О том, как в Карелии реализуются приоритетные национальные проекты и создаются условия для жизни и работы граждан, рассказывает Глава Республики Карелия Сергей КАТАНАНДОВ.
– Сергей Леонидович, как происходит управление процессом реализации национальных проектов? Как контролируется расходование выделенных средств?
– Для осуществления четырех приоритетных национальных проектов у нас созданы координационный совет при Главе Республики Карелия и рабочие группы по обеспечению реализации приоритетных национальных проектов на территории Республики Карелия, которые возглавляют руководители соответствующих органов исполнительной власти. Между Правительством Республики Карелия и муниципальными образованиями заключены соглашения по взаимодействию в реализации приоритетных национальных проектов.
Органами исполнительной власти постоянно ведется мониторинг и контроль за осуществлением нацпроектов на территории республики в соответствии с утвержденными сетевыми графиками. Кроме того, ход реализации нацпроектов систематически обсуждается на заседаниях рабочих групп и координационного совета, освещается в республиканских и районных средствах массовой информации.
– Как осуществляется государственная поддержка приоритетных отраслей экономики республики?
– Подобная поддержка оказывается по нескольким направлениям, в числе которых установление налоговых льгот, предоставление бюджетных кредитов на льготных условиях и совместное финансирование объектов социальной, культурной сферы муниципалитетов в рамках реализации соглашений о сотрудничестве с крупнейшими предприятиями.
Плановый объем финансирования из бюджета республики в рамках реализации соглашений о взаимодействии правительства и крупнейших организаций республики (ОАО «Карельский окатыш», Сегежский ЦБК, ОАО «НАЗ-СУАЛ») оценивается в 136 млн руб.
– Что Вы считаете основным в деятельности Главы Республики Карелия?
– Приоритетным направлением деятельности не только Главы Республики Карелия, но и всех структур власти является социальная политика. Социальная направленность определяется долей расходов бюджета на образование, здравоохранение, культуру, спорт, социальную политику. Эта доля сегодня составляет 60%.
Работа органов государственной власти в названных областях направлена на реализацию государственной политики по решению комплексных проблем социального развития, повышению уровня жизни населения, обеспечению доступности и повышению качества предоставляемых услуг.
Все органы исполнительной власти республики и подведомственные им учреждения, оказывающие услуги населению, сейчас стремятся к повышению качества бюджетных услуг. Уже разработаны индикаторы и показатели результатов оказываемых услуг, позволяющие дать оценку деятельности соответствующих учреждений.
В республике функционирует система социального обслуживания населения, предполагающая оказание различных видов социальных услуг (бесплатно или на льготных условиях) престарелым, инвалидам, многодетным и неполным семьям, другим категориям нуждающихся граждан – всего более 76 тыс. человек. Эта деятельность осуществляется через сеть стационарных учреждений: домов-интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров и т.д., а также путем дальнейшего развития сети учреждений социального обслуживания, введения новых типов учреждений и укрепления их материально-технической базы, подготовки квалифицированных кадров.
Усилия региональных властей в области социальной политики сконцентрированы на адресной поддержке наименее защищенных слоев населения, имеющих реальные доходы ниже прожиточного минимума, в рамках республиканской целевой программы «Адресная социальная помощь». На реализацию этой программы из бюджета выделено более 100 млн руб. В прошлом году различными мерами социальной поддержки и помощи было охвачено свыше 288 тыс. человек (41% от общей численности населения республики), из них 198 тыс. – граждане пенсионного возраста (91% от общего числа пенсионеров). На эти цели было направлено около 2 млрд руб. из бюджета республики.
В Карелии осуществляется гарантированная социальная поддержка отдельных категорий граждан, проживающих на территории республики: ветеранов труда, реабилитированных граждан, тружеников тыла, специалистов государственных и муниципальных учреждений, работающих и проживающих за пределами городов, детей-сирот, семей, имеющих детей, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Сейчас в республике практически завершена реформа жилищно-коммунального хозяйства, осуществлен переход на 100%-ную оплату населением потребляемых жилищно-коммунальных услуг. В этих условиях важнейшей задачей государственной политики является адресная социальная защита малообеспеченных граждан. В 2006 г. бюджетными субсидиями на оплату жилья и коммунальных услуг пользовались 20 тыс. семей (8% от общего количества). Средний размер субсидии в расчете на одну семью в год составил 8 тыс. руб.
