтинговой таблице профессиональной репутации региональных администраций Камчатская область занимает 38-е место из 89 субъектов Федерации. Только на 5 пунктов опережает нас Московская область, занимающая 33-е место. Показатели большинства наших дальневосточных соседей несколько скромнее: 40-е место у Приморского края, 41-е — у Магаданской области.
В середине ноября прошлого года на 5-й Петровской ассамблее Камчатская область за успехи в экономическом развитии была награждена орденом Петра Великого — одной из престижных общественных наград Российской Федерации, ежегодно вручаемых фондом «Менеджеры новой эпохи» и Международным клубом менеджеров. Областная администрация ведет постоянную работу по привлечению инвестиций в проекты, направленные на использование богатств Камчатки. В успешном осуществлении этих проектов мы видим залог оздоровления экономики. Основная задача — использовать природные богатства на пользу жителей области. Каждый реализованный проект должен приносить доход в областной бюджет. Ввиду крайне неэффективной работы, не приносящей прибыли областному бюджету, нам пришлось отказать нескольким иностранным фирмам в праве использования камчатских недр и передать это право отечественным предприятиям. Хочу отметить, что от работы отечественных недропользователей мы получаем заметную отдачу. — И все же основной доход областной казне дает рыба. Как прошла лососевая путина в прошлом году, и как это отразилось на жизни камчатцев?
— В общей структуре промышленного производства продукция рыбной отрасли составляет около 60%. Промысел лосося на Камчатке имеет свою специфику. Обильные подходы приходятся на четные годы. 2003 год был нечетным и не принес нам весомых уловов. Тем не менее только неналоговые поступления в областной бюджет составили 715 млн. рублей. 200 млн. руб. мы получили в качестве добровольной поддержки камчатскими рыбаками социальных программ и программы закупки топлива для работы муниципальных котельных. Именно на этот значительный вклад рыбной отрасли в экономику области я и рассчитывал, когда шел на губернаторские выборы, заявляя, что рыба должна обогащать не только отдельных предпринимателей, приехавших из других городов или связанных с заграницей, а работать на нужды жителей полуострова. Я ставил перед собой задачу прекратить порочную традицию прошлых лет. К примеру, в 1998 году тысячи тонн выпотрошенного лосося сгнили на полях, добытая икра была благополучно вывезена и реализована за пределами полуострова, а зимой Камчатка прошла через ужасы масштабного отключения тепла и электричества. Перед предпринимателями была поставлена четкая задача: те, кто хочет пользоваться водными биоресурсами Камчатки, обязаны вносить свой вклад в поддержку экономики области. 2001 год мы прожили с теплом и светом в домах только потому, что смогли разработать типовой контракт, названный потом «Топливо в обмен на рыбу». Предприятия получали дополнительные квоты на условиях помощи в приобретении топлива. Если бы не это — камчатцы вновь выходили бы на улицу из промерзших квартир и грелись во дворах у костров, готовя на них же еду для своих детей. Большинство предприятий выполняли условия договора и в 2002м, и в 2003 годах и не отказывались вносить свои добровольные вклады в экономику области. Конечно же, были и недовольные руководители предприятий, подававшие иски в суд. Однако ни один судебный процесс ими выигран не был. Условия контракта предполагали полную добровольность.
— С приходом на пост губернатора вы полностью изменили стиль взаимоотношений рыбного департамента областной администрации с рыбопромысловыми предприятиями. В чем суть этих изменений?
— Работа департамента рыбного хозяйства стала предельно прозрачной и открытой. Заработала система распределения квот на конкурсной основе. Начал выполняться закон Камчатской области «О водных биоресурсах», который принят в 1997 году, но до 2001 года не работал. До этого квоты делились кулуарно, без привлечения членов областного рыбохозяйственного совета и соответствующих комиссий. Депутатов областного Совета к этому процессу прежде на пушечный выстрел не подпускали... Заработав по-новому, департамент начал выполнять основную свою функцию — приносить максимальный доход в бюджет области.
— Государственный комитет по рыболовству России подтвердил право областной администрации распределять квоты между предприятиями прибрежного рыболовства на основе положений, разработанных с учетом потребностей рыбаков-прибрежников. Что это даст области?
— К сожалению, пока Госкомитет по рыболовству не подтвердил право областной администрации распределять квоты прибрежникам так, чтобы полностью удовлетворить потребности рыбаков. Против такого распределения выступил прокурор области и добился поддержки своего мнения в суде. Хотя есть письмо генерального прокурора, подтверждающее наше право вырабатывать собственное положение по распределению. Вопрос этот весьма спорный. Если область вынуждена будет перейти на типовое положение без его «привязки» к нашим реалиям, то пострадает не только областной бюджет. Гораздо большие потери понесут тысячи семей рыбаков, работающих в прибрежной зоне. Понимая, что это обернется тяжелейшим потрясением, мы сделали что могли, отстаивая свою позицию во всех инстанциях. — Каждую зиму Камчатская область сталкивается с энергетическим кризисом. По уровню тарифов Камчатка является лидером всего региона. Стало ли это поводом для позитивных перемен, и какова готовность области к следующему отопительному сезону?
