Версия для печати 1179 Материалы по теме
Отчёт Губернатора Красноярского края на сессии ЗакСобрания

Уважаемые депутаты, представители СМИ! Коллеги! 
Сегодня я второй раз выступаю с ежегодным губернаторским Отчетом и впервые в таком формате перед новым составом Законодательного Собрания Красноярского края.
Избирательные кампании по выборам депутатов Заксобрания, Госдумы и Президента Российской Федерации стали важнейшими политическими событиями в регионе за прошедшее время. Считаю, что исполнительная власть края полностью обеспечила условия для свободного и законного волеизъявления граждан, проживающих в  Красноярском крае.
Сформированный по итогам выборов депутатский корпус отражает политические симпатии жителей, их оценку действий власти и ее оппонентов.
Вы представляете различные политические силы, но я уверен, что все вы желаете нашему Красноярскому краю успехов и благополучия.
Макроэкономические показатели подтверждают, что регион преодолел последствия кризиса.
Второй год подряд фиксируется устойчивый рост валового регионального продукта. И сегодня он составляет уже более триллиона рублей.
Объем промышленного производства относительно докризисного 2008 года вырос в регионе на 6 с половиной процентов (по стране в целом – лишь на 2,7 процента). 
В 2011 году организациями края инвестировано 304 миллиарда рублей в основной капитал. Темп роста инвестиций составил 113,2 процента к уровню 2010 года (в целом по стране – 106,2 процента).  Еще важнее для нас то, что этот процесс имеет постоянную динамику: за период с 2005 года инвестиции в экономику края в сопоставимых ценах выросли в 3 с половиной раза (по стране в целом за тот же период времени – только в 2 раза).При этом в 2011 году активно инвестировали не только в крупные, флагманские проекты, но и в агропромышленный комплекс, малый бизнес, которые ранее традиционно  испытывали недостаток в инвестициях.
Восстановлена занятость экономически активного населения. Регистрируемая безработица находится на самом низком с 2005 года уровне и составляет менее 2 процентов.
Возобновился рост среднемесячной  заработной платы. В конце прошлого года она составила в крае 25 830 рублей. Это на 2 с лишним тысячи больше, чем в среднем по стране, и это самая большая заработная плата среди остальных регионов Сибирского федерального округа.
Вовремя индексировались пенсии и пособия.  Два раза в течение года – с первого апреля и с первого октября – повышалась  заработная плата бюджетников. Общее повышение составило 13 процентов, и это было сделано впервые после кризиса. 
Да, мы знаем, что в этой сфере у нас еще есть «болевые точки», многое предстоит сделать. Чуть ниже я остановлюсь на конкретных предложениях по изменению размеров и способов оплаты труда сразу в нескольких отраслях.
Оживление экономики, активизация социальной политики – это, безусловно, положительные векторы прошедшего года. Но послекризисный этап развития формулирует для страны и ее регионов новые вызовы. О них говорил избранный Президент России Владимир Владимирович Путин, выступая 11 апреля перед депутатами Государственной Думы.
Мы должны находить эффективные факторы роста, чтобы краевая экономика была устойчивой и конкурентоспособной  в современных условиях.
Необходимо повысить качество жизни, чтобы преодолеть острые демографические проблемы, добиться прироста населения в крае, придать людям уверенность  в завтрашнем дне.
Времени в обостряющейся глобальной конкуренции у нас не так много. Поэтому каждый год надо добиваться продвижения вперед. Чтобы, при всех остающихся трудностях, люди видели – власть работает, берет на себя решение сложных вопросов, от которых зависит будущее Красноярского края и его жителей.
Хочу вместе с Вами посмотреть на итоги прошедшего года именно с такой точки зрения: насколько мы продвинулись в реализации тех приоритетов, которые выдвигаем, в какой степени изменились к лучшему экономика и социальная сфера, какие новые задачи возникли по ходу решений этих проблем.
В экономике края мы продолжаем двигаться по пути диверсификации. Да, пока она затрагивает  главным образом добычу и переработку природных ресурсов.
Новые производства и новые рабочие места создаются в металлургии, в энергетике и добыче полезных ископаемых. 
В лесной отрасли введен  крупнейший за Уралом фанерный комбинат в Сосновоборске, выполнены основные работы на строительстве современного мебельного завода компании «Мекран», продолжается возведение крупнейшего лесоперерабатывающего комплекса в Нижнем Приангарье.
Целый ряд проектов, направленных на рост производства, реализуется в других отраслях. Однако, мы помним и знаем о наших проблемных предприятиях. Исполнительная власть не прячется от этих проблем. В 2011 году проведена огромная работа по восстановлению производства на Назаровском заводе металлических конструкций. Мы постоянно контролируем положение дел на Дивногорском заводе низковольтных автоматов и на других предприятиях, которых в крае еще, к сожалению, достаточно.
Отдельно считаю важным высказаться о проблеме экологии. Впервые в истории края экологический аспект становится по-настоящему важным приоритетом. И исполнительная власть региона намерена внимательно учитывать этот аспект, требовать того же от всех участников хозяйственной деятельности. 
Мы привлекали и будем привлекать инвестиции – без этого развитие Красноярского края просто невозможно. Но если инвестор пытается «протащить» проект, который нам не подходит по требованиям экологии – еще раз повторю: такой проект реализован не будет. И дело не только в отдельном конкретном случае с Енисейским ферросплавным заводом.
Считаю, что у власти и общественности должна быть единая принципиальная позиция. Необходимы поправки в федеральное законодательство. Надо запретить строительство предприятий первого и второго класса опасности без экологической экспертизы и общественного обсуждения.