– Проводит ли Карелия собственные целевые программы и в каких сферах?
– В настоящее время в сфере охраны здоровья, занятости, социальной защиты населения, молодежной и миграционной политики реализуется свыше 20 республиканских целевых программ; разработан план мероприятий по реализации инициатив Главы Республики Карелия в области семейной политики и демографического развития на 2007–2010 гг. Причем приоритетными направлениями являются поддержка материнства, семьи и молодежи.
В результате проведения комплекса мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации, за период с 2002 по 2006 г. удалось стабилизировать показатели рождаемости и смертности на уровне 2005 г., снизить на 20% младенческую смертность, а также первичную и общую заболеваемость во всех возрастных группах.
Кроме того, в рамках программы «Адресная социальная помощь» учащимся из малообеспеченных и многодетных семей предоставляются субсидии на питание.
– На каких принципах строится бюджетная политика Республики Карелия?
– Сейчас и в среднесрочной перспективе наша бюджетная политика базируется на следующих принципах: необходимости улучшения качества жизни населения, создании условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике, повышении эффективности и прозрачности управления общественными финансами Республики Карелия. При этом приоритетными являются следующие направления:
1. Повышение роли среднесрочного финансового планирования, соблюдение процедур и сроков разработки и утверждения бюджета республики на очередной год и перспективного финансового плана.
2. Ориентация расходов бюджета на конечный результат.
3. Реализация национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилищной сфере, агропромышленном комплексе.
4. Обеспечение прозрачности и эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд.
5. Установление регулируемых тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса и естественных монополий до внесения проекта бюджета республики в Законодательное Собрание.
6. Повышение качества правового регулирования бюджетных правоотношений.
В ходе реализации программы оптимизации расходов бюджета Республики Карелия на 2005–2007 гг. проведена работа по реорганизации государственных учреждений образования, здравоохранения и культуры, в том числе внесены изменения в уставы учреждений в части корректировки функциональных обязанностей в связи с этой программой.
Численность учащихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования приведена в соответствие с потребностями рынка труда республики, что позволило оптимизировать штатную численность работников в соответствующих учреждениях и направить высвободившиеся средства на отраслевые нужды.
Министерства республики приступили к созданию проектов отраслевых систем оплаты труда. В частности, в Министерстве образования Республики Карелия завершается разработка системы оплаты труда педагогических работников, предусматривающая плату не только за количество, но и за качество педагогической деятельности. Решение комплекса этих задач возможно только при тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере труда. Так, для формирования отраслевых систем оплаты труда требуется определить критерии качества предоставляемых услуг, обеспечить нормирование труда, изменить квалификационные характеристики работников бюджетных отраслей.
Объекты коммунального назначения, государственные учреждения образования, здравоохранения и социального обслуживания, а также объекты жилищного фонда передаются в муниципальную собственность. Расширяется рынок платных услуг, совершенствуется процесс государственных закупок для нужд республики, проводятся другие мероприятия, влияющие на структуру и эффективное использование бюджетных средств.
В этом году мы приступили к формированию новой программы оптимизации расходов бюджета Республики Карелия на 2008–2010 гг., направленной на достижение более глубоких преобразований в части реструктуризации бюджетного сектора, повышения качества и доступности предоставляемых бюджетных услуг и развития практики государственных заказов в сфере общественно значимых услуг.
– Как Вам удается эффективно руководить таким сложным механизмом, как Республика Карелия?
– Для повышения эффективности управления в работу республиканских исполнительных органов власти с 2004 г. внедряются процедуры управления по результатам. В настоящее время сформирована система стратегических целей, задач и целевых показателей деятельности каждого министерства на среднесрочную перспективу. Например, в подведомственных Министерству культуры республики учреждениях стали применяться результативные принципы управления на основе системы измеримых показателей эффективности и результативности работы сотрудников, в том числе руководителей учреждений. В Министерстве финансов сформированы должностные регламенты государственных гражданских служащих, где определены показатели деятельности каждого работника. Кроме того, утверждены административные регламенты всех министерств. Проводится работа по формированию перечней государственных функций и государственных услуг. Принят ряд мер по повышению информационной открытости и прозрачности деятельности органов исполнительной власти Республики Карелия. Мы активно изучаем успешный опыт государственного управления в других регионах и внедряем его в Карелии.
