Версия для печати 8241 Материалы по теме
Технологии инвестиционного развития городов и регионов: актуальные модели

Гарбер
В последние десятилетия благодаря глобализации, развитию социальных и информационных технологий и ряду других причин у городов и регионов всего мира возникли новые возможности экономического и культурного развития. Накопленный мировой опыт позволяет и российским регионам использовать новые подходы к собственному развитию. Наталья Михаэлевна ГАРБЕР, консультант по инвестиционному развитию территорий

От инноваций к инвестициям

Барселона и Сидней, Ванкувер и Хельсинки, отдельные районы Цюриха и Страсбурга наряду с широким рядом провинциальных и малоизвестных доселе городов и регионов воспользовались новыми возможностями и получили мощный приток инвестиций и туристов, увеличение активности бизнесов и местных сообществ, новый политический вес и культурное значение. В результате на этих территориях выросло качество жизни населения и увеличилась степень интеграции политических, деловых, культурных структур в национальное и международное пространство, в том числе инвестиционное.

В России новые возможности осваивались, по мере сил каждой территории, в рамках инновационных программ развития регионов. Сегодня благодаря накопленному мировому и отечественному опыту можно смело сказать, что пришло время расширить эти рамки, обогащая технологическую инновационную активность инвестиционным и социокультурным подходами к развитию и брендингу территорий.

В России, по оценкам РА «Эксперт», к концу 2011 года города и регионы, обеспечившие инвестиционно привлекательный баланс потенциала и риска, включают Московскую область, Санкт-Петербург и Краснодарский край как наиболее перспективные и низкорисковые, а также Белгородскую и Ростовскую области как имеющие средний потенциал, но и малые риски инвестиционной деятельности. Москва, Свердловская область и Красноярский край с высоким потенциалом и умеренным риском замыкают цепочку инвестиционно привлекательных регионов РФ (см. рис. 1).

• Как результат проведения инновационной политики на федеральном уровне инвестиционная привлекательность городов и регионов РФ в последние годы коррелировала с их инновационной активностью. Так, рейтинг инновационной активности в Российской Федерации за 2011 год, составленный Фондом «Петербургская политика», Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и газетой «РБК-Daily», к первой пятерке российских иннорегионов отнес Томскую область, Татарстан, Красноярский край, Новосибирскую и Московскую области (конечно, включая «Сколково»). За ними идут Калужская область, обошедшая обе столицы, затем Санкт-Петербург и Москва, а замыкают список Свердловская и Челябинская области.

Стоит заметить, что за исключением Томской и Калужской областей, все еще, по оценкам РА «Эксперт», обладающих пониженным потенциалом, хотя и с умеренным риском, первая десятка инновационных городов и регионов полностью входит в список инвестиционно привлекательных территорий страны. При этом Краснодарский край обрел свой максимальный потенциал благодаря национальному и неизбежно инновационному проекту Олимпиады-2014 в Сочи, а Белгородская и Ростовская области обеспечивают высокую инвестиционную привлекательность средствами непубличных инновационных проектов. Это не значит, что их деловая активность лишена необходимой для прибыли инновационной компоненты, а скорее что их администрации упустили возможность осуществить инвестиционные вливания в свои регионы на инновационной волне.

Однако в целом оценки инновационности в России оказываются привязаны к задаче обеспечения инвестиционной привлекательности (см. таблицу). Для непривлекательных в инвестиционном плане регионов инновации — это шанс на прорыв к большим деньгам на инновационной волне, а для инвестиционно привлекательных территорий инноактивность — возможность усилить свои позиции на динамичном глобальном инвестрынке.

таблица
При анализе городов и регионов эксперты рейтинга инновационных территорий изучали небазовые ресурсы инновационного развития, такие как количество патентов, процент жителей с высшим образованием, научно-образовательная база и пр. Была также достойно учтена активность ключевых субъектов инновационного развития территории — университетов, власти, научных институтов, бизнеса, из деятельности которых и рождается инновационный и коммерческий результат. В числе победителей рейтинга оказались регионы, обладающие не просто отдельными успешными инновационными проектами, компаниями или иными достижениями, а единой, продуманной и системной стратегией, позволяющей надеяться на синергию всех компонентов инновационного процесса.

Лидерами в сфере инноваций считаются сегодня именно такие регионы, потому что инновационные образования и культурно-политические события (фестивали, форумы и т. д.) повышают стоимость бренда и уровень инвестиционной привлекательности регионов. Именно система управления и сильная стабильная политическая воля вкупе с инновационной моделью инвестиционного развития и четкой программой улучшения социокультурной инфраструктуры города или региона позволяют сформировать инвестиционно привлекательный бренд.