Я благодарен за понимание и поддержку со стороны депутатов Законодательного Собрания, Красноярского городского Совета, поселковых Советов близлежащих к краевому центру территорий, которые выступили с соответствующей  законодательной инициативой. Сегодня ее поддержали более 50 субъектов Российской Федерации.
Передовые технологии, новые рабочие места с нормальными условиями труда и заработка, экологическая безопасность, социальная ответственность компаний в отношении территорий своего присутствия  – этого мы ожидаем от инвестпроектов в Красноярском крае. На этих условиях мы готовы сотрудничать с инвесторами и применять различные меры поддержки и стимулирования.
Серьезная проблема, обсуждаемая в обществе, -  налогообложение крупных сырьевых компаний. У нас есть разные практики. Они сложились под влиянием многих факторов, в том числе объективных. И это тоже надо иметь в виду.
Но нельзя бесконечно откладывать эту тему. «Пора вылезать из офшоров» - полностью поддерживаю эти слова Владимира Владимировича Путина, обращенные к главам отечественных компаний. Нормой должна стать практика уплаты налогов по месту работы предприятий и в полном объеме.
Полагаю, что наши представители в Федеральном Собрании при поддержке регионального депутатского корпуса примут активное участие в урегулировании этих вопросов на уровне федерального законодательства.
За прошедший год есть положительные сдвиги еще по одной актуальной теме. Долгое время мы говорили о том, что серьезным стимулом для краевой промышленности могут стать кооперационные связи и сервисное обслуживание наших крупных компаний.
В 2011 году на треть увеличились закупки «Роснефти». Среди партнеров компании – уже тридцать два предприятия края.
Во втором полугодии краевые предприятия выиграли семьдесят процентов от общего количества тендеров на поставки материальных ресурсов и предоставление услуг «Норильскому никелю».
В общем объеме это пока еще сравнительно небольшие цифры, но начало положено. Я рассчитываю на ответственный и конструктивный подход как со стороны руководителей крупных компаний, так и красноярских предпринимателей.
Уважаемые коллеги!
Опережающая динамика сырьевых отраслей отражает объективную реальность краевой экономики и главное ее конкурентное преимущество  - природные ресурсы. Но сырьевая специализация не должна иметь самодовлеющий характер.
Флагманы высоких технологий в крае есть. Это - Информационные спутниковые системы и Красмаш: лидеры нашей космической промышленности и военно-промышленного комплекса. Генератором инновационных решений являются предприятия Росатома. Красцветмет сегодня реализует уникальные проекты по выпуску высокотехнологичных изделий из драгоценных металлов и биологически активных соединений для фармацевтики.
Используя этот потенциал, мы должны идти дальше – к формированию полноценного инновационного сектора краевой экономики.
С этой целью разработана Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года. В декабре на сессии Законодательного Собрания края был принят закон «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Красноярском крае».
Определены 13 направлений для формирования технологических инновационных платформ в приоритетных для края сферах. Среди них - энергоэффективность и альтернативная энергетика, телекоммуникации, машиностроение и металлургия, новые материалы и конструкторские решения в строительстве, образовательные и медицинские технологии.
Убежден, что главным критерием эффективности инноваций должно стать доведение их до потребителя и внедрение в производство. 
В краевом Правительстве мы создали специальное Министерство инвестиций и инноваций. Перед ним поставлена задача: связать в единую цепочку субъекты инновационного предпринимательства, институты региональной и федеральной поддержки инноваций, а также крупные промышленные предприятия и компании края, наши высшие учебные заведения.
В июне 2011 года в Красноярске заработал региональный бизнес-инкубатор, поддерживающий инновационные проекты на ранней стадии. На конец года его услугами пользовались уже свыше 60 компаний. В финале конкурса «Бизнес инновационных технологий в Сибири» резиденты Красноярского бизнес-инкубатора заняли все призовые места.
Не менее 30 современных производств космической и ядерной отраслей намечено разместить на площадке кластера инновационных технологий ЗАТО Железногорск. Проект уже получил федеральную поддержку.
Впервые в крае сформирована система необходимых правовых и организационных условий для развития инновационных производств. В этом состоит главный итог прошедшего года. Теперь наступает новый этап: система должна заработать и приносить реальный результат.
Уважаемые коллеги!
Особо хочу сказать об отраслях, которые находятся на стыке производственных и социальных задач. Это – строительство и ЖКХ, транспорт и малый бизнес.
Мы стабилизировали ситуацию в строительном комплексе края. Введено свыше 1 млн. кв. м  жилья, что повторяет показатели докризисного 2008 года. По объему жилищного строительства край занимает третье место в Сибирском федеральном округе. В 2011 году за счет бюджетных средств введены в эксплуатацию 
22 объекта капитального строительства. В том числе имеющие высокое социальное значение - перинатальный центр, ледовый дворец, комплекс объектов «Академии биатлона», больницы и школы во многих территориях Красноярского края.
Полностью был выполнен план по реконструкции и ремонту коммунальной инфраструктуры. Это позволило повысить надежность и  качество услуг  ЖКХ. Заменено 234 километра инженерных сетей, 112 устаревших тепловых котлов. Всего на модернизацию, реконструкцию и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры в 2011 году направлено 1 миллиард 725 миллионов рублей из краевого бюджета.
Но, конечно, лучший критерий оценки работы ЖКХ – это то, что зима прошла у нас без серьезных коммунальных аварий.
Много вопросов в обществе вызывает порядок  и размер оплаты коммунальных услуг.
Хочу подчеркнуть: на региональном уровне делается все возможное для сдерживания коммунальных тарифов. На 2011 год для всех групп населения максимальный уровень повышения платы за коммунальные услуги в крае был установлен в 113 процентов. Этот лимит был полностью соблюден.