Чтобы стимулировать проведение аналогичной работы в муниципальных образованиях, в республиканском бюджете на 2007 г. предусмотрены специальные субсидии для поощрения органов местного самоуправления, активно внедряющих принципы управления по результатам, стандартизации и регламентации муниципальных услуг.
В целях эффективного использования средств бюджета с 2007 г. в регионе действует указ Главы Республики Карелия, предусматривающий увеличение численности органов исполнительной власти только в случае наделения их дополнительными функциями в связи с разграничением полномочий.
Удельный вес расходов на содержание центральных аппаратов органов государственной власти республики в общих расходах бюджета за последние годы снизился. Среднемесячная заработная плата сотрудников органов исполнительной власти Карелии в сопоставимых условиях значительно меньше, чем в других регионах Северо-Западного федерального округа.
– Как организована работа с органами местного самоуправления?
– Структура органов местного самоуправления Республики Карелия, ранее состоявшая из 18 муниципальных образований, с 1 января 2006 г. включает 127 муниципалитетов, в том числе два городских округа, 16 муниципальных районов, 21 городское и 88 сельских поселений.
Финансовая помощь бюджетам муниципальных образований передается по единым законодательно утвержденным методикам, действуют долговременные правила разделения налоговых доходов. Распределение межбюджетных трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности основано на установлении налогового потенциала муниципальных образований и индекса бюджетных расходов, который определяется с учетом финансовых нормативов, утвержденных законом республики.
Проведение муниципальной реформы, особенно на этапе становления новых муниципальных органов, потребовало координации усилий государственных и муниципальных органов власти. Формы взаимодействия были многообразными и комплексными: обучающие семинары и лекции, которые проводились во втором полугодии 2006 г. практически ежемесячно, подготовка муниципальных актов по вопросам бюджетного процесса и бюджета, экспертиза проектов бюджетов муниципальных образований на 2007 г. – ни один проект решения об утверждении местного бюджета не остался без внимания.
Надо признать, что задолженность местных бюджетов перед бюджетом Республики Карелия пока имеет место и ее сокращению уделяется значительное внимание. В 2005 г. по примеру Минфина России мы заключили с муниципальными образованиями соглашения о реструктуризации ссудной задолженности на три года, по итогам выполнения которых 10% задолженности органы местного самоуправления должны погасить, а 90% (по 30% ежегодно) списывается при выполнении определенных условий: отсутствия просроченной задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы по состоянию на первое число каждого месяца и сокращения задолженности по начислениям на оплату труда и по расходам на оплату коммунальных услуг бюджетными учреждениями.
В результате заключения данных соглашений удалось не только оздоровить муниципальные финансы вследствие сокращения межбюджетной задолженности, но и создать дополнительные стимулы для обеспечения своевременной выплаты заработной платы сотрудникам муниципальных бюджетных учреждений. По итогам 2005 и 2006 гг. все органы местного самоуправления условия соглашений выполнили. Все это является результатом того, что мы следовали и продолжаем следовать политике Президента РФ В.В.Путина.
Справка «Бюджета»
Сергей Леонидович КАТАНАНДОВ, Глава Республики Карелия
Родился в 1955 г. в Петрозаводске.
В 1977 г. окончил Петрозаводский государственный университет им. О. В. Куусинена, специальность «Промышленное и гражданское строительство»; в 1994 г. – Северо-Западный кадровый центр (Институт государственной службы), специальность «Государственное и муниципальное управление»; в 1996 г. – Северо-Западную академию государственной службы, специальность «Юриспруденция». Кандидат философских наук.
С 1977 г. – мастер СМУ-1 Промстройтреста.
С 1985 г. – главный инженер треста «Петрозаводскстрой».
С 1990 г. – председатель исполкома Петрозаводского городского Совета народных депутатов.
С 1994 г. – глава местной администрации (мэр) города Петрозаводска.
С 1998 г. – председатель Правительства Республики Карелия.
С 2002 г. – Глава Республики Карелия.
Член Государственного совета при Президенте РФ, совета при Правительстве РФ по проведению реформы местного самоуправления.
Награжден орденами Почета, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, а также святого благоверного князя Даниила Московского I степени, преподобного Сергия Радонежского I степени, святого равноапостольного князя Владимира II степени.
Заслуженный работник народного хозяйства Республики Карелия.
Женат. Имеет двух сыновей.