Наличие такой системной стратегии позволяет городу или региону стабильно развиваться и удерживать лидерские позиции даже при существенных колебаниях рынка и отдельных рывках других участников инвестиционного процесса. Так, в 2011 году первая пятерка рейтинга российских инновационных и, как следствие, инвестиционно активных регионов включала тех же участников, что и годом ранее, именно потому, что системный подход дает стабильные результаты. И первой в этой пятерке стала Томская область.

Модель развития региона на инновационной волне: Томская область

В Томске флагманом инноразвития стал центр образования, исследований и разработок «ИНО Томск 2020», местный аналог «Сколково». Благодаря проекту количество инновационных предприятий в городе должно вырасти с 450 до 1000. Кроме создания научного и образовательного парка проект подразумевает развитие особой экономической зоны и социальной инфраструктуры города (жилой район для новаторов, университетский городок, спортивные центры и объекты культуры), модернизацию транспортной системы (международный аэропорт, шоссе, железные дороги) и ряд других программ. Инновационный проект гарантирует региону получение в ближайшие три года 40 млрд руб. от Минэкономразвития, еще столько же с 2011 по 2013 год будет вложено в «ИНО Томск 2020» негосударственными источниками.

Другими компонентами формирования инновационно-инвестиционной привлекательности региона стали вхождение Томского университета в совет директоров Консорциума ведущих технических вузов Европы и планы «Рос­атома» по созданию в Томске центра подготовки иностранных специалистов для стран АТР. При этом в момент объявления о старте большого инвестпроекта в Томске «Росатом» отказал в деньгах технологическому центру в Екатеринбурге, находящемуся в Свердловской области, которая по приведенному рейтингу замыкает первую десятку иннорегионов страны. Как говорится, победитель забирает все: Томская область отличается стабильной инновационной активностью, причем значимые новости приходят ото всех субъектов развития — университетов, инновационных компаний, научных институтов, региональной власти.

Эта система стабильного развития кроме флагманского проекта «ИНО Томск 2020» включает ряд связанных друг с другом компонентов:

разработки и внедрение инноваций. Запущен ряд значимых проектов, где лидером стала фирма «Микран», которая совместно с Nokia Siemens Networks и ОАО «РОСНАНО» запускает производство телекоммуникационного оборудования четвертого поколения LTE в особой экономической зоне Томска;

политика и просвещение. Губернатор В. М. Кресс обозначил инновационное развитие как приоритет развития области. В Томске высока активность просветительских проектов, продвигающих результаты и идеи инноваций в массы, что обеспечивает рост ценности инновационных брендов для местных и национальных потребителей. В 2011 году в Томске стартовал проект «Томские лекции» — цикл популярных лекций для жителей города по семи прорывным направлениям развития региона;

сотрудничество на межрегиональном и международном уровне. Томские вузы и НИИ объединились в консорциум, перейдя от конкуренции к синергии. Томск стал вторым после Москвы городом, в котором начал работу Открытый университет «Сколково». XIV Томский инновационный форум INNOVUS продемонстрировал взрывной рост активности местного населения, участников и интереса со стороны федерального центра, бизнеса и зарубежных специалистов инновационного сектора. Форум становится одной из ключевых площадок обсуждения инноваций в России. В том же 2011 году губернатор Томской области возглавил работу Ассоциации инновационных регионов России.

За год Томская область совершила существенный прорыв, вместе с тем у нее есть и риски. Это потенциальная угроза смены административной команды региона, которая может поставить под сомнение продолжение курса на инновационное развитие. Кроме того, «РОСНАНО» указало на недостаточную кооперацию университетов и научных институтов в регионе, что может лишить его в ближайшем будущем крупных научно-производственных прорывов и, как следствие, снизить уровень вложений и доверия инвесторов.

Как вложиться в идеи, чтобы привлечь деньги

Татарстан стал вторым в рейтинге иннорегионов. Большим плюсом стала успешная работа электронного правительства республики, а также существенный объем нанопродукции, который к концу 2011 года достиг 7 млрд руб. Этому способствовало открытие завода по выпуску гибкой упаковки с использованием нанотехнологий ООО «Данафлекс-Нано», Научно-образовательного центра нанотехнологий и наноматериалов и Центра наноразмерных технологий «Идея», создаваемого совместно с «РОСНАНО». Второе значимое направление развития — ИТ: в 2011 в сотрудничестве с сингапурской компанией RSP Architects стартовал проект IT-деревни «Иннополис» под Казанью. В Казанском университете открывается Высшая школа информационных систем и технологий при поддержке таких крупнейших компаний, как Microsoft, HP, Cisco, IBM и Oracle.