На деле многие красноярские семьи платят еще меньше, поскольку в крае сохраняется адресная система субсидирования расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В сельской местности многие работники бюджетной сферы полностью освобождены от оплаты за услуги ЖКХ, в том числе и те, кто вышел на пенсию.
Субсидии получают примерно 16 процентов семей. Это самый высокий показатель в Сибирском федеральном округе.
С введением детализированных платежек мы обеспечили прозрачность услуг ЖКХ. Жильцы будут знать,  за что и сколько они должны платить. Теперь надо переходить от прозрачности к контролю за деятельностью коммунальщиков и управляющих компаний.
Если кто-то еще сомневается, заявляю – это не разовая кампания. Мы обязательно добьемся прозрачности и контроля во всем, что касается услуг ЖКХ. Сделаем это при участии и поддержке самих граждан. Настойчиво требую от органов местного самоуправления, контрольных и надзорных структур активно подключиться к работе с вопросами и жалобами жильцов. Только при таком отношении мы сможем сдвинуть камень с мертвой точки, решить возникающие у красноярцев проблемы.
Очевидные позитивные изменения произошли у нас в прошлом году в транспортном комплексе края.
Красноярский аэропорт «Емельяново» вышел на наивысшие за последние годы показатели перевозок пассажиров. По итогам 2011 года количество перевезенных пассажиров превысило докризисный 2007 год более чем на 40 процентов. Увеличивается интенсивность и грузовых рейсов.
Эта тенденция продолжилась в нынешнем году. На днях опубликованы данные о работе «Емельяново» в первом квартале: рост пассажиропотока – 35 процентов, грузопотока – 28 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Сейчас можно с уверенностью сказать, что борьба, которую мы вместе с Вами вели за сохранение аэропорта в краевой собственности, полностью себя оправдала.
В 2011 году начата работа по дальнейшему развитию аэропорта «Емельяново». Фактически мы приступили к модернизации всей производственно-технической базы, включая развитие грузового комплекса аэропорта, а также давно ожидаемое строительство современного пассажирского терминала.
Мы убедили федеральную власть выбрать Красноярский край в качестве  пилотной  площадки для реализации проекта восстановления  малой авиации для сибирских регионов.
Постепенно возобновляются внутрирегиональные и межрегиональные рейсы. Использование механизмов государственно-частного партнерства позволило обеспечить базирование авиакомпаний в аэропорту Емельяново.
Теперь самое главное – приступить совместно с федерацией к модернизации местных аэродромов в Ванаваре, Байките, Северо-Енисейске, Хатанге, Подкаменной Тунгуске и других. Этого, между прочим, не делалось с советских времен. Очень важно, что ряд аэропортов был передан в ведение государственного казенного предприятия. Новый статус позволит обеспечить надежное и регулярное финансирование задач по ремонту, обслуживанию аэропортов, перевозке грузов и населения края.
В дорожном строительстве сдан в эксплуатацию крупнейший объект – мост через Ангару в районе Кодинска. Это первый мост через Ангару на территории Красноярского края и этапная веха в освоении  Нижнего Приангарья. Но кроме возведения этого, без сомнения – исторического, объекта, в минувшем году отремонтированы еще 33 не столь больших, но не менее важных мостовых сооружения.
Велось строительство новых дорог в Сосновоборске, в Минусинске начался давно необходимый капитальный ремонт автовокзала, который будет завершен в этом году. Большой объем работ выполнен по содержанию межпоселенческих дорог и зимников.
Знаковым событием для Красноярска стало решение о начале  строительства четвертого моста через Енисей. Четвертый мост - это комплексная и масштабная модернизация транспортной, социальной инфраструктуры всего города. Поэтому мы так бились за этот проект на федеральном уровне. Я благодарен Президенту России Дмитрию Анатольевичу Медведеву за его принципиальную позицию и поддержку в решении этого важного и долгожданного для красноярцев вопроса. Считаю это очень важной нашей победой.
В 2011 году  создан важный задел для возведения новых объектов, без которых невозможно дальнейшее развитие краевой столицы. Помимо подготовки к строительству 4-го моста выполнена проектная документация 2-уровневых развязок на улицах 2-я Брянская и Северное шоссе. Строительные работы на них начнутся уже в этом году.
Сделано много, но надо признать, что качество дорожных работ по-прежнему остается узким местом. Это касается не только Красноярска. Поэтому самый важный для нас критерий – это качество и стоимость ремонтов и нового дорожного строительства. Надо рачительно относиться к каждому рублю и пресекать бездумное освоение средств.
В сфере малого бизнеса 2011 год стал началом реализации в крае новой программы поддержки малого и среднего предпринимательства. Сейчас в малом бизнесе занято свыше 340 тыс. человек. Это каждый четвертый в экономике региона. Около трех с половиной тысяч новых рабочих мест создано только за один прошлый год. Общий оборот малых предприятий составил 170 млрд. рублей.
Оцениваю старт программы, как относительно успешный. Хорошо, что «зашевелились» муниципальные власти. Именно в этом состоит главная идея программы. Муниципальную поддержку получили в прошлом году почти 700 предпринимателей. Это дополнительно еще свыше тысячи рабочих мест на территории края.
Положительный пример социальной ответственности и партнерства  подала компания «СУЭК», создав специальный фонд для развития малого бизнеса в районах своего присутствия  - в Бородино, в Рыбинском районе.
Думаю, что это далеко не предел в том, что касается форм и стимулов развития малого бизнеса. Поэтому еще раз обращаюсь к муниципалитетам: все необходимые инструменты вам предоставлены, учитесь с ними работать.
