Муниципалитеты не заинтересованы в увеличении объемов строительства, так как увеличение количества жителей не влечет за собой увеличение налоговой базы, огорчался вчера Владимир Путин на объединенной коллегии Минфина. Стимулом для них может стать изменение системы зачисления поступлений по НДФЛ: премьер призвал Минфин подумать над возможностью взимания налогов не по месту работы, а по месту жительства граждан.
Впрочем, Минфин всерьез думать над такой налоговой рокировкой не спешит. Еще в прошлом году ведомство Антона Силуанова нашло целых пять причин против такой реформы (текст официальной позиции есть в распоряжении РБК daily). По мнению чиновников, предлагаемая мера усложнит систему администрирования налогов, «поскольку потребует от агентов уплаты сумм налога по каждому работнику в отдельности», увеличит документооборот и объем работы налоговых органов.
Также чиновники указывают на возможные трудности с соотношением места регистрации и фактического проживания, возвратом сумм излишне взысканного налога, заявление о котором может приниматься в течение трех лет и с распределением сумм налогов иностранных граждан.
С другой стороны, регионы, и в частности Подмосковье, активно выступают за изменение системы распределения налогов. В начале апреля утвержденный в должности главы региона Сергей Шойгу заявил, что хотел бы, чтобы жители области, работающие в Москве, платили налоги по месту жительства, так как именно на Подмосковье ложится основная социальная нагрузка. Однако сейчас в экономике есть другая тенденция, не согласен с ним эксперт Института им Е.Т. Гайдара Владимир Назаров: «Люди получают социальные услуги не по месту жительства, а по месту работы, потому что устроить ребенка в садик или школу около офиса намного удобнее».
В целом принятие такой меры будет способствовать «снижению заинтересованности» регионов «в создании дополнительных рабочих мест и благоприятного инвестиционного климата на своей территории», скептичен г-н Назаров. По его мнению, систему нужно выстроить иначе: чтобы человек платил налог на имущество там, где живет, а НДФЛ — там, где работает. «Сейчас налог на имущество очень мал, но в скором времени он будет заменен на налог на недвижимость, и поступления будут существенными», — уверен он.
Налоговая рокировка может также негативно отразиться на нефтедобывающих регионах, где большинство сотрудников компаний работают вахтовым методом, добавляет профессор НИУ ВШЭ Алексей Скопин. «Крупные сырьевые компании платят налоги в федеральный бюджет, поэтому такие субъекты могут остаться практически без доходов», — считает он. Эксперты предлагают промежуточный вариант реформы: например, перечислять поступления по НДФЛ не полностью, а частично. «Возможно, стоит делить поступления 50 на 50, потому что сейчас у некоторых регионов не хватает средств для развития инфраструктуры», — считает Андрей Чернявский из Центра развития ВШЭ. Такая мера будет только усложнять налоговое администрирование, выступает против г-н Назаров.