Версия для печати 4351 Материалы по теме
Инвестирование  с французским акцентом

Гагарин
В Париже состоялась конференция «Инвестирование в России: возможности и трудности для французских компаний», организованная российской аудиторско-консалтинговой группой «Градиент Альфа» и Ассоциацией экономистов Le Cercle Kondratieff («Кружок Кондратьева»). Павел Александрович ГАГАРИН, председатель совета директоров АКГ «Градиент Альфа»

Со слов французских предпринимателей, принявших участие в конференции, привлекательность инвестирования в российскую экономику обусловлена следующим. Вкладывать деньги в американский рынок европейцам не имеет смысла, поскольку в США местный капитал дешевле и конкурентоспособнее. Большинство стран Европы переживают рецессию, так что от инвестирования в экономику ЕС французы тоже отказываются. Идти на рынки Китая и Юго-Восточной Азии сейчас боязно — тренд в азиатской экономике сегодня не самый хороший и перспективы непредсказуемые. Страны Южной и Центральной Америки для консервативных европейцев нечто экзотическое. Остаются только Индия, Восточная Европа и Россия, впрочем Россия из них наиболее предпочтительна из-за снизившейся стоимости активов вследствие неопределенной политической обстановки, а также из-за относительно низкой инфляции. Пока на нашем развивающемся рынке можно получить прекрасную премию за риск, и в середине года — после знакомства с новым Правительством РФ — инвесторы наверняка потянутся в Россию более уверенно.

Впрочем, активному инвестированию европейцев в нашу экономику препятствует национальная политика ряда стран ЕС. В целях поддержки своего кредитного рейтинга многие государства еврозоны призывают бизнес аккумулировать денежные средства в собственной стране. Но бесконечно это продолжаться не может, тем более налицо желание бизнеса не хранить деньги «в чулке», а эффективно вкладывать их. Да и для Франции тенденция накопить как можно больше средств внутри страны характерна в меньшей степени, чем, например, для Германии и Австрии. На конференции присутствовали представители COFACE (Compagnie française d’assurance pour le commerce extérieur) — французской страховой компании, специализирующейся в области страхования рисков, Французского инновационного агентства OSEO, чиновники мэрии Парижа, члены парижской Торгово-промышленной палаты. Представители государственных структур Франции и деловых организаций, занимающихся поддержкой французского экспорта, выразили готовность предоставить различные субсидии и льготы для поддержки инвестирования в российскую экономику.

Кто не рискует, тот не инвестирует

Несмотря на желание работать с Россией, риски инвестирования в нашу экономику французы оценивают как высокие. Но процесс инвестирования всегда и везде сопряжен с рисками, поэтому надо уметь ими управлять. Среди рисков, выделяемых западными инвесторами в России, на первом месте стоят налоговые риски. Проблема отнюдь не в желании иностранцев уклоняться от уплаты налогов, не неся за это никакой ответственности, а в опасениях, связанных с несправедливым налого­обложением и предвзятыми результатами налоговых проверок. Грамотные налоговые адвокаты и аудиторы позволяют эти риски существенно снизить.

На втором месте, с точки зрения французов, риски административные — препоны властей при реализации инвестпроектов, неправильная трактовка чиновниками на местах распоряжений администрации и неисполнение ими распоряжений вышестоящих руководителей. Именно поэтому французы всегда пытаются заручиться поддержкой региональных и местных властей и, только получив ее (разумеется, в легитимном смысле — в виде практического государственно-частного партнерства), начинают выстраивать отношения с российскими партнерами по бизнесу.