Уважаемые коллеги!
Позитивный вклад в годовые итоги развития региона снова внесли аграрии, и я хочу еще раз поблагодарить всех, кто работает в сельском хозяйстве.
По объему сельскохозяйственного производства край занимает  третью строчку в Сибирском федеральном округе. Вновь получен  рекордно высокий урожай зерновых. Урожайность на гектар восьмой год подряд является наивысшей среди регионов Сибирского федерального округа. В минувшем году она составила почти 24 центнера с гектара, что является абсолютным рекордом в истории земледелия Красноярского края.Поэтому тех, кто заявляет о том, что наше сельское хозяйство умирает, я попросил бы быть более взвешенными и объективными в оценках.
Уровень рентабельности сельскохозяйственного производства в 2011 году достиг 18 с половиной процентов (в 2010 году - 15,2 процентов).
Конечно, не все хозяйства настолько успешны. Действия некоторых руководителей приводят к невыплате зарплаты работникам, распродаже имущества. Особенно возмущает, когда это происходит по соседству с высокорентабельными хозяйствами. И значит это не системная, а частная управленческая проблема, связанная с конкретным руководителем.
К счастью, таких предприятий все меньше. Удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных предприятий составил почти 90 процентов, увеличившись на 5 процентов по сравнению с 2010 годом.
Сельское хозяйство стало полноправным субъектом экономической деятельности. Во многих наших территориях оно играет системообразующую роль и все больше привлекает внимание инвесторов.
Приоритетным для нас остается развитие животноводства, где мы пока уступаем другим сибирским регионам. Впервые за последние годы мы добились увеличения поголовья по всем отраслям  животноводства, включая разведение крупного рогатого скота. Поддержка животноводства будет продолжена, и в бюджете на 2012 год предусмотрены значительные субсидии на внедрение новых технологий и нового оборудования.
Всего на различные меры поддержки агропромышленного комплекса в прошлом году было направлено почти два с половиной миллиарда рублей. Это позволило довести долю посевов по современным интенсивным технологиям до 75 процентов. Вдвое возросли темпы обновления сельхозтехники, тракторов и комбайнов.
Результаты наших хозяйств могут стать еще более устойчивыми, если удастся наладить качественную систему логистики и сбыта. Работа в этом направлении идет. Открыто свыше тысячи магазинов «шаговой доступности». 
Тем не менее, инфраструктура хранения и переработки остается нашим уязвимым местом.  Без модернизации этой сферы мы будем проигрывать сельскохозяйственной продукции из других регионов и стран. Кроме того, отсутствие надежной и выгодной  системы сбыта негативно отражается на средних и мелких хозяйствах, которые не имеют возможности решать эту проблему самостоятельно.
Поэтому я поручаю  Министерству сельского хозяйства и краевому Правительству дополнительно проработать эти вопросы.
Непростая ситуация сохраняется с закреплением кадров на селе. В крае действует несколько программ поддержки молодых специалистов и их семей.
За последний год мы видим определенные обнадеживающие результаты. Различными формами поддержки было охвачено почти 500 молодых семей и молодых специалистов. 
Успешно стартовала  в прошлом году программа конкурсного отбора учителей для сельских школ. Они заключают трудовые договоры сроком на 3 года и получают денежные выплаты 340 тысяч рублей из краевого бюджета, а также обеспечиваются жильем за счет муниципалитетов.
Более 90 молодых учителей уже приступили к работе в 77 сельских школах, расположенных в 34 муниципальных образованиях Красноярского края. Это позволило сразу закрыть 20 процентов вакансий.
Если опыт окажется успешным, тогда надо думать о расширении сферы действия и количества участников программы.
Практика показывает, что программы закрепления кадров имеют смысл только тогда, когда к ним присоединяются местные власти, помогают молодым специалистам с жильем, с решением бытовых и хозяйственных вопросов. Но у нас есть случаи отказа молодых педагогов от работы в сельских школах, куда они были направлены, потому что обязательства муниципалитетов по жилью, к сожалению, выполнялись не всегда.
Уважаемые коллеги!
Встречаясь с жителями края, читая мониторинги СМИ – видишь, что большинство социальных вопросов, волнующих людей, касается  образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, спорта и здорового образа жизни. Эти отрасли формируют то, что мы называем качеством жизни. И обостренное внимание к ним со стороны власти естественно.
В последнее время центром такого внимания стал дефицит мест в детских садах. Однако, хочу отметить, что в прошлом году нам удалось ввести свыше 7 тыс. дополнительных мест -  в два с лишним раза больше, чем в 2010 году.
Однако острота проблемы, к сожалению, сохраняется.  Поэтому мы поставили задачу: в ближайшие 2-3 года дефицит мест должен быть принципиально снижен, а в наиболее актуальной возрастной группе от 3 до 7 лет практически сведен к нулю.
Достичь этой цели непросто. Только по новому строительству предстоит ввести две с половиной тысячи мест. Будем использовать все пути, включая государственно – частное партнерство. Хорошо, что к этой проблеме подключаются наши крупные предприятия. У нас уже есть соглашение с «Норильским никелем» о совместном  строительстве трех детских садов в Норильске и соглашение  с РУСАЛом о строительстве  детского сада в Красноярске. Еще один  детский сад строится в Рыбинском районе совместно с РЖД.
Рассчитываю, что подключатся другие наши крупные компании. Это стало бы реальным проявлением социальной ответственности бизнеса.
Построить или реконструировать здания, оборудовать их – важное, но не единственное условие решения проблемы. Нужны кадры воспитателей, других работников детских садов. Надо отдавать себе отчет, что тот уровень зарплаты, который сейчас есть в дошкольном образовании, служит скорее демотивирующим фактором.