— Из-за высоких цен на топливо, а следовательно и соответствующей стоимости электроэнергии. Камчатка идет чуть ли не впереди планеты всей. По крайней мере электричество в Камчатской области самое дорогое в России. Но население платит лишь половину реальной стоимости киловатт-часа. Вторую половину берет на себя областной бюджет. За тепло население тоже платит далеко не реальную цену. Тарифы на тепловую энергию устанавливаются адекватные. Однако депутаты муниципальных органов законодательной власти, пользуясь своим правом, принимают популистские решения о занижении стоимости услуг ЖКХ.
На самом деле это вовсе не забота о народе, а скорее наоборот. Если бы мы вышли на федеральные стандарты, то большая часть жителей смогла бы получать федеральную субсидию. Высокие энерготарифы были бы совершенно незаметны населению со средним и малым достатком. А жилищно-коммунальные хозяйства смогли бы существенно поправить свои дела за счет поступления федеральных средств на компенсацию потерь. Я буду любыми путями — пусть даже в ущерб своей популярности в предвыборный год — добиваться перехода на федеральный стандарт. Если удастся этого добиться — мы решим основную из проблем реформы жилищно-коммунального хозяйства в Камчатской области.
— Как осуществляется поддержка региона со стороны федерального округа?
— Идея создания федеральных округов была в принципе правильной. Это укрепило вертикаль государственной власти. К сожалению, федеральный округ не располагает собственным резервным фондом, из которого можно было бы помогать регионам в самых критических ситуациях. У нас ведь все проблемы, как правило, упираются в деньги. Все наши обращения за помощью в федеральный округ сводятся к одному: помочь довести до сведения того или иного министра, правительства РФ, Президента России информацию о степени сложности ситуации, указать на наши «болевые точки». В этом округ нам помогает. Федеральный округ может проводить через Правительство РФ законодательные инициативы, что делает эту работу более результативной. И, конечно же, контроль! Я убежден, что указывать на ошибки в работе исполнительной власти субъектов — это значит оказывать помощь в работе.
— Отвлечемся от экономики, от повседневных хозяйственных дел. Расскажите, пожалуйста, о своих увлечениях, о семье.
— Моя жена — педагог, директор петропавловской общеобразовательной школы. Мечтала об этой профессии со школьной скамьи. У нас две дочери, обе окончили Ленинградский педагогический институт им. Герцена. Старшая — специалист по преподаванию русского языка для слабослышащих детей. Младшая — преподаватель английского языка в начальной школе, дополнительная специальность — психология, сейчас пишет кандидатскую диссертацию, работая в альма-матер. Я с гордостью храню погоны курсанта знаменитого Качинского авиационного училища. Увлечения... Люблю умные и добрые книги, хорошую бардовскую песню. Когда тихонько подпеваю, это никого не ранит. А мечта... Она у нас одна на всех: сделать Камчатку уютным домом, в котором бы был достаток и много званых гостей!
Справка «Бюджета»
Машковцев Михаил Борисович, родился 1 января 1947 г. в Минске. Среднюю школу окончил в Ленинграде.
С 1965 по 1966 гг. работал токарем на заводе, затем учился в Качинском высшем военном авиационном училище. В 1974 г. окончил Ленинградский электротехнический институт .
1974—1980 гг. — инженер, затем старший инженер Всесоюзного научно-исследовательского института им. Коминтерна, геофизик Полярной геофизической экспедиции НПО «Совморгео» (Ленинград). 1980—1986 гг. — ге
офизик, затем начальник отряда Северо-Тихоокеанской экспедиции «Севморгеология».
1986—1990 гг. — электромеханик, затем инженер-электрик Камчатского предприятия по обслуживанию вычислительной техники и информатике.
1990—1991 гг. — секретарь Петропавловск-Камчатского горкома КПСС.
В 1991 г. был избран членом Малого Совета Петропавловск-Камчатского городского Совета народных депутатов.
1994—1995 гг. — помощник депутата Госдумы Геннадия Селезнева.
12 апреля 1995 г. избран председателем Законодательного собрания Камчатской области.
В январе 1996 г. вошел в состав Совета Федерации РФ второго созыва. Был избран заместителем председателя Комитета СФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии.
17 декабря 2000 г. избран губернатором Камчатской области во втором туре с результатом 46% голосов.
В 2003 г. Российской академией естественных наук награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» — за успешное осуществление мероприятий, направленных на улучшение состояния экономики, экологии, безопасности, культуры и образования.
Беседовала Тая ОЛЕЙНИК
Журнал «Бюджет» №4 апрель 2004 г.