Сколько стоит социальная стабильность? Первые плоды перехода на казначейскую систему исполнения бюджета. Поможет ли Центр удаленным регионам? Об этом и многом другом корреспонденту журнала рассказала начальник Департамента финансов и бюджетной политики Камчатской области Наталья ПАРХОМЕНКО.
— Как строится бюджетный процесс области? Как обеспечивается контроль над целевым использованием бюджетных средств?
— Бюджетный процесс области строится по общей методике Министерства финансов, но, разумеется, с учетом местных условий. По поводу контроля могу сказать: поскольку бюджет у нас дотационный и в законе о федеральном бюджете четко прописано исполнение его через казначейство, то мы обязаны этому следовать. Мы долго сопротивлялись переходу на казначейскую систему исполнения бюджета, но сейчас пришли к выводу, что его надо было бы осуществить намного раньше. Ведь благодаря переходу у нас появилось время на осуществление последующего контроля над использованием бюджетных средств. Да и формированию бюджета мы теперь можем уделить больше времени. К тому же, нашему примеру последовали муниципальные образования, и уже четыре из девяти также выполняют бюджет через казначейство.
— Какие отрасли в бюджете 2004 года являются приоритетными?
— На первом месте у нас в области стоит социальная сфера. В первую очередь — здравоохранение, социальная защита населения и, конечно, зарплата работников бюджетной сферы. На остальные расходы мы постоянно пытаемся изыскать дополнительные средства, так как финансирование недостаточное. Плюс к этому в течение двух лет заработная плата населению на федеральном уровне постоянно повышалась, а в региональном бюджете средств на это повышение не было предусмотрено. И пришлось, например, только в этом году 672 млн. руб. потратить на повышение зарплаты, хотя мы планировали направить эти деньги на другие статьи расходов.
— Как со стороны департамента финансов можно свести к минимуму угрозу энергетического кризиса?
— Только сократив финансирование всех расходов, кроме социально значимых. И другого выхода нет. Чаще всего наши обращения к правительству и президенту с просьбой о финансовой поддержке остаются без ответа. Пока нам удалось получить только авансовый трансфер, но, боюсь, когда мы придем к четвертому кварталу, его не останется. К нам постоянно приезжают федеральные комиссии. Составляются объемные аналитические записки о том, что идет бесконтрольный рост цен на мазут (в прошлом году цена возросла в 7 раз), растут тарифы на перевозку, однако Центр оставляет без внимания эту проблему. — Насколько пополнила бюджет прошлогодняя путина? — В бюджет пришло порядка 150 млн. руб. В позапрошлом году было 400 млн. Это не считая аукционных денег. От них мы получили 738 млн. руб.
— Каковы на сегодняшний день основные источники пополнения областного бюджета? Есть ли у администрации конкретные планы увеличения поступлений за счет поиска новых источников привлечения денежных средств?
— Скажу честно: новых источников нет. Есть только возможность лучшего администрирования налогов и работы с налогоплательщиками, которые имеют задолженности. Есть возможность изменить ситуацию в коммунальном хозяйстве, но для этого надо изменить тарифы, прийти к оговоренным в реформе стандартам. И если повсюду плата за коммунальные услуги составляет 90%, то у нас по области в среднем — около 7%. То есть в городе у населения низкие зарплаты, за счет этого появляется не восполняемая никем часть стоимости коммунальных услуг, которая не может быть закрыта ни местным, ни федеральным бюджетом.
— Мэр города Петропавловска-Камчатский Юрий Голенищев делал неоднократные публичные заявления о том, что область не перечисляет в городской бюджет все средства, которые обязана перечислить. Речь неоднократно шла о деньгах на закупку топлива...
— Эти заявления — неправда. То, что положено по закону, мы передаем в бюджет города. Другое дело, что этого не хватает. Ведь те средства, которые мы были вынуждены выделить на заработную плату, могли уйти на реформирование жилищно-коммунального хозяйства. То есть мы можем говорить только о недостатке средств, поступающих из областного бюджета. По итогам 2003 года у нас произошло снижение бюджетной обеспеченности: в 2002 году было 70,4%, в 2003-м — 63,4%.
— Как вы оцениваете систему межбюджетных отношений?
— Я считаю, что она построена в первую очередь на интересах федерального центра, а не субъектов Федерации.
— Вы — одна из немногих, кто работал при прежнем губернаторе и остался в нынешней администрации. Что изменилось? Какие позитивные тенденции можно отметить?
— Основные изменения в экономике края зависят не от администрации, а от общей ситуации в стране. Изменились доходы федерального бюджета. 2001—2002 год мы прожили благополучно. И только в 2003м, с повышением зарплат, начались скачки. То есть нам постоянно приходится подстраиваться под обстоятельства. Но сейчас ситуация более или менее стабилизировалась. Однако ситуация в коммунальном хозяйстве — как была в тупике при прежнем руководстве — так там и осталась. В этой сфере все находится на прежнем уровне. Но дело в том, что развитие экономики области зависит не от работы новой администрации, а от общих обстоятельств, целой серии факторов, влияющих на развитие региона. Пока в Центре не начнут более точно просчитывать, как распределение финансовых ресурсов влияет на развитие отдаленных регионов, ситуация скорее всего не изменится. А пока мы стараемся собственными усилиями сохранять финансовую стабильность в регионе и активно ведем поиск дополнительных источников развития экономики Камчатской области.