Поэтому с 1  июля 2012 года мы намерены увеличить заработную плату работникам детских садов. Фонд оплаты труда должен вырасти на 20% с одновременным  переходом на новую систему оплаты труда. Я предлагаю учесть это в ближайшей корректировке бюджета и надеюсь, что вы эту инициативу поддержите.  
Существенно возросла за прошедший год заработная плата в средней школе. Фонд оплаты труда учителей во всех общеобразовательных школах был увеличен на 30 процентов. Поручение Владимира Владимировича Путина довести заработок учителей до среднего уровня по экономике региона в этом году будет обязательно выполнено.
Высокая заработная плата учителя важна для нас не сама по себе. Главное – стимулировать творческий труд педагогов, сформировать высокопрофессиональную и уважаемую учительскую среду. От нее зависит содержание и качество образования в наших школах, внедрение новых стандартов, работа с одаренными детьми,  подготовка к поступлению в ВУЗы. 
В 2011 году продолжилось обновление материальной базы среднего образования. Введены в эксплуатацию  три новые школы – в Сухобузимском районе, в Кодинске и Красноярске. Мы приступили к строительству еще трех школ в Нижнеингашском, Ирбейском, Большемуртинском  районах. В 2012 году начнем строить еще четыре школы.
Конечно, этого все равно мало для такого огромного края. Уверен, что даже в условиях напряженного бюджета мы сможем изыскать средства для увеличения темпов строительства новых социальных объектов.
Одно из направлений – строительство школ по проектам повторного применения с учетом местных строительных материалов. Три таких типовых проекта уже есть. Они выполнены как раз в минувшем году, рассчитаны на большие и малые наши села. Это позволит нам не только построить качественные здания, но и обеспечит единые современные стандарты образования, независимо от размеров и удаленности населенного пункта, в котором живут наши дети.
В сфере профессионального образования мы продолжали линию на его максимальную адаптацию к потребностям экономики края, а также на привлечение работодателей к процессу подготовки специалистов.
Впервые программа среднего профессионального образования была напрямую поддержана нашими стратегическими партнёрами, – компаниями «Норильский никель» и «Роснефть». Они задают тон и служат примером для остальных предприятий региона.
На профессиональную ориентацию школьников как в технической, так и в гуманитарной сфере активно работает краевая программа «Одаренные дети». В минувшем году она доказала свою успешность. Сейчас в ней регулярно участвуют около 70 тысяч детей из всех городов и районов края. 44 красноярских школьника вышли в 2011 году в финальный тур всероссийской Олимпиады школьников и завоевали 13 призовых мест – такое количество наград у красноярцев впервые.
Мероприятия программы «Одаренные дети» вызывают большой интерес у родителей, учителей и самих школьников. Думаю, нам надо вместе с педагогической общественностью до начала нового учебного года провести специальное обсуждение итогов и перспектив этой программы на будущее.
Уважаемые коллеги!
С 2011 года в крае выполняется масштабная программа модернизации здравоохранения. Ее приоритетами являются высокотехнологичная медицинская помощь и доступность качественных медицинских услуг. Инструментами модернизации должны стать не только деньги, но также организационные решения, направленные на создание простых и комфортных условий - как для врачей, так и, самое важное, их пациентов.
Прошедший год стал, без сомнения, переломным для края в сфере высокотехнологичной современной медицины. Настолько динамичного движения вперед по этому направлению не было у нас на протяжении десятилетий.
Крупным событием стало открытие краевого Перинатального центра на шесть с половиной тысяч пациентов в год. Выражаю слова благодарности строителям, которые выполнили взятые на себя обязательства и ввели объект на год раньше установленного срока.
На плановые показатели вышел кардиохирургический центр. С начала его работы проведено уже около 5 тысяч операций. Среди них – уникальные даже по мировым стандартам. Недавно совместно со специалистами Перинатального центра была проведена успешная операция на сердце новорожденного с весом менее 900 грамм.
Начато строительство нового краевого онкологического диспансера. Как я и обещал год назад, держу выполнение графика под личным контролем. Восемь этажей новых корпусов уже возведено. Все работы по первому этапу строительства будут завершены в 2013 году.
Однако, высокотехнологичные центры не могут быть изолированными островами в краевом здравоохранении. Вокруг них надо выстраивать продуманную систему медицинской помощи, которая охватывает все население края и на каждом этапе – от диагностики до лечения - предоставляет качественные услуги.
Одновременно с  открытием перинатального центра мы развернули массовый мониторинг для ведения и консультирования беременности и родов. Приняли краевой закон о компенсации стоимости проезда беременным женщинам к месту проведения медицинских консультаций, лечения, родоразрешения.
Системный подход к использованию потенциала высокотехнологичных медицинских центров уже дает очень серьезные результаты.
Младенческая смертность снизилась за год на 14 с половиной процентов и составила 7,9 на тысячу родившихся (в 2010 году – 9,2 на тысячу).
Смертность в трудоспособном возрасте от болезней сердечно – сосудистой системы (а это главная причина смертности в крае) – снизилась на 30 процентов. Она составила 118 человек на 100 тысяч населения (в 2010 году – 170 человек на 100 тысяч). Благодарю всех наших медицинских работников за искреннее служение профессии, верности клятве Гиппократа.
Развитие высокотехнологичной медицины не должно оставлять в тени систему первичной медицинской помощи. Это специфика нашего края с большим количеством удаленных населенных пунктов.