Журнал «Бюджет» №6 июнь 2007 г.
– Сергей Леонидович, как происходит управление процессом реализации национальных проектов? Как контролируется расходование выделенных средств?
– Для осуществления четырех приоритетных национальных проектов у нас созданы координационный совет при Главе Республики Карелия и рабочие группы по обеспечению реализации приоритетных национальных проектов на территории Республики Карелия, которые возглавляют руководители соответствующих органов исполнительной власти. Между Правительством Республики Карелия и муниципальными образованиями заключены соглашения по взаимодействию в реализации приоритетных национальных проектов.
Органами исполнительной власти постоянно ведется мониторинг и контроль за осуществлением нацпроектов на территории республики в соответствии с утвержденными сетевыми графиками. Кроме того, ход реализации нацпроектов систематически обсуждается на заседаниях рабочих групп и координационного совета, освещается в республиканских и районных средствах массовой информации.
– Как осуществляется государственная поддержка приоритетных отраслей экономики республики?
– Подобная поддержка оказывается по нескольким направлениям, в числе которых установление налоговых льгот, предоставление бюджетных кредитов на льготных условиях и совместное финансирование объектов социальной, культурной сферы муниципалитетов в рамках реализации соглашений о сотрудничестве с крупнейшими предприятиями.
Плановый объем финансирования из бюджета республики в рамках реализации соглашений о взаимодействии правительства и крупнейших организаций республики (ОАО «Карельский окатыш», Сегежский ЦБК, ОАО «НАЗ-СУАЛ») оценивается в 136 млн руб.
– Что Вы считаете основным в деятельности Главы Республики Карелия?
– Приоритетным направлением деятельности не только Главы Республики Карелия, но и всех структур власти является социальная политика. Социальная направленность определяется долей расходов бюджета на образование, здравоохранение, культуру, спорт, социальную политику. Эта доля сегодня составляет 60%.
Работа органов государственной власти в названных областях направлена на реализацию государственной политики по решению комплексных проблем социального развития, повышению уровня жизни населения, обеспечению доступности и повышению качества предоставляемых услуг.
Все органы исполнительной власти республики и подведомственные им учреждения, оказывающие услуги населению, сейчас стремятся к повышению качества бюджетных услуг. Уже разработаны индикаторы и показатели результатов оказываемых услуг, позволяющие дать оценку деятельности соответствующих учреждений.
В республике функционирует система социального обслуживания населения, предполагающая оказание различных видов социальных услуг (бесплатно или на льготных условиях) престарелым, инвалидам, многодетным и неполным семьям, другим категориям нуждающихся граждан – всего более 76 тыс. человек. Эта деятельность осуществляется через сеть стационарных учреждений: домов-интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров и т.д., а также путем дальнейшего развития сети учреждений социального обслуживания, введения новых типов учреждений и укрепления их материально-технической базы, подготовки квалифицированных кадров.
Усилия региональных властей в области социальной политики сконцентрированы на адресной поддержке наименее защищенных слоев населения, имеющих реальные доходы ниже прожиточного минимума, в рамках республиканской целевой программы «Адресная социальная помощь». На реализацию этой программы из бюджета выделено более 100 млн руб. В прошлом году различными мерами социальной поддержки и помощи было охвачено свыше 288 тыс. человек (41% от общей численности населения республики), из них 198 тыс. – граждане пенсионного возраста (91% от общего числа пенсионеров). На эти цели было направлено около 2 млрд руб. из бюджета республики.
В Карелии осуществляется гарантированная социальная поддержка отдельных категорий граждан, проживающих на территории республики: ветеранов труда, реабилитированных граждан, тружеников тыла, специалистов государственных и муниципальных учреждений, работающих и проживающих за пределами городов, детей-сирот, семей, имеющих детей, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Сейчас в республике практически завершена реформа жилищно-коммунального хозяйства, осуществлен переход на 100%-ную оплату населением потребляемых жилищно-коммунальных услуг. В этих условиях важнейшей задачей государственной политики является адресная социальная защита малообеспеченных граждан. В 2006 г. бюджетными субсидиями на оплату жилья и коммунальных услуг пользовались 20 тыс. семей (8% от общего количества). Средний размер субсидии в расчете на одну семью в год составил 8 тыс. руб.
– Проводит ли Карелия собственные целевые программы и в каких сферах?