На третьем и четвертом местах — финансовые и юридические риски соответственно. Деньги иностранцы считать умеют, и юристы у них всегда сильные. Не имея в своем штате грамотных, опытных, квалифицированных юристов, французский бизнесмен на российский рынок никогда не сунется, поскольку ситуацию в России зарубежные предприниматели характеризуют как правовой хаос. Одни законы и подзаконные акты у нас в самом деле нередко противоречат другим, местные и региональные законы противоречат федеральным, а федеральных законов об инвестиционной деятельности, государственно-частном партнерстве и холдингах в России вообще нет. Принятия соответствующих федеральных законов, «подстройки» под них региональных и местных законодательных актов представители и российского, и западного бизнеса ждут с нетерпением. Их введение постепенно улучшит инвестиционный климат и позволит российским компаниям привлечь средства для своего развития, что в условиях подорожания кредитов российских банков и ужесточения требований к заемщикам очень актуально.

И только на пятом месте в восприятии французов идут рыночные риски. Исследованию рынка, планированию своей коммерческой деятельности, финансовым прогнозам и анализу иностранцы уделяют большое внимание и не жалеют на это ни сил, ни времени, ни денег.

Что касается наиболее перспективных для иностранцев отраслей экономики, то это далеко не нефтегазовый сектор. Западные инвесторы понимают, что цены на нефть и газ — главные в российской экономике, следовательно, ТЭК — это большая политика и давно поделенный рынок, на который людям «со стороны» попасть невозможно. Наиболее перспективными французы считают горнодобывающую отрасль, металлообработку, сельское хозяйство и производство сложного технического оборудования.

Подготовка российских предприятий к инвестициям

Большое значение имеет подготовка российских предприятий к процессу инвестирования, их «упаковка» в приемлемый для зарубежного инвестора вид. Как в настоящее время работает типичный российский бизнес, даже с оборотом в миллиарды рублей в год? Очень часто это неформальный «холдинг», в котором есть компания — владелец торговой марки с небольшим офисом, штатом в несколько человек и незначительным денежным оборотом. Есть в этом «холдинге» и другие предприятия, имеющие в собственности свои офисы, технологическое оборудование, склады, другие производственные активы... Эти же предприятия имеют трудовые договоры с сотрудниками, лицензии, сертификаты и другую разрешительную документацию. Их обороты по банковскому счету также невелики — как правило, несколько десятков миллионов рублей в год.

«Где же ходит все остальное?» — спрашивают французы. Ответ понятен: по так называемым техническим фирмам или «схемным» компаниям, с помощью которых владельцы бизнеса страхуются от рейдерских захватов, налоговых, финансовых, юридических, имущественных и управленческих рисков. К тому же подобные схемы ввиду значительной экономии на налогах и операционных расходах позволяют поддерживать конкурентоспособный уровень цен.

Видя такую юридическую и финансовую структуру бизнеса, неформальную связь между его собственниками и руководителями, иностранцы не понимают механизмов возможного инвестирования и не видят гарантий возврата вложенных средств. Такому бизнесу они просто не могут доверять. По нашей статистике, положение вещей таково: около 80 % российских компаний способны привлечь инвестиции, но не готовы к этому по формальным юридическим и управленческим причинам.

Чтобы все-таки привлечь деньги инвесторов, такой «холдинг» надо преобразовывать по международным юридическим и финансовым стандартам, при этом не нарушая действующее российское законодательство. Для этого у одной из компаний, входящих в «холдинг», регистрируются товарный знак, торговая марка, авторские права, патенты и т. д. Другая (или другие) становится собственником (собственниками) активов. Еще один участник «холдинга» становится производственной и (или) торговой структурой, которая заключает контракты с поставщиками и реализует товар покупателям. Остальные услуги (бухгалтерский учет, IT-сопровождение, транспорт и т. д.), как правило, передаются на аутсорсинг. При необходимости создается еще и управляющая компания (чаще всего акционерное общество), акционерами которой становятся иностранные инвесторы. Такая компания берет на себя блок оперативно-тактических и стратегических менеджерских функций по «холдингу». Подобное преобразование позволит российскому бизнесу получить дешевый и «длинный» иностранный капитал, необходимый для развития.

Поделиться