В этом году в 33 муниципальных образованиях будут возведены 50 модульных ФАПов. Мы будем развивать эту сеть, заниматься обновлением и новым строительством ФАПов до тех пор, пока первичное медицинское звено на всей территории края не будет обеспечено современной материально-технической базой.
В прошлом году завершено строительство больниц в Большой Мурте, Нарве, Березовке, Канске. Ведется строительство в Богучанах, Каратузском, Ванаваре. Часть этих объектов относилась к категории долгостроев, введение их в эксплуатацию решило важнейшие социальные проблемы людей, проживающих в территориях.
Начато использование телемедицинского консультирования. В удаленных районах и населенных пунктах организована выездная работа врачей - специалистов краевых учреждений здравоохранения. Только по программе консультативно-диагностического поезда «Доктор Войно - Ясенецкий» было обследовано свыше 23 тысяч пациентов на 52 станциях Красноярской железной дороги.
Уважаемые коллеги!
За этими цифрами – вроде бы вполне благополучная картина. Но когда я посещаю поликлиники и больницы, то нередко сталкиваюсь  с другой стороной медали. Очереди, плохая организация работы, невозможность пройти качественную диагностику и лечение у специалистов, и как следствие: закономерное недовольство людей.Я обратился к жителям города и края с просьбой прислать мне по электронной почте отзывы о работе поликлиник. Получил около ста писем, большинство из них, к сожалению, негативные. Причем значительная часть жалоб именно на организацию работы поликлиник.
Поэтому необходимо срочно менять систему межведомственного взаимодействия, предусмотреть возможность оперативного перераспределения потоков пациентов между поликлиниками. Также в Красноярске должен быть создан общегородской call-центр, работающий по принципу удалённой регистратуры. Обратившись в него, каждый житель должен иметь возможность в любое время суток получить необходимую ему информации или записаться на приём к врачу.
При этом мы знаем, что у нас в крае, и я хочу особо это подчеркнуть, работают замечательные врачи. Письма с благодарностью в их адрес также есть в моей почте. Наши медики спасают людей, делают уникальные операции, профессионально выполняют свой долг. Имея такой колоссальный потенциал, мы тем более обязаны использовать самые лучшие и эффективные управленческие и организационные технологии. Это – главная задача, стоящая перед отраслевыми руководителями: от муниципального уровня до министерства.
Есть две очевидные проблемы нашего здравоохранения. Первая – недостатки управления. Это – вопрос  к руководителям медицинских учреждений и краевому Минздраву. Вторая проблема – это дефицит кадров.
Вакантны 40 процентов врачебных должностей и 28 процентов должностей средних медицинских работников. Год назад я уже говорил о необходимости серьезных мер по исправлению ситуации. Министерству здравоохранения поставлена задача разработать программу кадрового обеспечения системы здравоохранения в Красноярске и крупных городах края. Уверен, что к этому процессу подключатся все профессиональное  сообщество,  руководители медицинских образовательных учреждений.
Уважаемые коллеги!
Минувший год подтвердил эффективность выстроенной в крае модели культурной политики. Красноярский край по праву сегодня претендует на роль культурной столицы Сибири, всего Востока страны и не только.
Мы знакомим жителей края с творчеством лучших отечественных и  зарубежных исполнителей. При этом акцент  делаем на поддержку  красноярских деятелей искусств, творческих союзов и коллективов, в том числе самодеятельных.
Это – гранты на реализацию творческих проектов, организация гастрольной деятельности, обучение одаренных детей, модернизация материально-технической базы.
В прошлом году мы добились очень важного и долгожданного решения. При личной поддержке Президента и Председателя Правительства Российской Федерации началась капитальная реконструкция Красноярского драматического театра имени Пушкина.
Красноярские коллективы и деятели культуры много выступают за пределами региона, где они достойно представляют край, завоевывая призы престижных фестивалей. Но их основная задача  - это работа в местном культурном пространстве, ради жителей края.
Ежегодно в муниципальных образованиях реализуются крупные культурные проекты - «Енисейский экспресс», «Культурная столица Красноярья». В 2011 году этот список пополнили Назаровский кинофорум имени Марины Ладыниной, Фестиваль искусств заполярных городов «Параллели» в Норильске, акция «Волшебное полотно родного края». Обрели федеральный масштаб Красноярская ярмарка книжной культуры, Канский фестиваль и Фестиваль этнической музыки в Шушенском. Таков же масштаб известности у наших лучших театров, причем, не только красноярских, но и театров Минусинска, Норильска, Канска.
Многое из этого стало возможно благодаря успешно работающей модели государственно-частного партнерства, в основе которого сотрудничество с предприятиями «Норильского никеля», СУЭК и других компаний.
За год в городах и районах показано более тысячи спектаклей краевых театров и представлений Красноярской краевой филармонии.
Начато выполнение долгосрочной краевой программы по ремонту и строительству сельских клубов по современным типовым проектам. Объемы программы пока сравнительно небольшие, но она обязана стать началом качественных перемен в социокультурной инфраструктуре села. Ничего подобного там долгое время не строилось.
Надеюсь, что современные условия труда будут способствовать привлечению и закреплению кадров работников культуры. Сейчас доля специалистов, имеющих профильное образование, составляет две трети, а в клубных учреждениях – только половину.
Поэтому важным является наше решение с 1  июля 2012 года увеличить заработную плату работникам всех библиотек, клубов и ДК. При этом в качестве механизма повышения предлагается перевод этих учреждений на новые системы оплаты труда с одновременным увеличением фонда оплаты труда на 20 процентов.
Уважаемые коллеги!
Реалии современной жизни каждый день убеждают в том, что нам надо  больше внимания уделять здоровому образу жизни, физкультуре и спорту.