– В настоящее время в сфере охраны здоровья, занятости, социальной защиты населения, молодежной и миграционной политики реализуется свыше 20 республиканских целевых программ; разработан план мероприятий по реализации инициатив Главы Республики Карелия в области семейной политики и демографического развития на 2007–2010 гг. Причем приоритетными направлениями являются поддержка материнства, семьи и молодежи.
В результате проведения комплекса мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации, за период с 2002 по 2006 г. удалось стабилизировать показатели рождаемости и смертности на уровне 2005 г., снизить на 20% младенческую смертность, а также первичную и общую заболеваемость во всех возрастных группах.
Кроме того, в рамках программы «Адресная социальная помощь» учащимся из малообеспеченных и многодетных семей предоставляются субсидии на питание.
– На каких принципах строится бюджетная политика Республики Карелия?
– Сейчас и в среднесрочной перспективе наша бюджетная политика базируется на следующих принципах: необходимости улучшения качества жизни населения, создании условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике, повышении эффективности и прозрачности управления общественными финансами Республики Карелия. При этом приоритетными являются следующие направления:
1. Повышение роли среднесрочного финансового планирования, соблюдение процедур и сроков разработки и утверждения бюджета республики на очередной год и перспективного финансового плана.
2. Ориентация расходов бюджета на конечный результат.
3. Реализация национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилищной сфере, агропромышленном комплексе.
4. Обеспечение прозрачности и эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд.
5. Установление регулируемых тарифов на услуги организаций жилищно-коммунального комплекса и естественных монополий до внесения проекта бюджета республики в Законодательное Собрание.
6. Повышение качества правового регулирования бюджетных правоотношений.
В ходе реализации программы оптимизации расходов бюджета Республики Карелия на 2005–2007 гг. проведена работа по реорганизации государственных учреждений образования, здравоохранения и культуры, в том числе внесены изменения в уставы учреждений в части корректировки функциональных обязанностей в связи с этой программой.
Численность учащихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования приведена в соответствие с потребностями рынка труда республики, что позволило оптимизировать штатную численность работников в соответствующих учреждениях и направить высвободившиеся средства на отраслевые нужды.
Министерства республики приступили к созданию проектов отраслевых систем оплаты труда. В частности, в Министерстве образования Республики Карелия завершается разработка системы оплаты труда педагогических работников, предусматривающая плату не только за количество, но и за качество педагогической деятельности. Решение комплекса этих задач возможно только при тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере труда. Так, для формирования отраслевых систем оплаты труда требуется определить критерии качества предоставляемых услуг, обеспечить нормирование труда, изменить квалификационные характеристики работников бюджетных отраслей.
Объекты коммунального назначения, государственные учреждения образования, здравоохранения и социального обслуживания, а также объекты жилищного фонда передаются в муниципальную собственность. Расширяется рынок платных услуг, совершенствуется процесс государственных закупок для нужд республики, проводятся другие мероприятия, влияющие на структуру и эффективное использование бюджетных средств.
В этом году мы приступили к формированию новой программы оптимизации расходов бюджета Республики Карелия на 2008–2010 гг., направленной на достижение более глубоких преобразований в части реструктуризации бюджетного сектора, повышения качества и доступности предоставляемых бюджетных услуг и развития практики государственных заказов в сфере общественно значимых услуг.
– Как Вам удается эффективно руководить таким сложным механизмом, как Республика Карелия?
– Для повышения эффективности управления в работу республиканских исполнительных органов власти с 2004 г. внедряются процедуры управления по результатам. В настоящее время сформирована система стратегических целей, задач и целевых показателей деятельности каждого министерства на среднесрочную перспективу. Например, в подведомственных Министерству культуры республики учреждениях стали применяться результативные принципы управления на основе системы измеримых показателей эффективности и результативности работы сотрудников, в том числе руководителей учреждений. В Министерстве финансов сформированы должностные регламенты государственных гражданских служащих, где определены показатели деятельности каждого работника. Кроме того, утверждены административные регламенты всех министерств. Проводится работа по формированию перечней государственных функций и государственных услуг. Принят ряд мер по повышению информационной открытости и прозрачности деятельности органов исполнительной власти Республики Карелия. Мы активно изучаем успешный опыт государственного управления в других регионах и внедряем его в Карелии.
