Обсуждение инициированного Владимиром Путиным и составленного Дмитрием Медведевым законопроекта о прямых выборах высших должностных лиц российских регионов состоялось в Госдуме вчера вечером. Напомним, что оппозиционные фракции заранее объявили о том, что редакция второго чтения их абсолютно не устраивает. Потому что выборы, которые будут проходить по таким правилам, могут считаться таковыми лишь формально. Оппозиция стала говорить об этом уже с самого начала вчерашнего заседания. А потом вдруг обнаружила, что поправки, которые депутатам предстоит рассматривать в ходе второго чтения, обновлены. В них добавлены несколько абзацев, которые профильный комитет ГД по конституционному законодательству и госстроительству публично не прорабатывал. Зампред комитета от ЛДПР Сергей Иванов возмущенно потребовал разъяснений, но прилюдно их так и не получил.
В принципе у комитетов ГД есть такая форма обсуждения, как опросные листы — когда собирать заседание некогда, а решить некую проблему надо. Тогда депутаты и получают листочек с изложенным вариантом текста, с которым они должны или согласиться, или нет. Однако Иванов заявил вчера «НГ», что лично до него такой опросный лист не доходил. Зампред комитета выразил сожаление о том, что анонсированный обоими высшими руководителями государства план вернуть прямые выборы губернаторов обернулся по сути дела своей противоположностью. Хотя, еще раз подчеркнул Иванов, он сам и фракция ЛДПР как раз изначально были против восстановления губернаторских выборов. По мнению депутата, практику какого-то подпольного принятия важных поправок нормальным делом назвать нельзя.
И действительно, по тем бумагам, которые были розданы вчера на пленарном заседании, хорошо заметно, как работала законотворческая мысль у единороссов и их кураторов из кремлевской администрации. Сначала в тексте появился абзац, гласящий, что ранее назначенный губернатор, который отработал не менее года, может досрочно уйти в отставку, а потом по разрешению президента участвовать в объявленных в связи с его отставкой выборах. Но потом законодатель, очевидно, сообразил, что тем самым тому или иному губернатору не запрещено после ухода в досрочную отставку вновь баллотироваться и без всякого на то позволения Путина. Поэтому в тексте появился еще один пунктик. Где теперь уже строго записано: ушедший с должности по собственному желанию или в результате недоверия, высказанного ему Заксобранием, руководитель региона кандидатом на ближайших выборах выдвинут быть не может.
Таким образом, получается, что у Путина в руках появляется механизм проведения выборочного, но весьма оперативного прореживания губернаторского корпуса. Теперь становится понятно, почему он 11 апреля, выступая в Госдуме, публично отказался от необходимости мощного президентского фильтра. Ведь тем начальникам, кому он в доверии официально отказать все-таки не может, но работой которых он все же недоволен, теперь можно будет настоятельно рекомендовать отставку. А вот разрешение попытаться стать всенародно избранным главой региона им потом не давать. Но зато устраивающие президента губернаторы смогут весьма быстро обрести себе дополнительную легитимность. В Госдуме уже пошли разговоры о том, что осенью этого года могут пройти выборы губернаторов вовсе не пяти—семи субъектов РФ, как это на днях сообщали кремлевские источники, а гораздо большего их количества.