Приоритетом является массовость и регулярность занятий, поэтому основные усилия в прошлом году были направлены на создание сети спортивных клубов по месту жительства. Получили поддержку свыше 100 новых и более 50 ранее образованных клубов.
Проведены массовые соревнования для различных возрастов. Они были ориентированы на участие в первую очередь местных – дворовых, школьных команд. При этом массовые спортивные акции не замыкаются пределами Красноярска и некоторых крупных городов. Они идут в большинстве территорий, в муниципалитетах края.
Эта работа постепенно приносит результат. Впервые доля регулярно занимающихся спортом в крае вышла на уровень средних показателей по Сибирскому федеральному округу и России. В прошлом году она была ниже 15 процентов, в нынешнем превышает 19. Уверен, такая динамика позволит нам добиться еще более весомых результатов.
Введено свыше 90 спортивных сооружений различных типов. Среди них новые спортивные комплексы в Канске, Зеленогорске, Шарыпово, Большеулуйском, Шушенском и Ужурском районах, а также уникальные объекты, которые я уже упоминал: «Арена Север» и Академия биатлона в Красноярске. В Норильске уложены два футбольных поля с искусственным покрытием – ранее такие проекты в Сибири никогда не реализовывались.
Однако строительство крупных объектов не отменяет и не заменяет самых простых площадок для занятия физкультурой и спортом. Здесь мы пока находимся только на 9 месте в СФО и на 38 месте в стране. И над этой проблемой мы будем сообща работать с населением, органами местного самоуправления.
Задача – так готовить спортивный резерв, чтобы за наши красноярские клубы и команды выступали прежде всего спортсмены из нашего края. Количество покупных звезд-легионеров должно быть резко сокращено. Красноярской спортивной школе есть, чем гордиться. Все мы помним недавнюю победу хоккейного клуба «Енисей» на Кубке мира, золотые медали регбистов «Красного Яра» на чемпионате России.
Уважаемые коллеги!
Стабильный бюджет позволил нам в прошлом году выполнить все обязательства по адресной поддержке населения. Более того, мы смогли ввести новые меры, исходя из наших приоритетов. Это – поддержка ветеранов, лиц с ограниченными возможностями, многодетных семей.
На конец минувшего года были улучшены жилищные условия всем ветеранам Великой Отечественной войны, вставшим на учет до 2011 года. Это – более четырех с половиной тысяч человек.
Полностью ликвидирована очередность пожилых граждан и инвалидов на стационарное обслуживание в домах-интернатах общего типа. Кроме того, в прошлом году предоставлены дополнительные меры социальной поддержки, в том числе по зубопротезированию и ремонту жилья.
Мы впервые начали системно заниматься социальной интеграцией лиц с ограниченными возможностями. До этого были отдельные льготы и меры помощи. Теперь мы ставим задачу шире – не просто помочь, а обеспечить полноценное включение в жизнь общества этих людей.
«Красноярский край – территория равных возможностей». Это лозунг не только министерства социальной защиты, но и всех отраслей, всех нас. Система, которую мы создаем, включает лечение и реабилитацию, обучение и профессиональную подготовку, занятие физкультурой и спортом, формирование доступной городской среды для людей с ограниченными возможностями. Если говорить о двух последних направлениях – адаптивном спорте  и доступной городской среде – то до недавнего времени вопрос об этом  вообще не ставился.
Новые меры социальной поддержки еще более остро ставят вопрос о кадровом обеспечении отрасли. Полагаю, что при корректировке бюджета также необходимо предусмотреть повышение заработной платы работникам центров социального обслуживания населения. Механизм тот же – переход на новые системы оплаты труда с увеличением фонда оплаты на 20 процентов.
Приоритетом для нас остается поддержка многодетных семей. Согласен со словами Владимира Владимировича Путина: «Крепкая благополучная многодетная семья – вот вокруг чего следует объединить усилия государства, общества, религиозных организаций, отечественного просвещения и культуры».
Дополнительно к материнскому капиталу, установленному федерацией, в 2011 году вместе с вами мы приняли решение выплачивать краевой материнский (семейный) капитал на рождение третьего и последующего детей. Этой мерой поддержки воспользовались уже более  тысячи трехсот семей.
Многодетным семьям безвозмездно выделяются земельные участки под малоэтажное строительство. Программа идет непросто, узким местом остается инфраструктурное обеспечение выделяемых территорий. Однако по темпам ее реализации мы занимаем лидирующие позиции в России.
Благодаря таким целенаправленным мерам Красноярский край восстановил и сохраняет положительные показатели прироста населения, что очень важно для страны и региона после долгого демографического спада.
Крупные социальные программы реализуются на Северах края. Вы  помните, что в 2010 году по инициативе В.В.Путина было подписано четырехстороннее соглашение о переселении жителей Норильска и Дудинки, отработавших свой трудовой стаж на Севере. Прошлый год был очень знаковым в этом отношении – несмотря на все сложности, свыше 1200 человек уже получили свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. Министерство финансов, компания «Норильский никель» оперативно откликались на все возникающие проблемы, дополнительно выделили 1 миллиард рублей на реализацию программы переселения. Недавно я побывал в таймырском поселке Носок, где по специальной краевой программе строятся быстровозводимые дома для коренного населения. Хочу скачать, что местные жители с благодарностью восприняли эти новшества.
Нам надо провести серьезный разговор о стимулировании традиционных видов хозяйственной деятельности народов Севера. Денежные компенсации, которые мы платим сейчас, нужны, но акцент должен быть сделан не на этом. При всей сложности вопроса очевидно надо идти по пути создания и поддержки специализированных оленеводческих хозяйств, по пути переработки. Правительству края поручено еще раз вместе с депутатами Заксобрания внимательно проанализировать с этой точки зрения  готовящийся проект закона об оленеводстве.