Чтобы стимулировать проведение аналогичной работы в муниципальных образованиях, в республиканском бюджете на 2007 г. предусмотрены специальные субсидии для поощрения органов местного самоуправления, активно внедряющих принципы управления по результатам, стандартизации и регламентации муниципальных услуг.
В целях эффективного использования средств бюджета с 2007 г. в регионе действует указ Главы Республики Карелия, предусматривающий увеличение численности органов исполнительной власти только в случае наделения их дополнительными функциями в связи с разграничением полномочий.
Удельный вес расходов на содержание центральных аппаратов органов государственной власти республики в общих расходах бюджета за последние годы снизился. Среднемесячная заработная плата сотрудников органов исполнительной власти Карелии в сопоставимых условиях значительно меньше, чем в других регионах Северо-Западного федерального округа.
– Как организована работа с органами местного самоуправления?
– Структура органов местного самоуправления Республики Карелия, ранее состоявшая из 18 муниципальных образований, с 1 января 2006 г. включает 127 муниципалитетов, в том числе два городских округа, 16 муниципальных районов, 21 городское и 88 сельских поселений.
Финансовая помощь бюджетам муниципальных образований передается по единым законодательно утвержденным методикам, действуют долговременные правила разделения налоговых доходов. Распределение межбюджетных трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности основано на установлении налогового потенциала муниципальных образований и индекса бюджетных расходов, который определяется с учетом финансовых нормативов, утвержденных законом республики.
Проведение муниципальной реформы, особенно на этапе становления новых муниципальных органов, потребовало координации усилий государственных и муниципальных органов власти. Формы взаимодействия были многообразными и комплексными: обучающие семинары и лекции, которые проводились во втором полугодии 2006 г. практически ежемесячно, подготовка муниципальных актов по вопросам бюджетного процесса и бюджета, экспертиза проектов бюджетов муниципальных образований на 2007 г. – ни один проект решения об утверждении местного бюджета не остался без внимания.
Надо признать, что задолженность местных бюджетов перед бюджетом Республики Карелия пока имеет место и ее сокращению уделяется значительное внимание. В 2005 г. по примеру Минфина России мы заключили с муниципальными образованиями соглашения о реструктуризации ссудной задолженности на три года, по итогам выполнения которых 10% задолженности органы местного самоуправления должны погасить, а 90% (по 30% ежегодно) списывается при выполнении определенных условий: отсутствия просроченной задолженности по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы по состоянию на первое число каждого месяца и сокращения задолженности по начислениям на оплату труда и по расходам на оплату коммунальных услуг бюджетными учреждениями.
В результате заключения данных соглашений удалось не только оздоровить муниципальные финансы вследствие сокращения межбюджетной задолженности, но и создать дополнительные стимулы для обеспечения своевременной выплаты заработной платы сотрудникам муниципальных бюджетных учреждений. По итогам 2005 и 2006 гг. все органы местного самоуправления условия соглашений выполнили. Все это является результатом того, что мы следовали и продолжаем следовать политике Президента РФ В.В.Путина.
Справка «Бюджета»
Сергей Леонидович КАТАНАНДОВ, Глава Республики Карелия
Родился в 1955 г. в Петрозаводске.
В 1977 г. окончил Петрозаводский государственный университет им. О. В. Куусинена, специальность «Промышленное и гражданское строительство»; в 1994 г. – Северо-Западный кадровый центр (Институт государственной службы), специальность «Государственное и муниципальное управление»; в 1996 г. – Северо-Западную академию государственной службы, специальность «Юриспруденция». Кандидат философских наук.
С 1977 г. – мастер СМУ-1 Промстройтреста.
С 1985 г. – главный инженер треста «Петрозаводскстрой».
С 1990 г. – председатель исполкома Петрозаводского городского Совета народных депутатов.
С 1994 г. – глава местной администрации (мэр) города Петрозаводска.
С 1998 г. – председатель Правительства Республики Карелия.
С 2002 г. – Глава Республики Карелия.
Член Государственного совета при Президенте РФ, совета при Правительстве РФ по проведению реформы местного самоуправления.
Награжден орденами Почета, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, а также святого благоверного князя Даниила Московского I степени, преподобного Сергия Радонежского I степени, святого равноапостольного князя Владимира II степени.
Заслуженный работник народного хозяйства Республики Карелия.
Женат. Имеет двух сыновей.
Журнал «Бюджет» №6 июнь 2007 г.