На осень 2012 года в ОЭЗ «Алабуга» запланировано открытие производства углеродных волокон мощностью 1,5 тыс. тонн в год, не имеющего аналогов в России. Проект стоимостью 2,5 млрд руб. финансирует «Росатом», что демонстрирует четкую связь инновационной политики региона и инвестиций в него. В рамках своих международных планов Татарстан привлек инвесткомпанию Wermuth Asset Management и создал фонд чистых технологий объемом 110 млн евро для повышения энергоэффективности и экологической устойчивости экономики республики. В итоге в 2011 году Татарстан занял 1-е место в рейтинге Forbes Russia «Лучшие регионы для бизнеса» и стал вторым в иннорейтинге России.

Эксперты иннорейтинга отмечали безусловное лидерство региона в реализации крупных государственных инициатив в инновационной сфере. Активность региональных властей вывела республику в лидеры по количеству и качеству мероприятий различной тематики, проводимых в Казани. Однако вся эта работа идет при крайне низкой активности университетов и научных институтов, мешающей региону развернуться в полную силу.

Инновационная активность Красноярского края в 2011 году развивалась по нарастающей. Прошел Красноярский экономический форум, уверенно входящий в число ключевых элитных инновационных и инвестиционных мероприятий страны. Край создал министерство инноваций и инвестиций. Губернатор утвердил интересную и содержательную Стратегию инновационного развития края до 2020 года и два ключевых закона в области краевых инноваций. Набрал обороты проект создания промпарка в Железногорске в сотрудничестве с «Росатомом», МЧС и «РОСНАНО». Открылся Красноярский бизнес-инкубатор с 70 резидентами. НИИ и вузы Красноярского края, так же как и Томской области, участвуют в разработке новых решений для освоения Арктики. Эксперты отмечают: в крае используется системный подход к развитию инновационного сектора, что дает ему большие шансы на привлечение инвестиций в секторе высокого потенциала с умеренным риском, где поместил его РА «Эксперт».

В Новосибирской области инновационный год был отмечен экспертами как нестабильный, что во многом связано с конфликтом, развернувшимся между руководством региона и СФО. Однако курс на развитие инновационной инфраструктуры и фундаментальное наследие Новосибирского академгородка позволили региону показать значительные результаты, которые высоко оценивают институты развития, венчурные инвесторы и эксперты. Высокую инвестпривлекательность региону дает один из самых масштабных в России Инновационный молодежный форум Interra, высокий уровень вложений «РОСНАНО» в новосибирские проекты вплоть до 2013 года, а также активный рост малого и среднего бизнеса, включая широкий ряд компаний, созданных на базе местных инновационных разработок. Свою положительную роль здесь играют Школа заказных инноваций, Центр коллективного пользования НГУ «Биоинформатика», Лаборатория для исследования темной энергии и Центр прикладных исследований по тепловым процессам и катализу, созданный в сотрудничестве с Фондом «Сколково» и Имперским колледжем Лондона. Однако политическая нестабильность отбрасывает регион на 4-е место иннорейтинга и в самый конец списка «средний потенциал/умеренный риск» РА «Эксперт».

В Московской области ключевым инновационным центром является, конечно, проект «Сколково», который эксперты оценили с учетом не только сегодняшнего уровня развития и вложенных ресурсов, но и перспектив. Наибольшая активность проекта была связана с подготовкой к будущей активности и посвящена заключению соглашений с партнерами, проведением тематических мероприятий и аккредитацией резидентов. Это позволяет Московской области замкнуть первую пятерку иннорегионов страны, но не дает подняться выше, ибо у нее нет ни системности Томской области и Красноярского края, ни крупных госинициатив и международных событий Татарстана, ни инновационной инфраструктуры и фундаментального наследия Новосибирска.

Суммируя сказанное, стоит признать, что конкурентные преимущества развития инновационной компоненты в России выработаны достаточно и ее пора сочетать с развитием социокультурной и инвестиционной инфраструктур. Используя международный опыт и отечественный анализ инвестиционно-инновационной ситуации, на второе десятилетие XXI века городам и регионам РФ можно предложить следующую модель инвестиционного развития (см. рис. 2).

От технических инноваций к социокультурным инвестициям

рис 2
Согласно исследованиям известного эксперта по культурному развитию городов и территорий Чарльза Лэндри, бывшего консультанта Всемирного банка по вопросам культурного развития, который обобщил опыт 30 с лишним стран, включая Россию, Германию, Италию, Скандинавию, США и Новую Зеландию, успешно развивающиеся города и регионы в современном мире обладают рядом общих свойств. Ими управляет команда ярко мыслящих индивидуальностей с ясными политическими целями и четкой, но гибкой стратегией. В них лидерство пронизывает государственный, частный и общественный сектора, что дает обилие творческих организаций и персон. Эта активность выливается в широкий ряд общественных и деловых инициатив, а на основе местных и глобальных инвестиций осуществляется много инновационных проектов с разумной и достаточно высокой долей риска. При этом коммерция прочно взаимосвязана с социальной и культурной жизнью территории.