Уважаемые коллеги!
Прошедший избирательный цикл важен не только результатами голосований. В обществе развернулась содержательная дискуссия по вопросам дальнейшего развития страны. В том числе о роли и значении сибирских регионов.
Выступая в Государственной Думе, Владимир Владимирович Путин определил цель: темпы увеличения валового регионального продукта сибирских регионов должны быть выше роста общероссийского внутреннего валового продукта, и такая тенденция должна сохраняться как минимум 10 - 15 лет. Предлагается создать корпорацию развития Дальнего Востока и Восточной Сибири, не исключено использование части средств Фонда национального благосостояния.
Масштаб и сложности задач, которые нам предстоит решать, требуют прочной общественной поддержки. Нам нужна крепкая гражданская коалиция вокруг планов развития Красноярского края, его городов и районов.
Одних призывов, чтобы создать такую коалицию, мало. Необходимо встречное движение власти и общества, укрепление взаимного доверия, готовность взять свою долю ответственности за решение злободневных проблем.
Что, на мой взгляд, требуется для этого сделать?
Прежде всего: слышать людей. Именно об этом шла речь на состоявшем позавчера под председательством Президента России Дмитрий Анатольевича Медведева заседании рабочей группы по формированию «открытого правительства».
В обществе есть запрос на справедливость, на доверие к власти. Если такой запрос есть, значит, не срабатывает в должной мере обратная связь, значит, нужен диалог, привлечение экспертов и представителей общественности к выработке государственных решений.
Надеюсь в этом на поддержку депутатского корпуса, который напрямую работает с гражданами и находится в гуще общественных настроений.
Это не означает, что надо плодить новые структуры. Пусть их будет меньше, да лучше. Предлагаю Администрации губернатора совместно с Вами, уважаемые депутаты, провести ревизию того, что у нас уже есть. Это – ни много ни мало свыше 100 различных общественных комиссий, советов и так далее. Надо разобраться, кто и как работает, посмотреть с точки зрения эффективности диалога  общества и власти.
Президент очень точно сформулировал задачу – «перезапустить» ведомственные общественные советы, формировать независимые экспертные площадки. Избавить их от декоративной функции и придать им реальные права участия в управлении.
Более того, надо как можно чаще привлекать граждан к личному участию в реализации предложений, которые они выдвигают.
Именно такую гражданскую инициативу, основанную на личном участии и ответственности, мы будем поощрять в первую очередь.
Не менее важно поддерживать эффективность государственного управления. Чтобы повысить авторитет власти в обществе, нам нужно стать более требовательными. На государственной и муниципальной службе не должно быть людей равнодушных, профессионально несостоятельных, больше занятых собой, чем делами, которые им поручены.
Власть должна быть открытой для контроля, и я как губернатор буду следить за этим. Опережая ваши вопросы о проверках в ряде министерств, которые проводят правоохранительные органы, хочу сказать следующее. Если у органов правопорядка есть вопросы, то тщательная проверка всех обстоятельств необходима. Никакие посты здесь не будут являться защитой и прикрытием. Однако точку в вопросе виновности или невиновности должен ставить суд. Мы все хотим жить в правовом государстве. Так давайте делать это!
Уважаемые коллеги!
Развитие региона невозможно без весомого вклада краевой столицы. В этом месяце случилось историческое событие – Красноярск стал «миллионником». Переход в высшую лигу российских мегаполисов ко многому обязывает. Новый импульс развития  города -  это продвижение вперед всего Красноярского края.
Вы знаете, что в городе вскоре предстоят выборы. Уверен, что красноярцы выберут достойного преемника Петра Ивановича Пимашкова. Выберут мэра, который хорошо знает город и его проблемы, способен предложить стратегию действий и сформировать энергичную, инициативную команду.  Красноярску нужен не политик, а эффективный управленец, который способен четко и грамотно реагировать на вызовы нынешнего времени.
Красноярск нуждается в больших и малых проектах и делах, способных качественно улучшить городскую среду и повседневную городскую жизнь, сделать ее по - настоящему удобной и современной.
Признаюсь, меня очень расстраивает, когда я слышу отрицательные отзывы о нашем городе. Особенно если они звучат из уст самих красноярцев. Мы должны добиться, чтобы подавляющее число горожан и гостей Красноярска стали считать его городом, в котором хочется жить. Он уже сегодня этого заслуживает, и на еще большее претендует.
Полагаю, что пора возобновить работу по концепции «Большого Красноярска» - красноярской агломерации. Она наилучшим образом может объединить интересы города и края, создать условия для реализации совместных  социальных инициатив большого значения.
К ним я отношу наше предложение провести в Красноярске Игры зимней Универсиады  2019 года.
Универсиада - это не только спорт. Это модернизация транспортной, коммунальной и туристической инфраструктуры, новое качество экологии, внешнего вида и благоустройства.
Это создание в Сибири полноценного городского пространства, комфортного для жизни.
Это новое отношение в России и в мире к Красноярскому краю и другим сибирским регионам.
И наконец, это – объединяющий, позитивный, созидательный проект для города Красноярска и для всего края. И я уверен, что мы сумеем его выполнить. Для этого есть все предпосылки.
В завершение своего выступления хочу еще раз поблагодарить депутатов Законодательного собрания и весь депутатский корпус Красноярского края за совместную продуктивную работу с краевой исполнительной властью. Наше постоянное взаимодействие – залог устойчивости политической системы региона  и  ее эффективности.

Поделиться