Беседовала Татьяна ТИЩЕНКО
Журнал «Бюджет « №4 апрель 2004 г.
— Как строится бюджетный процесс области? Как обеспечивается контроль над целевым использованием бюджетных средств?
— Бюджетный процесс области строится по общей методике Министерства финансов, но, разумеется, с учетом местных условий. По поводу контроля могу сказать: поскольку бюджет у нас дотационный и в законе о федеральном бюджете четко прописано исполнение его через казначейство, то мы обязаны этому следовать. Мы долго сопротивлялись переходу на казначейскую систему исполнения бюджета, но сейчас пришли к выводу, что его надо было бы осуществить намного раньше. Ведь благодаря переходу у нас появилось время на осуществление последующего контроля над использованием бюджетных средств. Да и формированию бюджета мы теперь можем уделить больше времени. К тому же, нашему примеру последовали муниципальные образования, и уже четыре из девяти также выполняют бюджет через казначейство.
— Какие отрасли в бюджете 2004 года являются приоритетными?
— На первом месте у нас в области стоит социальная сфера. В первую очередь — здравоохранение, социальная защита населения и, конечно, зарплата работников бюджетной сферы. На остальные расходы мы постоянно пытаемся изыскать дополнительные средства, так как финансирование недостаточное. Плюс к этому в течение двух лет заработная плата населению на федеральном уровне постоянно повышалась, а в региональном бюджете средств на это повышение не было предусмотрено. И пришлось, например, только в этом году 672 млн. руб. потратить на повышение зарплаты, хотя мы планировали направить эти деньги на другие статьи расходов.
— Как со стороны департамента финансов можно свести к минимуму угрозу энергетического кризиса?
— Только сократив финансирование всех расходов, кроме социально значимых. И другого выхода нет. Чаще всего наши обращения к правительству и президенту с просьбой о финансовой поддержке остаются без ответа. Пока нам удалось получить только авансовый трансфер, но, боюсь, когда мы придем к четвертому кварталу, его не останется. К нам постоянно приезжают федеральные комиссии. Составляются объемные аналитические записки о том, что идет бесконтрольный рост цен на мазут (в прошлом году цена возросла в 7 раз), растут тарифы на перевозку, однако Центр оставляет без внимания эту проблему. — Насколько пополнила бюджет прошлогодняя путина? — В бюджет пришло порядка 150 млн. руб. В позапрошлом году было 400 млн. Это не считая аукционных денег. От них мы получили 738 млн. руб.
— Каковы на сегодняшний день основные источники пополнения областного бюджета? Есть ли у администрации конкретные планы увеличения поступлений за счет поиска новых источников привлечения денежных средств?
— Скажу честно: новых источников нет. Есть только возможность лучшего администрирования налогов и работы с налогоплательщиками, которые имеют задолженности. Есть возможность изменить ситуацию в коммунальном хозяйстве, но для этого надо изменить тарифы, прийти к оговоренным в реформе стандартам. И если повсюду плата за коммунальные услуги составляет 90%, то у нас по области в среднем — около 7%. То есть в городе у населения низкие зарплаты, за счет этого появляется не восполняемая никем часть стоимости коммунальных услуг, которая не может быть закрыта ни местным, ни федеральным бюджетом.
— Мэр города Петропавловска-Камчатский Юрий Голенищев делал неоднократные публичные заявления о том, что область не перечисляет в городской бюджет все средства, которые обязана перечислить. Речь неоднократно шла о деньгах на закупку топлива...
— Эти заявления — неправда. То, что положено по закону, мы передаем в бюджет города. Другое дело, что этого не хватает. Ведь те средства, которые мы были вынуждены выделить на заработную плату, могли уйти на реформирование жилищно-коммунального хозяйства. То есть мы можем говорить только о недостатке средств, поступающих из областного бюджета. По итогам 2003 года у нас произошло снижение бюджетной обеспеченности: в 2002 году было 70,4%, в 2003-м — 63,4%.
— Как вы оцениваете систему межбюджетных отношений?
— Я считаю, что она построена в первую очередь на интересах федерального центра, а не субъектов Федерации.
— Вы — одна из немногих, кто работал при прежнем губернаторе и остался в нынешней администрации. Что изменилось? Какие позитивные тенденции можно отметить?
— Основные изменения в экономике края зависят не от администрации, а от общей ситуации в стране. Изменились доходы федерального бюджета. 2001—2002 год мы прожили благополучно. И только в 2003м, с повышением зарплат, начались скачки. То есть нам постоянно приходится подстраиваться под обстоятельства. Но сейчас ситуация более или менее стабилизировалась. Однако ситуация в коммунальном хозяйстве — как была в тупике при прежнем руководстве — так там и осталась. В этой сфере все находится на прежнем уровне. Но дело в том, что развитие экономики области зависит не от работы новой администрации, а от общих обстоятельств, целой серии факторов, влияющих на развитие региона. Пока в Центре не начнут более точно просчитывать, как распределение финансовых ресурсов влияет на развитие отдаленных регионов, ситуация скорее всего не изменится. А пока мы стараемся собственными усилиями сохранять финансовую стабильность в регионе и активно ведем поиск дополнительных источников развития экономики Камчатской области.
Беседовала Татьяна ТИЩЕНКО
Журнал «Бюджет « №4 апрель 2004 г.