Основной задачей в развитии городов и территорий на современном этапе является развитие мышления людей и организаций, позволяющее увидеть возможности, оценить риски, собрать нужных людей с необходимыми ресурсами. Затем возникает задача выработать и согласовать с ними единую реалистичную инновационную стратегию, базирующуюся на свежем взгляде на богатство истории и не­освоенные перспективы региона, и реализовать эту стратегию в динамичной реальности глобализованного мира.

Не стоит думать, что инновационно-инвестиционный прорыв возможен только в больших городах и центральных территориях государств. Один из проектов того же Лэндри был посвящен финскому городу Кеми с населением чуть больше 22 тыс. человек, расположенному на полярном круге, где процветала безработица, а экономика зависела от не очень успешной бумажной фабрики. Между тем главным активом города были снег и холод, и когда в Кеми построили самый большой в мире снежный дворец LumiLinna, у туристов всего мира наконец появилось место, где можно взглянуть на покои Снежной королевы своими глазами. Так каждый город и регион могут найти для себя свою инвестиционно выгодную и инновационно уникальную коммерческую и социокультурную нишу.

Для этого, конечно, необходимы анализ и инновационный поход, чтобы не просто продолжать развивать за полярным кругом свои прежние невыгодные бумажные фабрики, а найти настоящий, большой инвестиционный потенциал, оценить риски и выбрать оптимальную стратегию развития, которая позволит городу или региону стать уникальным, стабильно развивающимся организмом. Сделать это можно на базе органичной для территории и ее людей, коммерчески выгодной долгосрочной инвестиционной программы развития. По исследованиям профессора Массачусетского университета (США) президента рабочей группы Европейского союза «Культурные индикаторы» Луиса Бонета, структура создания инвестиционно привлекательной городской среды выглядит следующим образом.

Безусловно, любая инновационная программа развития, подключающая креативные, социокультурные и инвестиционные ресурсы, рассчитанные на поддержку уникального проекта развития территории, является рисковой. Однако, как показывает таблица «Инновационная волна», регионы и города с низким инвестиционным потенциалом и достаточно умеренным уровнем рисков вполне способны войти в число лидеров по привлечению инвестиций и инновационному развитию, если они нашли свое лицо и свою стратегию, как это сделала в последние годы Томская или Калужская область.

При этом совершенно очевидно, что прямой перенос стратегии Татарстана в Подмосковье, Новосибирской области в Санкт-Петербург или Красноярска в Свердловскую область будет крайне неудачным именно из-за недоучета местных возможностей и рисков. Но одно свойство успешных стратегий можно заимствовать — их системность. При формировании стратегии следует учитывать риски: в сфере инвестиционных социокультурных проектов инновационная компонента необходима, потому что победитель, нашедший уникальное сочетание ресурсов и возможностей своей территории и сформировавший на основании этой комбинации единственный в своем роде проект, получает все выгоды новой рыночной ниши. Поэтому необходимо изучать стратегии и проекты других территорий, но ни в коем случае не копировать их опыт. Успех будут иметь проекты, так или иначе вдохновляющие все основные группы сил города или региона и отвечающие их интересам, так же как интересам населения. Они должны задействовать интересы кредитоспособных государственных и частных структур.

При этом прямые и косвенные выгоды всех ключевых участников проекта должны быть предусмотрены заранее. Необходимо также учесть региональный, российский и международный контекст и планы развития других регионов, стран и территорий, чтобы интегрироваться и использовать партнерство, а не конкурировать с более масштабными проектами в выбранной сфере.

В сфере социокультурных проектов с неизбежной информационно-компьютерной компонентой и широким медийным освещением идет активное копирование, подражание и имитация удачных решений. Поэтому здесь успех будут иметь долгосрочные проекты, встроенные в историю и рельеф конкретного региона и учитывающие красоту физического пространства, предания населяющих его народов и современный расклад политических и экономических сил региона. Иначе говоря, проекты, которые дают долгосрочные конкурентные преимущества и которые невозможно и бессмысленно воспроизводить на других территориях.

Среди ключевых факторов успеха инвестиционного и инновационного развития региона — последовательно проявляемая политическая воля, грамотная экономическая стратегия и эффективная система крупных государственных инициатив в инновационной сфере. Без яркой, системной, инновационно интересной и экономически прозрачной политической стратегии развития региона или города не удастся инициировать уникальные проекты регионального, национального или международного масштаба, а тем более привлечь к ним инвесторов.

Поделиться